Адаптированная образовательная программа сопровождения на 2016-2017 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Коновалова Татьяна Владимировна

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц  (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_ryba.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2083  Дошкольное отделение «Ивушка»

                                                   

Адаптированная образовательная программа

сопровождения на 2016-2017 учебный год

 (этап подготовки к школьному обучению)

Фамилия, имя, отчество ребенка:

______________________________________        

Дата рождения

авторский коллектив:

Тьютор: Кравцова О.А.,
Учитель-логопед: Коновалова Т.В.,
Педагог-психолог: Разина М.В.,
Воспитатели:

Москва, 2016г.

Оглавление.

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка:

Принципы и подходы к формированию АОП;

Цели и задачи реализации АОП;

Планируемые результаты освоения АОП:

Срок реализации АОП;

Возраст обучающегося, состав группы

Кадровое обеспечение образовательного процесса;

Способы контроля (педагогическая диагностика).

II. Содержательный раздел.

Учебно-методический план;

 Взаимодействие педагогических работников в процессе

реализации индивидуально ориентированной программы;

Содержание коррекционной психолого-педагогической работы;

Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ.

III. Организационный раздел. 

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями;

Индивидуальный режим инклюзивного включения ребенка с ОВЗ;

Организация развивающей предметно-пространственной среды(оборудование);

Список литературы

Приложения

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц  (ФЗ, ст.2, п.п. 28).

Основанием для составления адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ  дошкольного возраста  послужили рекомендации ПМПК.

Заключение и рекомендации ПМПК и ПМПк

Заключение ПМПК

Рекомендации

ПМПК по организации специальных условий

Рекомендации ПМПк (на базе ДО)

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы проблемы с социальной адаптацией последних. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДО  здоровых  детей  и детей  с особенными потребностями. Данная АОП предусматривает непосредственное включения ребёнка с особыми потребностями в состав группы, где он занимается на общих основаниях со всеми детьми.

Необходимость разработки АОП  обусловлена тем, что у нормативно развивающихся детей в дошкольном детстве общение, предметная, игровая изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе  возникновения всех психологических новообразований и становления личное ребенка в целом. У детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием или с отклонениями на всех этапах развития. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности, следовательно необходимо создание специальных условий, для наиболее успешного развития такого ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников.

В основу АОП положена Программа которая рекомендована  ПМПК по организации специальных условий для данного ребенка и которая отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, доступность,  концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей -дошкольников.

 Принципы и подходы к формированию программы: 

При разработке АОП учитывались ООП ДОО и современные, тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в ФГОС и комплексной программе «От рождения до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой, которую реализует инклюзивные группы нашего образовательного комплекса.

АОП направлена на социализацию ребенка с ОВЗ и подготовку к обучению в школе в условиях инклюзивной группы.

Цель программы: всестороннее развитие ребенка дошкольного с ОВЗ при реализации инклюзивной практики в ДО.

Задачи программы: развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности, развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка; создание условий для успешной социальной адаптации.

Срок реализации АОП - 1 год.

Возраст: __________ лет

Состав группы:  ________ человек. Группа сформирована из нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями: речевые нарушения различной тяжести, задержки психического развития различного генеза, умственная отсталость различного генеза и др. (в соответствии с особенностями данной группы)

Кадровое обеспечение образовательного процесса:

Важным условием обеспечения коррекционно-развивающей   работы  является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с особыми детьми и родителями.

  • Воспитатель
  • Педагог-психолог  
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед

Ожидаемые результаты усвоения программы и способы контроля: 

В соответствии с диагнозом.

Оценка готовности к обучению осуществляется путем логопедической, дефектологической и социально-педагогической подготовки.

Программа реализуется в условиях пятидневного посещения инклюзивной группы полного дня в индивидуальных и групповых видах организованной образовательной деятельности.

Предоставление ребенку времени для самостоятельной игровой деятельности является обязательным условием реализации программы в условиях совместного воспитания детей с разными образовательными потребностями.

Диагностические карты наблюдений детского развития

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Группа дошкольного отделения

Ф.И. ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

социально-коммуникативное развитие 

познавательное развитие

речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

Реализация

                                                                                

Оценка уровня развития

(по программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г.  с учетом  критериев заложенных в «Регистре качества образования» (МЦКО)

  • показатель "сформирован" -  означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
  • показатель "находится в стадии формирования"  - означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
  • показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-методический план (в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Образовательная область

Направление

работы специалиста

Кол-во часов в неделю

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятия

Специалисты

1.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром и обеспечение успешного усвоения академической познавательной составляющей программы

Учитель- дефектолог

2.

Речевое развитие

Формирование правильного звукопроизношения и развитие речи: формирование лексико-грамматического строя, связной речи

Учитель- логопед

3.

Социально-коммуникативное развитие

Развитие коммуникативных навыков

Психолог

4.

Образовательная деятельность по всем областям

Развитие всех видов  детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, развитие речи, развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации, развитие творческой активности ребенка в соответствии с режимом.

Воспитатель

Художественно -эстетическое развитие (раздел музыка)

 

Развитие умений и интереса к прослушиванию

песен и музыкальных произведений, формирование элементарных певческих и музыкальных навыков, развитие основных движений , ритмичности движений.

Музыкальный руководить

Физическое развитие

развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики,

Воспитатель по физкультуре

Взаимодействие педагогических работников в процессе

реализации индивидуально ориентированной программы

Образовательные области

Направление

работы по разделам образовательной области

Содержание коррекционной работы

Специалисты, осуществляющие коррекционную         работу

Виды деятельности по осуществлению коррекции

Социально- коммуникативное развитие

Социализация

Формирование

навыков невербальной коммуникации Общение и речевое развитие

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные

занятия, игра, обучение родителей способам невербальной коммуникации

Игра

Переход от неспецифических манипуляций к специфическим. Формирование простых игровых действий. Обучение игровому взаимодействию

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог

Включение в игровое  взаимодействие детей в условиях  группы. Специально организованные игры-занятия

Самообслуживание, трудовое воспитание

 Одевание и раздевание.

Навыки туалета.

Навыки приема пищи.

Элементарные трудовые навыки.

Воспитатель Учитель-дефектолог Младший воспитатель.

Игра, специально  организованные

занятия,  организованная педагогом  деятельность в  режимных моментах

Формирование основ безопасности.

Элементарные

навыки культурного поведения и соблюдение правил безопасности

Воспитатель Учитель-дефектолог Педагог-психолог

Повседневная деятельность, игра, специально организованные

занятия

Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира

Знакомство с окружающим миром, формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневная деятельность, специально организованные

занятия, игра

Мышление: Алгоритмы деятельности причинно- следственные связи

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Формирование элементарных математических представлений

Познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами, Формирование элементарных умений сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Учитель-дефектолог

Воспитатель Педагог-психолог

Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Конструктивно-модельная деятельность

Формирование интереса к рисованию,

лепке, аппликации, конструированию, музыкальной деятельности. Обучение способам действий в них.

Воспитатель

Младший воспитатель

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Музыка

Интерес к прослушиванию

песен и музыкальных произведений. Формирование элементарных певческих и музыкальных навыков

Музыкальный руководитель Воспитатель

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Речевое развитие

Развитие речи

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей. Систематизация  и обобщение речевого  материала, приобретенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизация связной речи, формирование  основных функций речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; коррекция звукопроизношения у детей.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные занятия, игра

Грамота

Обучение элементарной грамоте, развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, формирование элементарных представлений о звуко -буквенном анализе, развитие у детей интереса к знаково-символическим средствам.

Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед

Повседневное общение, специально организованные занятия, игра

Художественная литература

Формирование восприятия художественного текста. Восприятие словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен)

Воспитатель Музыкальный руководитель

Повседневное общение, специально организованные занятия

Физическое развитие

Физическая культура

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Стимуляция двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков. Обучение основным движениям.

Воспитатель Воспитатель по физкультуре

Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра.

Содержание коррекционной психолого- педагогической работы

(в соответствии с рекомендациями ПМПК)

Педагог

Содержание коррекционной психолого- педагогической работы

Планируемые показатели к концу года

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатель по физкультуре

Взаимодействие с родителями.

Контакт воспитателя, учителя - логопеда (др. специалистов) и родителей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в группе: на первом родительском собрании родителя знакомят с результатами психолого-педагогического обследования, а воспитатель анализирует объем усвоения программного материала по разным видам образовательной деятельности.

У некоторых родителей нередко создается впечатление, что недостатки развития со временем могут исчезнуть без специальной помощи, поэтому важно подчеркнуть, что их исправление или компенсация требует систематической и достаточно продолжительной работы. Так, несвоевременная коррекция речевых недостатков может вызвать проблемы усвоения письма и чтения, а отсутствие целенаправленной работы по формированию интеллектуальных операций приведет к трудностям усвоения программы и, в целом, будет препятствовать полноценной готовности к дальнейшему обучению в школе. Наряду с родительскими собраниями рекомендуется приглашать родителей на педагогические занятия (примерно 1 -2 раза в течение месяца), где родители имеют возможность наблюдать за тем, как занимаются их дети, какие используются приемы обучения, какие требования применяются к учебе ребенка, как выполняются специальные коррекционные задания. На протяжении учебного года организуются индивидуальные встречи с родителями, где их знакомят с отдельными приемами коррекционной работы (постановка звуков, артикуляционные упражнения, специальное формирование словаря и т. д.). Воспитатель при этом должен уметь грамотно составить педагогическую характеристику на каждого ребенка, определив его позитивные особенности и те отклонения в интеллектуальном, речевом, эмоциональном поведении, которые требуют коррекции. Кроме формальных данных о ребенке (фамилии, имя, адрес, состав семьи, жилищные условия), такая характеристика содержит сведения о прохождении его адаптации при поступлении в детский сад, доброжелательности в общении с окружающими детьми и взрослыми, поведении на занятиях, предпочтениях в образовательных направлениях, степени активности на занятиях. Особо отмечается, насколько болезненно ребенок с ОВЗ относится к своим недостаткам, как сформирована его игровая деятельность, как он решает возникающие конфликты, бережно ли относится к игрушкам, есть ли проявления агрессии, гиперактивности, насколько опрятен в еде и одежде, как быстро засыпает и насколько спокойно спит.

Ответив одним-двумя предложениями на каждый пункт, воспитатель сможет дать развернутую, грамотную психолого-педагогическую характеристику ребенку.

Очень важно, чтобы руководители, воспитатели, педагоги, персонал учреждений не рассматривали нарушения развития ребенка с ОВЗ как непреодолимое препятствие в достижении им высоких показателей развития, а понимали то, как можно преодолеть очевидные барьеры посредством применения новых знаний и технологий.

III. Организационный раздел.

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с

интеллектуальными нарушениями

Название программы

Аннотация

Индивидуальный режим инклюзивного

включения ребенка с ОВЗ в организованную образовательную и воспитательную деятельность ( в соответствии с возрастной группой)

Время

Общие режимные моменты

Виды деятельности включаемого ребенка

Понед.

Вторн

Среда

Четв.

Пятн

Организация предметно-развивающей среды (оборудование)

Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».

При организации среды учитываются:

·         возрастные особенности развития детей;

·         уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

·         индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

·         динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

·         использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детском саду предметно-развивающая среда для ребенка с ОВЗ состоит из следующих помещений:

·         комната для раздевания и ожидания родителями;

·         комнаты для занятий и игр

·         комната для сна

·         физкультурно - музыкальный зал.

Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду для ребенка с ОВЗ

Помещение

Применение

Раздевалка для детей и взрослых

Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п.

Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила, режим работы, расписание занятий).

Наглядный информационный материал для родителей (советы психолога, консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей).

Комната для игр и занятий

Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.

Спальное помещение

  • Дневной сон, гимнастика после сна, трудовая деятельность по уборке спального места,

реализация санитарно-гигиенических навыков, закрепление навыков одевания

  Физкультурно - музыкальный зал

Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.

Перечень оборудования и дидактического материала

 

( в соответствии с возрастной группой)

Список использованной литературы

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят 29 декабря 2012г., №273-Ф3.

http7/www.rg.ru/?01 ?/1 ?/30/obrazovanie-dok.html

2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей- дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.Приходько и др.- М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. -102с.

https://mgpu.ru/materials/file/3materials.pdf

3.        Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждениий / Под ред. Т.В.Волосовей, Е.Н.Кутеповой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 144с.

4.        Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой' - М.: РУДН, 2008. - 92 с.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» / М.: «Просвещение», 2005. -272.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

7.        Балдина Е.А. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе // Синдром Дауна XXI век 2010. № 2. 36-37

 http://psyjournals.ru/sdXXI/2010/n2/index.shtml

8.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

http://www.rg.ni/2013/l l/25/doshk-standart- dok.html

9.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных        образовательных        организации""

http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

10.        Материалы курса «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы»: лекции 1-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы "Волшебный квиллинг" (2016 - 2017 уч.год)

Анализ мониторинга работы творческой мастерской "Волшебный квиллинг" показал положительную динамику, что подтверждает эффективность работы по авторской программе дополнительного образования "Волш...

Образовательная программа дошкольного образования 2016-2017

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...

Дополнительная образовательная программа "Уроки колобка" 2016-2017 учебный год

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...