Адаптированная образовательная программа сопровождения на 2016-2017 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Коновалова Татьяна Владимировна

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц  (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_ryba.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2083  Дошкольное отделение «Ивушка»

                                                   

Адаптированная образовательная программа

сопровождения на 2016-2017 учебный год

 (этап подготовки к школьному обучению)

Фамилия, имя, отчество ребенка:

______________________________________        

Дата рождения

авторский коллектив:

Тьютор: Кравцова О.А.,
Учитель-логопед: Коновалова Т.В.,
Педагог-психолог: Разина М.В.,
Воспитатели:

Москва, 2016г.

Оглавление.

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка:

Принципы и подходы к формированию АОП;

Цели и задачи реализации АОП;

Планируемые результаты освоения АОП:

Срок реализации АОП;

Возраст обучающегося, состав группы

Кадровое обеспечение образовательного процесса;

Способы контроля (педагогическая диагностика).

II. Содержательный раздел.

Учебно-методический план;

 Взаимодействие педагогических работников в процессе

реализации индивидуально ориентированной программы;

Содержание коррекционной психолого-педагогической работы;

Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ.

III. Организационный раздел. 

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями;

Индивидуальный режим инклюзивного включения ребенка с ОВЗ;

Организация развивающей предметно-пространственной среды(оборудование);

Список литературы

Приложения

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц  (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Основанием для составления адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ  дошкольного возраста  послужили рекомендации ПМПК.

Заключение и рекомендации ПМПК и ПМПк

Заключение ПМПК

Рекомендации

ПМПК по организации специальных условий

Рекомендации ПМПк (на базе ДО)

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы проблемы с социальной адаптацией последних. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДО  здоровых  детей  и детей  с особенными потребностями. Данная АОП предусматривает непосредственное включения ребёнка с особыми потребностями в состав группы, где он занимается на общих основаниях со всеми детьми.

Необходимость разработки АОП  обусловлена тем, что у нормативно развивающихся детей в дошкольном детстве общение, предметная, игровая изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе  возникновения всех психологических новообразований и становления личное ребенка в целом. У детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием или с отклонениями на всех этапах развития. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности, следовательно необходимо создание специальных условий, для наиболее успешного развития такого ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников.

В основу АОП положена Программа которая рекомендована  ПМПК по организации специальных условий для данного ребенка и которая отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, доступность,  концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей -дошкольников.

 Принципы и подходы к формированию программы: 

При разработке АОП учитывались ООП ДОО и современные, тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в ФГОС и комплексной программе «От рождения до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой, которую реализует инклюзивные группы нашего образовательного комплекса.

АОП направлена на социализацию ребенка с ОВЗ и подготовку к обучению в школе в условиях инклюзивной группы.

Цель программы: всестороннее развитие ребенка дошкольного с ОВЗ при реализации инклюзивной практики в ДО.

Задачи программы: развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности, развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка; создание условий для успешной социальной адаптации.

Срок реализации АОП - 1 год.

Возраст: __________ лет

Состав группы:  ________ человек. Группа сформирована из нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями: речевые нарушения различной тяжести, задержки психического развития различного генеза, умственная отсталость различного генеза и др. (в соответствии с особенностями данной группы)

Кадровое обеспечение образовательного процесса:

Важным условием обеспечения коррекционно-развивающей   работы  является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с особыми детьми и родителями.

  • Воспитатель
  • Педагог-психолог  
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед

Ожидаемые результаты усвоения программы и способы контроля: 

В соответствии с диагнозом.

Оценка готовности к обучению осуществляется путем логопедической, дефектологической и социально-педагогической подготовки.

Программа реализуется в условиях пятидневного посещения инклюзивной группы полного дня в индивидуальных и групповых видах организованной образовательной деятельности.

Предоставление ребенку времени для самостоятельной игровой деятельности является обязательным условием реализации программы в условиях совместного воспитания детей с разными образовательными потребностями.

Диагностические карты наблюдений детского развития

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Группа дошкольного отделения

Ф.И. ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

социально-коммуникативное развитие 

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Реализация

                                                                                

Оценка уровня развития

(по программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г.  с учетом  критериев заложенных в «Регистре качества образования» (МЦКО)

  • показатель "сформирован" -  означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
  • показатель "находится в стадии формирования"  - означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методический план (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Образовательная область

Направление

работы специалиста

Кол-во часов в неделю

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятия

Специалисты

1.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром и обеспечение успешного усвоения академической познавательной составляющей программы

Учитель- дефектолог

2.

Речевое развитие

Формирование правильного звукопроизношения и развитие речи: формирование лексико-грамматического строя, связной речи

Учитель- логопед

3.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие коммуникативных навыков

Психолог

4.

Образовательная деятельность по всем областям

Развитие всех видов  детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, развитие речи, развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации, развитие творческой активности ребенка в соответствии с режимом.

Воспитатель

Художественно -эстетическое развитие (раздел музыка)

 

Развитие умений и интереса к прослушиванию

песен и музыкальных произведений, формирование элементарных певческих и музыкальных навыков, развитие основных движений , ритмичности движений.

Музыкальный руководить

Физическое развитие

развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики,

Воспитатель по физкультуре

Взаимодействие педагогических работников в процессе

реализации индивидуально ориентированной программы

Образовательные области

Направление

работы по разделам образовательной области

Содержание коррекционной работы

Специалисты, осуществляющие коррекционную         работу

Виды деятельности по осуществлению коррекции

Социально- коммуникативное развитие

Социализация

Формирование

навыков невербальной коммуникации Общение и речевое развитие

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные

занятия, игра, обучение родителей способам невербальной коммуникации

Игра

Переход от неспецифических манипуляций к специфическим. Формирование простых игровых действий. Обучение игровому взаимодействию

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог

Включение в игровое  взаимодействие детей в условиях  группы. Специально организованные игры-занятия

Самообслуживание, трудовое воспитание

 Одевание и раздевание.

Навыки туалета.

Навыки приема пищи.

Элементарные трудовые навыки.

Воспитатель Учитель-дефектолог Младший воспитатель.

Игра, специально  организованные

занятия,  организованная педагогом  деятельность в  режимных моментах

Формирование основ безопасности.

Элементарные

навыки культурного поведения и соблюдение правил безопасности

Воспитатель Учитель-дефектолог Педагог-психолог

Повседневная деятельность, игра, специально организованные

занятия

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира

Знакомство с окружающим миром, формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневная деятельность, специально организованные

занятия, игра

Мышление: Алгоритмы деятельности причинно- следственные связи

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами, Формирование элементарных умений сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Конструктивно-модельная деятельность

Формирование интереса к рисованию,

лепке, аппликации, конструированию, музыкальной деятельности. Обучение способам действий в них.

Воспитатель

Младший воспитатель

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Музыка

Интерес к прослушиванию

песен и музыкальных произведений. Формирование элементарных певческих и музыкальных навыков

Музыкальный руководитель Воспитатель

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Речевое развитие

Развитие речи

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей. Систематизация  и обобщение речевого  материала, приобретенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизация связной речи, формирование  основных функций речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; коррекция звукопроизношения у детей.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные занятия, игра

Грамота

Обучение элементарной грамоте, развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, формирование элементарных представлений о звуко -буквенном анализе, развитие у детей интереса к знаково-символическим средствам.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные занятия, игра

Художественная литература

Формирование восприятия художественного текста. Восприятие словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен)

Воспитатель Музыкальный руководитель

Повседневное общение, специально организованные занятия

Физическое развитие

Физическая культура

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Стимуляция двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков. Обучение основным движениям.

Воспитатель Воспитатель по физкультуре

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Содержание коррекционной психолого- педагогической работы

(в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Педагог

Содержание коррекционной психолого- педагогической работы

Планируемые показатели к концу года

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатель по физкультуре

Взаимодействие с родителями.

Контакт воспитателя, учителя - логопеда (др. специалистов) и родителей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в группе: на первом родительском собрании родителя знакомят с результатами психолого-педагогического обследования, а воспитатель анализирует объем усвоения программного материала по разным видам образовательной деятельности.

У некоторых родителей нередко создается впечатление, что недостатки развития со временем могут исчезнуть без специальной помощи, поэтому важно подчеркнуть, что их исправление или компенсация требует систематической и достаточно продолжительной работы. Так, несвоевременная коррекция речевых недостатков может вызвать проблемы усвоения письма и чтения, а отсутствие целенаправленной работы по формированию интеллектуальных операций приведет к трудностям усвоения программы и, в целом, будет препятствовать полноценной готовности к дальнейшему обучению в школе. Наряду с родительскими собраниями рекомендуется приглашать родителей на педагогические занятия (примерно 1 -2 раза в течение месяца), где родители имеют возможность наблюдать за тем, как занимаются их дети, какие используются приемы обучения, какие требования применяются к учебе ребенка, как выполняются специальные коррекционные задания. На протяжении учебного года организуются индивидуальные встречи с родителями, где их знакомят с отдельными приемами коррекционной работы (постановка звуков, артикуляционные упражнения, специальное формирование словаря и т. д.). Воспитатель при этом должен уметь грамотно составить педагогическую характеристику на каждого ребенка, определив его позитивные особенности и те отклонения в интеллектуальном, речевом, эмоциональном поведении, которые требуют коррекции. Кроме формальных данных о ребенке (фамилии, имя, адрес, состав семьи, жилищные условия), такая характеристика содержит сведения о прохождении его адаптации при поступлении в детский сад, доброжелательности в общении с окружающими детьми и взрослыми, поведении на занятиях, предпочтениях в образовательных направлениях, степени активности на занятиях. Особо отмечается, насколько болезненно ребенок с ОВЗ относится к своим недостаткам, как сформирована его игровая деятельность, как он решает возникающие конфликты, бережно ли относится к игрушкам, есть ли проявления агрессии, гиперактивности, насколько опрятен в еде и одежде, как быстро засыпает и насколько спокойно спит.

Ответив одним-двумя предложениями на каждый пункт, воспитатель сможет дать развернутую, грамотную психолого-педагогическую характеристику ребенку.

Очень важно, чтобы руководители, воспитатели, педагоги, персонал учреждений не рассматривали нарушения развития ребенка с ОВЗ как непреодолимое препятствие в достижении им высоких показателей развития, а понимали то, как можно преодолеть очевидные барьеры посредством применения новых знаний и технологий.

III. Организационный раздел.

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с

интеллектуальными нарушениями

Название программы

Аннотация

Индивидуальный режим инклюзивного

включения ребенка с ОВЗ в организованную образовательную и воспитательную деятельность ( в соответствии с возрастной группой)

Время

Общие режимные моменты

Виды деятельности включаемого ребенка

Понед.

Вторн

Среда

Четв.

Пятн

Организация предметно-развивающей среды (оборудование)

Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».

При организации среды учитываются:

·         возрастные особенности развития детей;

·         уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

·         индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

·         динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

·         использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детском саду предметно-развивающая среда для ребенка с ОВЗ состоит из следующих помещений:

·         комната для раздевания и ожидания родителями;

·         комнаты для занятий и игр

·         комната для сна

·         физкультурно - музыкальный зал.

Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду для ребенка с ОВЗ

Помещение

Применение

Раздевалка для детей и взрослых

Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п.

Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила, режим работы, расписание занятий).

Наглядный информационный материал для родителей (советы психолога, консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей).

Комната для игр и занятий

Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.

Спальное помещение

  • Дневной сон, гимнастика после сна, трудовая деятельность по уборке спального места,

реализация санитарно-гигиенических навыков, закрепление навыков одевания

  Физкультурно - музыкальный зал

Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.

Перечень оборудования и дидактического материала

 

( в соответствии с возрастной группой)

Список использованной литературы

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят 29 декабря 2012г., №273-Ф3.

http7/www.rg.ru/?01 ?/1 ?/30/obrazovanie-dok.html

2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей- дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.Приходько и др.- М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. -102с.

https://mgpu.ru/materials/file/3materials.pdf

3.        Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждениий / Под ред. Т.В.Волосовей, Е.Н.Кутеповой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 144с.

4.        Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой' - М.: РУДН, 2008. - 92 с.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» / М.: «Просвещение», 2005. -272.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

7.        Балдина Е.А. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе // Синдром Дауна XXI век 2010. № 2. 36-37

 http://psyjournals.ru/sdXXI/2010/n2/index.shtml

8.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

http://www.rg.ni/2013/l l/25/doshk-standart- dok.html

9.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных        образовательных        организации""

http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

10.        Материалы курса «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы»: лекции 1-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области   Программа индивидуального с...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы "Волшебный квиллинг" (2016 - 2017 уч.год)

Анализ мониторинга работы творческой мастерской "Волшебный квиллинг" показал положительную динамику, что подтверждает эффективность работы по авторской программе дополнительного образования "Волш...

Образовательная программа дошкольного образования 2016-2017

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...