Картотека "Игры с мячом для развития речи"
картотека (средняя группа)

Лескова Анна Николаевна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_myachom_dlya_razvitiya_rechi.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                        Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     шкаф – доской

Корова – телёнком                                       велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                           рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                         ботинки – кожей

Яблоня – семечкой                                       дом – кирпичом

Лягушка – головастиком                                 сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                     взрослый – ребёнком

Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

 Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок,  у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Взрослый – Дети

 Кто живёт в дупле? – Белка.

 Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

 Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

 Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в  норе? – Лиса.

 Кто живёт в логове? – Волк.

 Кто живёт в берлоге?-  Медведь.

Вариант 2. Взрослый – Дети

 Где живёт медведь? – В берлоге.

 Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.  Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.

 Стол – столик, ключ – ключик.

 Шапка – шапочка, белка – белочка.

 Книга – книжечка, ложка – ложечка.

 Голова – головка, картина – картинка.

 Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

 Кукла – куколка, свёкла – свёколка.

 Коса – косичка, вода – водичка.

 Жук – жучок, дуб – дубок.

 Вишня – вишенка, башня – башенка.

 Платье – платьице, кресло – креслице.

 Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.

 Часы – часики, трусы – трусики.

Игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

 Воспитатель - Дети

 Солнце – что делает? – Светит, греет.

 Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.

 Снег – что делает? – Темнеет, тает.

 Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

 Капель – что делает? – Звенит, капает.

 Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 Взрослый -  Дети

 Красный – мак, огонь, флаг

 Оранжевый – апельсин, морковь, заря

 Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный – огурец, трава, лес

 Голубой – небо, лёд, незабудки

 Синий-  колокольчик, море, небо

 Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

 Один стол – пять столов

 Один слон – пять слонов

 Один журавль – пять журавлей

 Один лебедь – пять лебедей

 Одна гайка -  пять гаек

 Одна шишка – пять шишек

 Один гусёнок – пять гусят

 Один цыплёнок – пять цыплят

 Один заяц – пять зайцев

 Одна шапка – пять шапок

 Одна банка – пять банок

 Одна пуговица – пять пуговиц

 Одна конфета – пять конфет

Игра « Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и  деревьев,

 полезен для земли и будущего урожая, но плохо -  намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Взрослый: Зима

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребёнку в руки, громко говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

 У рыси голова – рысья

 У рыбы – рыбья

 У кошки – кошачья

 У сороки – сорочья

 У лошади  - лошадиная

 У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

У собаки – собачья.

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка дошкольного возраста противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку в руки, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет другое – с противоположным значением.

 Взрослый – Дети

 Горячий – холодный

 Хороший – плохой

 Умный – глупый

 Весёлый – грустный

 Острый – тупой

 Гладкий – шероховатый

 Лёгкий -  тяжёлый

 Глубокий – мелкий

 Светлый – тёмный

 Добрый – злой

Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение и развитие глагольного словаря детей среднего дошкольного возраста, развитие мышления, произвольного внимания, воображения, ловкости, памяти.

Ход: взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

 Взрослый – Дети

 Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.

 Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.

 Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.

 Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.

Человек – ходит, учится, кушает, растет.

Растение - …..

        

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Воспитатель, бросая мяч в руки поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает у него:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить на вопрос взрослого:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?

 -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?

 -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?

 -У коровы телёнок, а у овцы?

 -У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

Игры с мячом для развития речи

В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя  ребенка...

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Развитие Коммуникативных навыков...

Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»

Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

Игры с мячом для развития речи детей

Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...