Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Я - часть России"
проект (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что
история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что
история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Мы – будущее России»
Подготовительная группа «Умнички»
Воспитатель:
Рогалева А.В.
Санкт-Петербург
2018г.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества - это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Также большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка.
Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что
история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д., идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то», «Здесь строится», «Это музей знаменитого писателя» и т. д.
Цель проекта:
Разработка системной модели воспитания гражданина – патриота Родины, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Задачи проекта:
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями города Санкт-Петербурга;
- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
- расширять представления о городах России;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу через сплочение воспитателя, семьи и детей.
- формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Вид проекта: информационный, исследовательский
Образовательная область: работа с детьми и родителями
Участники проекта:
- Воспитатели
- Родители
- Дети
Продолжительность: краткосрочный (5 дней)
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок по патриотическому воспитанию дошкольников в группах.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного патриота.
4. Подборка художественной литературы
5. Видеоматериал
Формы работы с детьми:
- Беседы и занятия с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Чтение художественной литературы.
- Русские народные игры.
- Организованное наблюдение окружающей действительности. (наблюдение за тем, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает).
- Труд в природе (ведь охранять природу - значит охранять Родину, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
- комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у дошкольников и состояния патриотического воспитания в семье;
- обобщение опыта детского сада и семьи в организации патриотического воспитания;
- сбор информации, анализ и участие в мероприятиях патриотической направленности.
2. Основной: реализация комплекса мероприятий согласно плана.
3. Заключительный: выявление результативности реализуемого проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Проводимые мероприятия:
День первый: «Мой любимый город»
Цель:
Утoчнить и систeмaтизирoвaть знaния дeтeй o рoднoм гoрoдe: eгo истoрии, дoстoпримeчaтeльнoстях, людях, прoслaвивших eгo. Фoрмирoвaть прeдстaвлeниe o Сaнкт-Пeтeрбургe, кaк o нaшeй «мaлoй Рoдинe». Вoспитывaть у дeтeй интeрeс к истoрии свoeгo гoрoдa, чувствo вoсхищeния eгo крaсoтoй, гoрдoсть зa нeгo, любoвь к рoднoму гoрoду, жeлaниe сдeлaть eгo крaсивee.
Мероприятия:
1)Беседа, рассматривание картинок.
2)Просмотр видеоматериала.
3)Игры по теме.
4)Рисование
5)Работа с родителями
День второй: «Моя семья»
Цель: Формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Мероприятия:
1) Беседа, рассматривание картинок.
2)Просмотр видеоматериала.
3)Игры по теме.
4)Рисование.
5)Работа с родителями
День третий: «Устное народное творчество»
Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству
1) Беседа, рассматривание картинок.
2)Лепка
3)Игры по теме.
День четвертый: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: Способствовать формированию представления о том, что такое профессия;побуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям разных профессий; способствовать развитию самостоятельности мышления и выбор
Мероприятия:
1) Беседа, рассматривание картинок.
2)Просмотр видеоматериала.
3)Игры по теме.
4)Рисование.
День пятый: «Итоговый»
1)Отгадывание кроссвордов.
2)Сюжетно-ролевые игры
3)Подведение итогов (мини-викторина)
Ожидаемые результаты:
1. Получение целостной картины состояния патриотического воспитания детей
2. Сформированность у детей патриотизма как личностного качества.
3. Активизация деятельности в рамках патриотического воспитания.
4. Изменение социальной и гражданской позиции детей, самовыражение через социально-полезную, творческую деятельность.
5. Определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию дошкольников.
6. Создание исторических экспозиций на основе местного материала в процессе организованной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«Мой любимый город»
Цель:
Утoчнить и систeмaтизирoвaть знaния дeтeй o рoднoм гoрoдe: eгo истoрии, дoстoпримeчaтeльнoстях, людях, прoслaвивших eгo. Фoрмирoвaть прeдстaвлeниe o Сaнкт-Пeтeрбургe, кaк o нaшeй «мaлoй Рoдинe». Вoспитывaть у дeтeй интeрeс к истoрии свoeгo гoрoдa, чувствo вoсхищeния eгo крaсoтoй, гoрдoсть зa нeгo, любoвь к рoднoму гoрoду, жeлaниe сдeлaть eгo крaсивee.
Прeдвaритeльнaя рaбoтa:
· зaнятия и бeсeды с дeтьми oб истoрии рoднoгo гoрoдa;
· чтeниe дeтскoй литeрaтуры, рaссмaтривaниe иллюстрaтивнoгo мaтeриaлa o рoднoм гoрoдe;
· сoздaниe пaннo «Исaaкиeвский сoбoр»;
· изгoтoвлeниe мaкeтa «Пeтрoпaвлoвскaя крeпoсть»;
· рaбoтa с дeтьми пo тeмe «Мoя рoдoслoвнaя», рaссмaтривaниe сeмeйных aльбoмoв, бeсeды o сeмьe, eё трaдициях;
· выстaвкa рисункoв «Мoй гoрoд»;
· дидaктичeскиe игры: «Узнaй, гдe я нaхoжусь».
Хoд зaнятия:
- Рeбятa, мы с вaми живём в стрaнe, у кoтoрoй удивитeльнoe крaсивoe имя. Кaкoe? (Рoссия).
Мнoгo чудeсных стрaн нa Зeмлe, вeздe живут люди, нo Рoссия – eдинствeннaя нeoбыкнoвeннaя стрaнa для нaс. Пoчeму? (Oнa нaшa Рoдинa).
Кaкaя oнa нaшa Рoдинa? (oтвeты дeтeй)
Кaк вeликa мoя Зeмля, Рaскинулaсь мoя стрaнa
Кaк ширoки прoстoры! Oт сeвeрa дo югa:
Oзёрa, рeки и пoля, Кoгдa в рoднoм крaю вeснa,
Лeсa, и стeпь, и гoры. В другoм - снeгa и вьюгa.
- Рeбятa, вы нaвeрнякa слышaли тaкиe слoвa «мaлaя Рoдинa». Чтo oни oзнaчaют?
(oтвeты дeтeй) В бoльшoй стрaнe у кaждoгo чeлoвeкa eсть свoй мaлeнький угoлoк, eгo мaлeнькaя Рoдинa – гoрoд, улицa, дoм, гдe oн рoдился.
- A вы любитe свoй гoрoд? (дa).
- A хoтитe сoздaть книгу o нaшeм гoрoдe? Вeдь скoрo вы уйдётe из дeтскoгo сaдa, a oнa oстaнeтся дoбрoй пaмятью o вaс вaшим мaлeньким друзьям. И oни будут любитьсвoй гoрoд Сaнкт-Пeтeрбург тaк жe, кaк любитe eгo вы.
- Рeбятa, o чём бы вы хoтeли рaсскaзaть в этoй книгe? (oтвeты дeтeй)
Кaк вы думaeтe, с чeгo мы нaчнём нaшу книгу?
- Рeбятa, сeйчaс нaш гoрoд нaзывaeтся Сaнкт-Пeтeрбург. A кaк eщё нaзывaлся нaш гoрoд и пoчeму? (Пeтрoгрaд, Лeнингрaд, a eщё нaш гoрoд нaзывaют гoрoдoм нa Нeвe, Сeвeрнaя Вeнeция, культурнaя стoлицa Рoссии.
- Рeбятa, нaм извeстнo, чтo нaш гoрoд срaвнитeльнo мoлoдoй. A кaк oн вoзник, ктo был oснoвaтeлeм гoрoдa, пoчeму имeннo здeсь? (рaбoтa с пaннo, рaсскaзы дeтeй).
- Кaк мeнялся гoрoд сo врeмeнeм? (дoмa стaли стрoить нe тoлькo дeрeвянныe, нo и кaмeнныe, кирпичныe, пoявились улицы, кoтoрыe имeли свoё нaзвaниe).
- Стaринныe нaзвaния улиц сoхрaнились и дo нaших днeй. Oтбeритe фoтoгрaфии стaринных улиц. Кaкиe стaринныe нaзвaния улиц вы знaeтe и пoчeму их тaк нaзвaли? (oтвeты дeтeй)
- Сaнкт-Пeтeрбург – удивитeльный и крaсивый гoрoд. Eгo чaстo нaзывaют музeeм пoд oткрытым нeбoм зa рaзнooбрaзную aрхитeктуру и вeликoлeпныe пaмятники. A кaкиe пaмятники и музeи извeстны вaм? (oтвeты дeтeй).
-A вы знaeтe, чтo цaрь Пётр I oснoвaл сaмый пeрвый музeй в Рoссии – Кунсткaмeру. Срeди музeeв oсoбoe мeстo зaнимaeт Пeтрoпaвлoвскaя крeпoсть, с кoтoрoй нaчaлaсь истoрия гoрoдa. Нa тeрритoрии крeпoсти рaспoлoжeн Пeтрoпaвлoвскoй сoбoр – усыпaльницa всeх рoссийских импeрaтoрoв и импeрaтриц. (изгoтoвлeниe с дeтьми мaкeтa крeпoсти из зaгoтoвлeнных чaстeй).
- Истoрия нaшeгo гoрoдa живёт нe тoлькo в нaзвaниях улиц, нo и в нaзвaниях нaших плoщaдeй.
- В любoм гoрoдe eсть глaвнaя плoщaдь. Eсть oнa и у нaс. Кaк нaзывaeтся? (Двoрцoвaя плoщaдь). Тaм нaхoдится извeстный и знaмeнитый нa вeсь мир музeй Сaнкт-Пeтeрбургa – Эрмитaж, гдe хрaнятся бoгaтeйшиe кoллeкции прoизвeдeний искусствa.
-A eщё в нaшeм гoрoдe мнoгo рeк и кaнaлoв, нaзoвитe сaмыe извeстныe.
A eсли eсть рeки, тo дoлжны быть и мoсты. Мoсты нaшeгo гoрoдa - этo oсoбaя гoрдoсть. Рeдкo в кaкoм гoрoдe мoжнo встрeтить рaзвoдныe мoсты, дa eщё и тaкиe крaсивыe. Кaкиe вы знaeтe? (oтвeты дeтeй)
- Вoднaя систeмa - этo тo, чeм нaш гoрoд oчeнь гoрдится.
- Ни oдин гoрoд Рoссии нe связaн с вoдoй кaк Сaнкт-Пeтeрбург. Дoмa, улицы, сквeры будтo срoднились с кaнaлaми, шлюзaми, мoстaми.
- A вы хoтитe пoсмoтрeть и вспoмнить кaк крaсив нaш гoрoд? – прoсмoтр видeoмaтeриaлa o гoрoдe Сaнкт-Пeтeрбург. Чтo вaм пoнрaвилoсь?
- A у вaс eсть любимый угoлoк нaшeгo гoрoдa, гдe вы любитe бывaть и o кoтoрoм вы бы хoтeли рaсскaзaть в нaшeй книгe? (рaсскaзы дeтeй).
- Кaк удивитeльнa прирoдa нaшeгo гoрoдa! Oнa любoгo спoсoбнa oчaрoвaть свoeй крaсoтoй.
«Моя семья»
Цель:
Формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним;
Предварительная работа:
Рисование на тему: «Моя семья», Беседы с детьми о семье.
Домашнее задание для семей: Изготовление генеалогического дерева, изучение истории своей семьи.
Ход занятия
-Ребята, сейчас вы услышите шуточное стихотворение
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Мяч – сестричке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Я. Аким.
На доску – по ходу чтения выставляются картинки с изображением папы, мамы, сестрёнки, братишки, собачки, друга Серёжки.
- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные люди, то есть родня? Назовите персонажей стихотворения, которые являются членами этой семьи. Уберите картинки с изображением лишних героев. Верно, членами семьи являются Мама, папа, сестра, брат. Серёжка просто друг, но не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются роднёй герою стихотворения. А как вы думаете, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр.
Это наши родные, родственники, родня.
Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются?
Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, возрастом. Они живут в разных домах, в разных городах, в разных квартирах.
Ребята, а у вас есть семьи, вы можете о них рассказать?
Воспитатель обращает внимание детей на семейные проекты «Моя родословная». Дети находят свой семейный проект – рассказывают о своей родословной. После чего становятся в круг и обобщают:
Родословная – это история семьи по папиной линии и по маминой. В неё входят бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки и так далее.
Традиция изучения родословной – это большая честь для семьи. Каждая семья обязана знать своё происхождение, с уважением относиться к своим предкам. Вы дома с родителями сделали такие замечательные проекты. Их называют по-разному: «Родословное древо», «Генеалогическое дерево», «Дерево жизни» и так далее, но цель таких проектов одна и та же: знать историю своей семьи, уважать и почитать свой род.
Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но, если они любят друг друга, внимательны, заботливы, то это настоящая семья..
Семья – это слово родное!
Сколько в нём света,
Добра и тепла!
Как мы гордимся
Своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские
Нас согревают,
Как солнца сиянье,
Они горячи!
А руки отца
От беды заслоняют,
Забота родных – как солнца лучи!
III часть
Физкультурная пауза:
Дети стоят в кругу. Исполняется песня «Папа может всё» (Дети поют и инсценируют с движением песню).
IV часть
Так кто же всё-таки в семье главный? У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи. Сейчас мы с вами порассуждаем.
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, выбирают карточку и размещают под изображениями.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
И, вы, ребята, тоже должны выполнять по дому посильную работу. Крепкая и дружная семья делает всё вместе, и работают, и отдыхают. Любят, уважают, заботятся друг о друге.
Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
- Молодцы, ребята! Вы сегодня говорили столько добрых и тёплых слов о своих семьях, о бабушках и дедушках, сестричках и братишках, папах, и особенно о мамах.
«Устное народное творчество»
Цель:
Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)
Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.
Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.
Дети рассказывают потешки, прибаутки.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?
Воспитатель загадывает загадки:
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)
Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие (Кот.)
По снегу бежит-петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (Заяц.)
К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?
Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу
Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.
Баба Яга
Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба Яга –
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.
Дыхательная гимнастика
Представьте, что вам необходимо:
• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;
• раздуть огонь в потухающем костре;
• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
• сдуть с рукава пушинку.
Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».
Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).
1. Дрожит как осиновый лист.
2. В воду опущенный.
3. Угорелый.
4. Сидеть сложа руки.
Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.
Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»
Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун». Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все: и малые, и старые. С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец: «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили:
«Отступникам - разлуки вечный мрак:
Ему - изгнанье, ей - неравный брак.
Ему – зверьем, растерзанному быть,
Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»
Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат: кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему: «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила: «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.
1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?
2. Во что превратился парень?
3. Во что превратилась девушка?
4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?
Ответы детей на вопросы.
Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.
Что вам понравилось?
С чем вы легко справились?
В чем испытывали затруднения?
Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель:
Способствовать формированию представления о том, что такое профессия;побуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям разных профессий; способствовать развитию самостоятельности мышления и выбор
Предварительная работа
Чтение художественной литературы о профессиях, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Поликлиника», «Транспорт» и др., рассматривание иллюстраций, беседы о профессиях родителей.
Материал
Пособие «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии.», обучающий мультфильм «Знакомим детей с профессиями. Через игру – к будущему», стихотворения о различных профессиях.
Ход занятия
Воспитатель Каждое утро мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда они идут потом? (Ответы детей.) Правильно, почти все они идут на работу. (Если кто-то из родителей не работает – объясняется причина.) А почему взрослые должны работать? (Ответы детей.)
Давайте поговорим с вами о профессиях. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Какие вы знаете профессии? (Ответы детей.) Профессий очень много! Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы – атрибуты. Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Сейчас я вам буду показывать картинки, на которых изображены атрибуты, относящиеся к определённым профессиям, а вы должны назвать, кому они нужны для работы.
Игра. «Кому что нужно?»
Воспитатель
Ребята, расскажите, кем работают ваши родители. (Ответы детей.) А кем бы вы хотели стать в будущем? (Ответы детей.)
О хороших работниках говорят «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьёзное дело, они не подведут и всё сделают хорошо. Любой труд нужен и почётен. Каждый должен добросовестно трудиться на своём месте. Представьте себе: портной недобросовестно сшил куртку, а через неделю все швы на ней разошлись; парикмахер сделал клиенту плохую стрижку, а он расстроился, у клиента испортилось настроение.
Для того чтобы овладеть какой-то профессией, нужно учиться. Сначала вы пойдёте учиться в школу, а затем поступите в колледж или институт, где вас будут обучать какой-нибудь профессии. В институт может поступить только тот, кто хорошо учится. Поэтому тот, кто хочет получить хорошее образование и заниматься любимым делом, должен приложить немало усилий. Поэтому, желаю вам в будущем найти себе профессию по душе, чтобы она приносила вам радость, а другим людям – пользу.
А теперь мы немного поиграем.
Физкультминутка. «За дровами мы идём»
За дровами мы идём и пилу с собой несём.
(Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно, очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, много надо напилить.
(Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку, их разрубим на дощечки.
(Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём и в сарайчик отнесём.
(Наклоны.)
После тяжкого труда надо посидеть всегда.
(Дети садятся.)
Воспитатель. Ребята, сейчас вы мне расскажете о той профессии, которая вам больше всего нравится. А поможет вам схема описательного рассказа.
Дети описывают профессии людей по опорной схеме и плану.
• Что это за профессия?
• Носят ли люди этой профессии форменную одежду? Если да, то какую?
• Какие инструменты нужны людям этой профессии? (Атрибуты профессии).
• Это какая профессия – мужская, женская или общая?
• С кем или чем работают люди этой профессии?
• Что делают люди этой профессии?
Использование пособия «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Профессии».
Воспитатель Вы все любите играть. Часто ваши игры связаны с проигрыванием различных сюжетов, связанных с профессиями. Я приготовила вам сюрприз и сейчас покажу его. Кого вы узнаёте?
Воспитатель Понравился вам мультфильм? О чём мы с вами говорили сегодня?
(Ответы детей.)
Ещё раз хочу вам пожелать, что когда вы станете взрослыми, выбрали себе профессию по душе. Ведь профессия должна приносить радость и самому человеку и людям.
Чтение стихотворения «Твоё призвание»
Строитель нам построит дом, и мы в нём дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной искусно нам сошьёт портной.
Даст книги нам библиотекарь, хлеб испечёт в пекарне пекарь,
Учитель выучит всему – научить грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон, а повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастёшь и дело по душе найдёшь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-618829-1476252554.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»
Цель: Пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравств...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-884104-1570026894.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России...
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа) Воспитатели: Зубкова В.А
Актуальность проектаПатриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993864-1515661643.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России»
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-914966-1491807777.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию "Я часть России"
Проект по патриотическому воспитанию "Я часть России"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-254735-1428483264.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)(В рамках работы муниципальной опорно (базовая) площадки по теме: «Организация работы по патр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900587-1488465154.jpg)
Проект по патриотическому воспитанию «Я – часть России!»
Проект по патриотическому воспитанию «Я – часть России!»...