Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)
рабочая программа по развитию речи на тему

Логинова Ирина Павловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»

 Володарского района Астраханской области

 

 

 

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Государственной программы «Доступная среда»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Логинова Ирина Павловна

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.  Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР………………………………………………………………………..4

Глава 2.  Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)…….…………….10

Заключение………………………………………………………………...……..25

Список используемой литературы……………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и вопросов достижения нового современного качества дошкольного образования, что оправдывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) а также детей с ОВЗ ( Ринолалия) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) с ОВЗ ( Ринолалия)  у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) с ОВЗ ( Ринолалия)  у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).

 При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформированы и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов, названий действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный  запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.

Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание  речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень  речевого развития (Т.Б. Филичева) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов. Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

 Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Преодоление ОНР у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

      Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

      Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).

      Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).

      Дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения.

      Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

1.      Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

2.      Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

3.      Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

4.      Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

5.      Принцип комплексности воздействия на ребенка.

6.      Принцип воздействия на все стороны речи.

7.      Принцип опоры на сохранные звенья.

8.      Принцип учета закономерностей онтогенеза.

9.      Принцип учета ведущей деятельности.

10.    Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.

11.    Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

Образовательная деятельность в группе с ОНР регулируется нормативно-правовыми документами:

1.      Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями;

2.      Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;

3.      Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;

4.      Устав МБОУ « Зеленгинская СОШ»

5.      Программа развития МБОУ « Зеленгинская СОШ» дошкольное образование»;

6.      Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

7.      Постановление Правительства РФ от12 марта 1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

8.      Положением о работе  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

9.      Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме»;

Планирование данной рабочей программы составлено на основе: «Программы  коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» Нищевой Н.В., с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также с учетом  положений общеразвивающей программы «От рождения до школы»: Примерная основная   общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  и логокоррекционный опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Тумановой Т.В., Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др. Логопедия  под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ Л.С. Волковой издание  пятое, переработанное и дополненное. 

В рамках образовательной деятельности детского сада МБОУ «Зеленгинская СОШ» в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных Программой «От рождения до школы», и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПиНа. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей Программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей Программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и  определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

Исходной методологической основой Программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.

Задачи коррекционно-педагогического процесса  в группе для детей с нарушениями речи определяются структурными элементами логопедического воздействия, которое имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевыми нарушениями для последующей интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Коррекционно - педагогический процесс  для детей с ОНР ОВЗ ( Ринолалией)  организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха,  зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни  детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной Программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы  для детей с ОНР  ОВЗ ( Ринолалией) в возрасте с 4,5-5 до 6,5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию детей всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена:

 

•        На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

•        На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

•        На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В логопедической группе коррекционное направление рабо¬ты, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель  осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи Программы:

•        Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

•        Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

•        Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

•        Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

•        Формирование у педагогического коллектива МБОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

•        Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Основной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе:

•        Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

•        Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

•        Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

•        Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

•        Развитие навыков связной речи дошкольников.

•        Развитие коммуникативной и успешности в общении.

  Коррекционно-развивающая работа строится на обще дидактических и специфических принципах. Одним из основных принципов Программы является принцип природ сообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и, в конечном счете обеспечивает поступательное развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуры, педагогов дополнительного образования, воспитателей. В программе взаимодействие специалистов отражено в приложении « Интегрированная коррекционно – развивающая образовательная деятельность» (Приложение 1).

  Работой в образовательной области «Речь». Навыки речевого общения» руководит учитель-логопед, а другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.

       В работе в образовательной области « Познание» участвуют воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций, а воспитатели организуют работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению кругозора, координируют познавательно-исследовательскую деятельность, обеспечивают развитие навыков конструирования и математических представлений. Учитель-логопед помогает воспитателям  выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом особенностей развития детей с ОНР ОВЗ ( Ринологией).

Основными специалистами в области « Художественно-эстетическое развитие»(«Художественное творчество») выступают воспитатели при условии, что остальные специалисты подключаются к его работе.

В образовательной области « Музыка», кроме музыкального руководителя, работает также и учитель-логопед, участвующий в подготовке и проведении занятия  лого ритмикой.

Работу в образовательных областях « Физическая культура» и « Здоровье» осуществляют руководитель физического воспитания и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном участии всех остальных педагогов, а также невролога.

Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей

между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Основой планирования коррекционной работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями  является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия далее НОД.

Программа  содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в старшей  группах для детей с общим недоразвитием речи. В Программе описано оснащение предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете.

В Программе описана,  система мониторинга развития детей и достижения ими планируемых результатов, с методическими рекомендации, по проведению обследования и мониторинга. Для проведения количественного мониторинга разработаны диагностические карты и методические рекомендации к ним ( автор – Н.А. Казова).

 

1. Изучение детей с открытой формой ринолалии.

Обследование – это наиболее важный этап для преодоления открытой ринолалии. Дети с открытой ринолалией определяются в группы с ОНР, и обследование проводится по речевой карте для детей с ОНР с внесенными в нее дополнениями. Прежде чем приступить к обследованию ребенка логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных, узнает количество и сроки операций, занимался ли с ребенком логопед, как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания. После того как логопед собрал все необходимые данные, приступает к обследованию, но для начала он устанавливает доверительные отношения с ребенком, в ходе беседы с ребенком на близкие ему темы.

Обследование состоит из следующих разделов:

1. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата:

Логопед тщательно изучает анатомический дефект: наличие расщелин (изолированные, сквозне: одно-, двусторонние), губы, твердое и мягкое небо, ассиметричность носогубных складок; подвижность языка, губ (произнесение на твердой атаке гласных звуков, упражнения: «Трубочка», «Заборчик», выдвижение языка вперед).

2. Обследование дыхания: логопед обследует физиологическое и речевое дыхание; выявляет наличие дифференцированного носового и ротового дыхания; определяет наличие направленной воздушной струи, гримас, ритмичность, продолжительность речевого выдоха. Используются следующие упражнения: «Загнать мяч в ворота», закрыть и открыть крылья носа, произнести на выдохе гласные звуки.

3. При выполнении ребенком дыхательных упражнений логопед анализирует состояние голоса, дает ему характеристику, отмечает крикливость, выраженность назального оттенка, высоту, тембр, силу.

4. Обследование звукопроизношения начинается с обследования гласных звуков. При этом логопед подробно описывает положение органов артикуляции. Особое внимание необходимо обратить на положение языка. Согласные исследуются в интервокальной позиции. Обязательно обследование всех звуков. Описывается артикуляция каждого звука. Приемы обследования: по подражанию и самостоятельно.

5. Обследование развернутой речи. При открытой ринолалии важно оценить процессы коммуникации и возможности речи ребенка: умеет ли пользоваться диалогической (вопросно-ответной) речью, монологической, описывающей полное звучание речи (разборчивая, неразборчивая, тихая, громкая), развернутость ответа. Используются следующие виды заданий: пересказ короткого текста с предварительной беседой по его содержанию, беседа и составление рассказа по сюжетной картине, по серии картинок. В заключении логопед описывает возможности связной речи и общее звучание речи.

 

2. Организация логопедического воздействия.

Медицинская помощь детям с открытой ринолалией оказывается в центре челюстно-лицевой хирургии, а логопедическая – в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Зачисляются в группу дети по результатам обследования ПМПК. Коррекционная работа проводится по программе устранения открытой ринолалии А.Г. Ипполитовой, осуществляется на индивидуальных занятиях 3-4 раза в неделю. Занятие длится 15-20 минут. Обязательно проведение занятий индивидуально, недопустимо присутствие двоих детей. На каждом занятии проводится психотерапия, желательно присутствие родителей. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, даются четкие указания. Дома занятия с родителями должны длится не более 10-15 минут. Необходимо также проведение лечебно-оздоровительной работы: ингаляции, физио-, фито-, ароматерапия и т.д.

Логопедическая работа проводится в два этапа: дооперационный и послеоперационный.

3. Содержание логопедической работы по этапам.

Содержание коррекционной работы в дооперационный период.

Задачи:

1. Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предотвратить дистрофию мышц глотки.

2. Выработать воздушную направленную струю, затормозить ключичный тип дыхания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивать оральный праксис.

5. Развивать слуховое восприятие фонем.

1. Активизация небно-глоточного смыкания

Проведение этой дооперационной работы сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции. Упражнения: имитация физиологических актов (покашливания, жевания, глотания), воспитание полноценного смыкания при  фонации (в данном случае легче вырабатывается условно-рефлексивная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет речи – участие двигательного, слухового и кинестетического анализаторов) – произнесение а и э. такие упражнения вводятся на первом занятии, ребенок повторяет их за логопедом, который привлекает его внимание  к мягкой голосоподаче и положению языка.  Начинают с поочередного двух-, трехкратного повторения ааа, а через 4-5 занятий переходят к слитному произнесению сочетаний типа – ааээииуу 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. Такие упражнения предупреждают развитие дистрофического процесса в мышцах глотки.

2. Коррекция дыхания предусматривает выработку способности направленно выдуть воздух слегка напряженными губами, а также удлинение выдоха. Упражнения: имитация поплевывания 6-8 раз 3-4 раза в день; не напрягая мышц шеи, постепенно замедлять и продлевать поплевывания для достижения легкого дутья, затем переходить к упражнению «Загнать мяч в ворота». Голосовые упражнения, проводящиеся до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произношению звуков, а затем закрытых слогов

3. Решению 3 задачи способствуют голосовые упражнения: вибрационный массаж гортани, полоскание горла густыми жидкостями.

4. В дооперационный период коррекция звукопроизношения проводится, если имеется достаточное количество времени (более 3-х месяцев). Работа начинается с формирования гласных (правильное положение языка), работа над согласными продолжается более 6 месяцев; при постановке звуков логопед опирается на все анализаторы; рассматривается артикуляция каждого звука, при этом внимание обращается на кинестетические ощущения при выполнении движений. В дооперационном периоде слуховой контроль не применяется.  Первоначально постановка звуков осуществляется в слогах, согласные автоматизируются в интервокальной позиции, р  вызывать не рекомендуется, условные навыки вводятся в спонтанную речь дифференцированно по возрастам. В младшем дошкольном возрасте применяют сюжетно-ролевые игры, загадки, концентрируют внимание на определенной группе звуков. В старшем дошкольном, младшем школьном и подростковом  возрасте уже необходимо применение психотерапии и игр в вопросно-ответной форме.

5. Работа в дооперационном периоде по дифференциации звуков

проводится в следующей последовательности:

а) привлечение внимание к неречевым, а затем и к речевым звукам (игры «определение инструмента по звучанию», «Что сказала улица?»);

б) выделение звуков из ряда изолированных звуков, слогов, слов («Поймай звук»);

в)различение правильного/неправильного произношения назальных/неназальных звуков.

Содержание коррекционной работы в послеоперационный период.

I. Работа над дыханием:

1. работа начинается с постановки диафрагмального дыхания. Проводятся статические и динамические упражнения.

2. следующий этап – дифференциация ротового и носового выдоха и выдоха с целью устранения избыточного носового резонанса.

II. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания:

В послеоперационный период важно своевременно начать работу по растормаживанию небной занавески (по разрешению врача). Наиболее эффективным методом является логопедический массаж. Проводится 3-5 минут, ежедневно 5-8 раз. Также в этот период полезны вокальные упражнения, полоскание горла, вызывание глоточного рефлекса, проговаривание протяжно гласных средней громкости, выполнение артикуляционных упражнений.

III. Развитие фонематического восприятия:

Данный раздел работы является одним из наиболее важных.  Постепенное обучение различению правильного и неправильного произношения способствуют более быстрому введению в спонтанную речь усвоенных навыков в правильной речи. В послеоперационном периоде при различении звуков логопед опирается не только на зрительное восприятие, кинестетические ощущения, но и на слуховое восприятие ребенка.

IV. Коррекция звукопроизношения:

Коррекции звука предшествует работа по развитию артикуляционного праксиса. Логопед разучивает с детьми как традиционные, так и нетрадиционные упражнения артикуляционной гимнастики, направленной на изменение положения языка в полости рта. Если ребенок прошел курс логопедических занятий до операции, то логопед уточняет произношение ранее изученных звуков и ставит сложные по артикуляции звуки. В случае, если к логопеду обратились впервые, то последовательность работы по коррекции звукопроизношения такая же, как в дооперационном периоде.

Заключительным этапом логопедического воздействия является работа над мелодико-интонационной выразительностью речи, в которую входят:

1. Разучивание упражнений для развития всех компонентов голоса (сила, высота, тембр).

2. Обучение  различению и восприятию различной интонации.

3. Применение различных видов театральной деятельности с целью введения полученных навыков в спонтанную речь.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ             КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В соответствии с профилем группы такое направление, как «Речь. Навыки речевого общения»(образовательная область « Познавательно-речевое развитие»), выдвинуто в Программе на  первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие», связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития личности каждого ребенка.

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

I. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Речевое развитие. Навыки речевого общения

•        Развитие словаря.

•        Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

•        Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

- развитие просодической стороны речи;

- коррекция произносительной стороны речи;

- работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;

- совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

•        Обучение элементам грамоты.

•        Развитие связной речи и навыков речевого общения.

Чтение художественной литературы

Познание

•        Сенсорное развитие.

•        Развитие психических функций.

•        Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность.

•        Развитие математических представлений.

Конструирование

II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

                   Художественное творчество

•        Рисование.

•        Аппликация.

•        Лепка.

       Музыка

•        Слушание.

•        Музыкально-ритмические движения.

•        Пение.

•        Игра на детских музыкальных инструментах.

•       

III. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Развитие игровой и театрализованной деятельности

•        Подвижные игры.

•        Дидактические игры.

•        Сюжетно-ролевые игры.

•        Театрализованные игры.

       Формирование общепринятых норм поведения

       Формирование гендерных и гражданских чувств

       Труд

 IV. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическая культура

•        Основные движения.

•        Общеразвивающие упражнения.

•        Спортивные упражнения.

•        Подвижные игры.

•        Спортивные игры.

       Здоровье

       Безопасность

•        Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

•        Формирование предпосылок экологического сознания.

   СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи  ОВЗ ( Ринолалия) начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I        период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II       период — декабрь, январь, февраль;

III      период — март, апрель, май, июнь.

Сентябрь отводится для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составление плана работы. С первого октября начинается непосредственно образовательная деятельность с детьми во всех возрастных логопедических группах. Все специалисты обязательно проводят промежуточный мониторинг развития детей и освоения детьми программы коррекционно-развивающей работы по окончании каждого периода работы. В конце учебного года проводится медико-психолого-педагогическое совещание с тем, чтобы обсудить результаты итогового мониторинга и определить эффективность работы специалистов. Форма организации  НОД коррекционно-развивающей направленности  – фронтальная, подгрупповая . Продолжительность занятий: 30 минут для детей подготовительного возраста,  20-25 минут для детей старшего возраста . Все остальное время  во всех возрастных группах занимает индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по коррекции произношения. На каждого ребенка логопед составляет индивидуальный маршрут коррекции речевого развития .  Подгрупповая форма работы для 3- 4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15 минут, подгруппового – 15- 25  минут. График занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. Количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени логопеда (Приложение 3).

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая - весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни  всеми специалистами проводятся только индивидуальная работа и игры на свежем воздухе. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне – при переходе детского сада на летний режим.

 

 

 

 

Заключение

Л.В. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры драматизации, активно использовать театрализованные игры.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти ( Р.С.Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как  основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы. Оно способствует улучшению восприятия,

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредствам всех органов чувств, находить в них общее и различное, учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

В логопедическом кабинете созданы и наполнены необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки содержат несколько десятков разнообразных словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков игр. В кабинете логопеда оборудован центр с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей).

 

Список используемой литературы

1.  Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы работы в интегрированном классе.(пер. с англ.) – М., Прометей, 2005.

2.  Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса (пер. с англ.) / под ред. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.

3.  Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида – М., ВЛАДОС; 2004

4.  Выгодский Л.С. Собрание соч. В 6 т. – М., 1982, т.4

5.  Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. « Организация деятельности  координатора по инклюзии в общеобразовательном учреждении», М., «МИРОС», 2010

6.  Жукова Н.С. Букварь – М., Эксмо, 2004

7.  Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский, -- М., Владимир; Транзит – ИКС, 2009

8.  Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы.—Минск. Четыре четверти, 2007

9.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. -- М.: Просвещение, 2010

10.  Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. / Пер. с англ. О.Е.Биченковой. – М.: Новая школа, 1995

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagol.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»

 Володарского района Астраханской области

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Государственной программы «Доступная среда»

 

Подготовила: 

Логинова Ирина Павловна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Здачи, отражающие основные линии развития ребенка: формирование сотрудничества ребенка со взрослым;формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений;формирование у ребенка предст...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.

По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...

Часть адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением речи старшей группы компенсирующего вида

Пояснительная записка Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отриц...

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации:  2017-2018 учебный год...

Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)

Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)...

Адаптированная образовательная программа (Индивидуальный образовательный маршрут)

Адаптированная образовательная программа. Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с ТНР ( ОВЗ)...