Развитие дошкольников в театрализованной деятельности
статья

Кулёмина Олеся Владимировна

В предлагаемой статье описывается опыт организации театрализованной деятельности в детском саду, который показал, что регулярное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности предложенных приемов, дают возможность использовать театрализованную деятельность в целях всестороннего развития. Она не только учит детей переживать, радоваться, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие, что очень важно при работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_doshkolnikov_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников в театрализованной деятельности.

      Практический опыт по организации театрализованной деятельности с дошкольниками показал, что  театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Развивается слуховое, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве и на плоскости, совершенствуются точные движения. Дети учатся общаться между собой. Это раскрепощает их, делает речь более эмоциональной, мимику выразительней, эмоции яркими. Дети начинают проявлять разные чувства в ходе игр: сожаление, сочувствие, радость, досаду, удивление. Дети стали более дружными, отзывчивыми, легче разрешают конфликтные ситуации, находят адекватные способы содействия. У детей обогатился эмоциональный словарь. Если раньше им тяжело было распознать и описать эмоциональное состояние и поступки, то теперь они чаще используют эмоциональную лексику, свободнее выражают свои эмоции, дают оценку происходящему.

    На основе изученной литературы по данной теме, приемов и форм проведения и организации театрализованной деятельности мы определили для себя систему дальнейшей работы детьми в соответствии с поставленными задачами:

1)        Согласно возрастным особенностям ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки.

2)        Изготовление и ознакомление детей с различными видами кукольного театра, последовательное знакомство с ними.

3)        Создание уголка театрализованной деятельности с систематически меняющейся предметно-развивающей средой.

4)        Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.

5)        Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах, Изготовлению костюмов.

6)        Использование музыки, танцев, песен в театрализованной деятельности.

     Работу по театрализованной деятельности мы начали с детьми с младшего возраста. У детей этого возраста необходимо было формировать простейшие образно-выразительные умения, умения имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагировали на потешки, приговорки, песенки, попевки, которые использовались в разные режимные моменты. Для этого нами был собран материал и изготовлены картотеки: «Фольклор в повседневной жизни в разные режимные моменты», «Фольклорные заклички, приговорки, звенелки,шумелки», «Загадки», «Закрепление произношения звуков в потешках и загадках», «Гимнастика с помощью игр и хороводов в разное время года», «Уговорушки», «Потешки по лексическим темам». Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопувает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, вызывает положительные эмоции, организует поведение. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, чувства, формирует отношение к окружающему миру. В Работе с детьми мы применяли много фольклорного материала, что помогло наладить эмоциональный контакт с детьми, помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Подбирали много иллюстративного материала.

     Речь детей в этом возрасте слабо развита, словарный запас небольшой, поэтому все тексты мы заучивали наизусть, произносили  с определенной интонацией, чтобы ребенок слышал образец правильной выразительной речи. Нами были подготовлены настольные театры по сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Часто показывали спектакли в которых дети могли озвучить героев звукоподражанием. Много игр проводилось с выполнением движений, например: «Коза рогатая», «Ладушки», «Водичка-водичка» и т.п. В группе сделан уголок ряжения, в котором размещены юбочки, косынки, фартуки. Малыши с удовольствием приходили в группу, радовались театрализованной деятельности.

       Во второй младшей группе работа по театрализованной деятельности продолжилась. Мы продолжали привлекать детей к театрализованным играм. В работе использовали потешки, хороводы, сказки для всестороннего развития детей: в развитии познавательной деятельности, речи, для развития движений, любознательности. Потешки использовали как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети легко запоминало их, вводили в свою речь, обыгрывали. Со временем у нас появился пальчиковый театр, который вызвал восторг у детей. У детей появилось желание самим активно действовать, озвучивать персонажа, что обогащало их активный словарь. Дети очень эмоционально изображали особенности героя, что положительно отражалось на формировании эмоциональной лексики.

       Основные направления развития театрализованной деятельности у детей младшего возраста состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

   Нами были использованы следующие ступени театрализованной деятельности, которые включались в режимные моменты и использовались в совместной деятельности:

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышек машет крылышками) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши).

- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику ,храбрый петушок шагает по дорожке).

- игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

    В группе был создан театрализованный уголок, который постепенно пополнялся различными видами театров. Как промышленного производства, так и сделанного своими руками. В нем представлены:

1.        Различные виды театров:

- настольный деревянный театр,

- настольный конусный театр,

- театр матрешек,

- театр деревянных ложек,

- варежковый театр.

- пальчиковый деревянный театр,

- пальчиковый вязяный театр,

- пальчиковый конусный театр,

- плоскостной магнитный театр,

- театр на ковролине,

- плоскостной настольный театр,

- настольный театр игрушек,

- театр бибабо,

- театр масок,

- «Домик настроений».

2. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

- ширмы для кукольного театра,

- элементы костюмов,

- атрибуты для различных игровых позиций (афишы, программки, билеты).

   Рядом находится музыкальный уголок в котором представлены различные виды музыкальных инструментов, которые помогают детям в озвучивании театрализованных игр.

В книжном уголке представлены:

- книги со сказками, стихами, потешками,

- музыкальные озвученные книги,

- книжки-игрушки,

- книги-панорамки.

Дидактические игры:

- пазлы по сказочным сюжетам,

- кубики,

- лото по сказкам,

- игры по ознакомлению с эмоциями.

- игры-ходилки (закрепление сюжета сказок).

   В работе нами также используются аудиозаписи со сказками, детскими песнями, музыкой. CD мультфильмами по сказкам.

   В средней группе мы стали включать в совместную деятельность НОД по театрализованной деятельности один раз в неделю. Детей этого возраста начали обучать элементам художественно-образных вразительных средств (интонации, мимике, пантомиме).

    Основные направления развития театрализованной игры детей этого возраста состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героев, их смена.

     При обучении художественно-образным элементам для передачи образов в работе нами использовались знакомые и любимые детьми сказки, которые концентрируют в себе совокупность выразительных средств языка, позволяют научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании: речь, мимика, движения.

     Вначале фрагменты сказок используются как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок как лягушка, мышка, лиса или медведь (сказка «Теремок»), после чего детям задается вопрос, кто больше похож по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз задание усложняется. Ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво, дети учатся перевоплощению, стремятся, чтобы характер персонажа, его образ, узнавался всеми. Одновременно у ребенка обогащается словарь, обогащаются эмоции и эмоциональная лексика.

 Нами использовались следующие виды инсценировок:

- Ролевые диалоги героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса» и др.).

- Постановки по поэтическим и прозаическим текстам  (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», к. Чуковский «Путаница»).

 В содержание занятий по театрализованной деятельности нами включаются:

- просмотры кукольных спектаклей и беседы по ним,

- игры-драматизации,

- упражнения для эмоционального развития детей,

- развивающие игры,

- упражнения по дикции,

- артикуляционная гимнастика,

- задания для развития речевой интонационной выразительности,

- упражнения на развитие общей моторики ( пластики, темпа, ритмики движений),

- пальчиковая гимнастика для развития ручной и пальчиковой моторики,

- упражнения на развитие выразительной мимики,

- театральные этюды,

- подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций,

- знакомство с тестом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

   Чтобы развивать у детей уверенность в себе и сформировать навыки комфортного и эмоционального личностного общения необходимо было так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс, имел возможность проявить себя в той или иной роли. Для этого нами использовались разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию,

- назначение на главные роли более робких и застенчивых детей,

- распределение ролей по карточкам (дети берут из руки карточку на которой схематично изображен персонаж),

- проигрывание ролей в парах.

      В старшем возрасте мы продолжили работу. Для обучения детей средствам речевой выразительности нами использовались более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией слова «здравствуй», «возьми», «принеси», «помоги» и другие (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и др.) Или привлечь внимание к тому, как можно изменитьсмысл фразы путем перестановки логического ударения.

    Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление, страх, злость и др.) и способам их невербального и вербального выражения. Решению этой задачи способствует применение мною заданий с работой по карточкам-пиктограммам. Работы с пиктограммами знакомят детей с графическим изображением эмоций, помогают легче передать, изобразить эмоцию на своем лице, определить эмоцию персонажа сказки.

    Также большую роль в формировании эмоций играет отбор произведений, с которым знакомятся дети. Они должны ярко отражать эмоциональные состояния героев. Мы стараемся так познакомить детей с произведением, чтобы они не просто прослушали его и запомнили сюжет, а могли активно пережить его, не оставаясь безучастным, равнодушным к его содержанию. Для этого нами применяются разнообразные методы:

- выразительное чтение, которое способствует созданию у детей образных представлений. Воздействует на эмоции и восприятие (чтение должно быть эмоционально окрашенным).

- рассматривание иллюстраций (рисунки способствуют более глубокому восприятию содержания книги),

- этическая беседа по прочитанному произведению о положительных переживаниях и их влиянии на развитие сюжета (специфика этих бесед заключается в том, что в них анализируются качества, присущие тем или иным персонажам с точки зрения проявления ими чувств).

Беседа помогает оценить поступки персонажа, а также позволяет определить эмоции героев и окружающих, выделить чувства, которые эти поступки вызывают у каждого из детей, принимающих участие в беседе. Это помогают сделать следующие вопросы:

- Как поступил … (персонаж)? Что он при этом чувствовал?

- Какие слова, жесты об этом говорят?

- Представьте, что с ним поступили также, что бы он почувствовал?

- представьте, что вы оказались поблизости в этот момент, что бы вы почувствовали? Как бы поступили?

- для развития творческого воображения и фантазии на занятиях нами используются игры-фантазирования (с помощью разнообразных вопросов детям предлагается сочинить жизнь героев до описанных событий). Например: Как жила Золушка со своим батюшкой без мачехи и сестер, чем она любили заниматься, какие чувства она при этом испытывала.

- игры-импровизации с персонажами (детям предлагается выбрать самостоятельно понравившийся эпизод и проиграть его несколько раз, побывав в различных ролях, важно, чтобы каждый ребенок побывал в роли положительного и отрицательного героя).

- музыкальные игры перевоплощения (звучит музыка, детям предлагается импровизировать под музыку на уровне отдельных движений).

 Перед распределением ролей мы проводим с детьми разыгрывание отдельных эпизодов в виде игр-этюдов.

 При работе над ролью с детьми нами используются следующие приемы:

Работа над эмоциями и чувствами. Вместе с детьми обсуждаем. Что испытывает персонаж? Необходимо помочь ребенку прочувствовать эмоциональное состояние персонажа, чтобы найти собственное выражение.

Работа над образом. Особенности поведения каждого персонажа в разных сценах детьми предлагаются самостоятельно, из нескольких вариантов мы выбираем наиболее подходящий. Здесь важно чтобы дети проявляли собственную инициативу.

Работа над поведением героя. Происходит совместное обсуждение почему так поступил тот или иной герой. Каких качеств не хватает героям.

Совместная деятельность в основном строятся по единой схеме:

-  создание  ситуации для вовлечения в совместную деятельность, эмоционального настроения,

- театрализованная деятельность (в разных формах), где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой потенциал,

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

     Завершая данную статью, хочется отметить, что развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует участие педагогов, детей, родителей. Она требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения совместной деятельности, праздников, досуга, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, видеофильмов, иллюстраций, аудиозаписей. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

     Наши наблюдения показали, что систематическа совместная  театрализованная деятельность способствует пробуждению в детях способности живо представить себе происходящее, эмоционально реагировать на сложившиеся ситуации, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать. Дети нашей группы стали более дружными, отзывчивыми, легче разрешают конфликтные ситуации, находят адекватные способы содействия. У детей обогатился эмоциональный словарь. Если раньше им тяжело было распознать и описать эмоциональное состояние и поступки, то теперь они чаще используют эмоциональную лексику, свободнее выражают свои эмоции, дают оценку происходящему.

      Наш опыт показал, что разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности предложенных приемов и игр дают возможность использовать театрализованную деятельность в целях всестороннего развития дошкольников, оказывать благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка. Она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту, что очень важно при работе с дошкольниками.

Список литературы:

1.        Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. – М.,2007.

2.        Маханева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.- М., 2009.

3.        Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий во всех возрастных групп, с методическими рекомендациям. - М., 2000.

4. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разностороннее развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Одним из средств разностороннего развития детей дошкольного возраста является музыкально-театрализованная деятельность. На занятиях театрализованной деятельностью сочетая возможности нескольких ...

Развитие дошкольников в театрализованной деятельности

Материал для работы с дошкольниками и их родителями по театрализованной деятельности...

"Эмоциональное и творческое развитие дошкольников в театрализованной деятельности"

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль, но как это сделать? Как научить малыша играть? Этому поможет театр!...

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности...

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности

Развитие художественно-эстетического развития дошкольников в театрализованной деятельности...