«Что такое толерантность. Её границы »
план-конспект занятия (средняя группа)

Егорова Инна Валентиновна

ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_tolerantnost_ee_granitsy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

: «Что такое толерантность. Её границы »  

ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.

Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков, развитие мышления.

ХОД

1.Организационный момент:

Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг – беремся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.

     - Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением. Перед вами листы с цифрами, расположите их в порядке числового ряда от 1 до 13 .Давайте прочитаем, какое у нас слово получилось – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.

2. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.

      - Кого мы видимвокруг себя? Как можно всех назвать, одним словом?

Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково — «люди»? Чем все люди похожи? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п).

- А что еще нас объединяет, мы узнаем с помощью

игры «Аплодисменты»

(я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют.  Если  встанут все, то аплодировать будем все):

Встаньте все те, кто умеет читать.

Любит кататься на каруселях.

Любит смотреть мультики.

Любит мороженое.

Любит играть.

Мечтает полететь в космос.

Любит животных.

Любит вкусно поесть.

Кто любит танцевать.

           - Ребята, а люди все одинаковые? Дети: Нет.

- Конечно, нет. И сейчас мы с вами это проверим (встаем в круг):

Выйдите в круг те, у кого темные волосы

Покивайте головой те, кто мальчики

Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза

Поднимите руку у кого есть сестра

Присядьте те, кому исполнилось шесть лет

      - Интересно, а чем еще люди отличаются друг от друга?  разный пол людей (мальчик — девочка)  

Игра «Что нужно мальчикам, а что – девочкам»

На столе лежат различные предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенных моделями «мальчик», «девочка».

3.ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

- Ребята, вот мы с вами общаемся, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, весом, желаниями.

Игра «Наоборот» (с мячом)

Давайте подберем противоположные значения к словам: грустные – веселые, полные – худые, здоровые – больные, высокие – низкие, умные – глупые, добрые – злые, молодые – старые.

- Мы все разные, у каждого есть свои особенности и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.

4.СОТРУДНИЧЕСТВО. ДУХ ПАРТНЁРСТВА. ПОМОЩЬ.

- Ребята, как вы думаете, что такое сотрудничество? ( участие в каком – либо общем деле)

- А как вы, понимаете «дух партнёрства»? (ответы детей)

- Я предлагаю поиграть в игру «Найди себе партнера»

У каждого из вас половинка круга, нужно сложить круг из двух половинок одинакового цвета, найти себе пару.

      Вместе со своим партнером вам надо будет выполнить следующее задание. Подойдите к столу, возьмите 1 карандаш на двоих, один на двоих лист бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться и договариваться.

- Давайте посмотрим, что вы нарисовали.

–У всех ли совпало рисовать именно этот предмет?

 – Присутствовал ли дух партнерства в вашей работе?

- Что вам помогло быстро нарисовать предмет?  (умение договариваться, слушать друг друга, принять мнение другого)

- Да ваше умение договариваться и сотрудничать помогло вам быстро справиться с этим заданием.

5.СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ.

- Ребята, вспомните, из какого произведения эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели…

(«Цветик – семицветик» В.Катаева)

- От исполнения какого желания Женя испытала наибольшее чувство радости? Почему?  (она помогла мальчику Вите).  А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом).

- Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .

-Как можно назвать такой поступок Жени (сострадание, милосердие).

- Что можно делать, имея ноги? А руки? Глаза? Уши? Голос?  видите, сколько у человека возможностей? А что будет, если у человека нет каких-то возможностей?(ответ детей)

Послушайте это стихотворение:

1.Вот взгляните – это ёж.

На других он не похож.

Колючки есть у всех ежей.

А этот, представляете,

Родился с шубкой из кудрей

И цветом солнца раннего.

Он был как спелый апельсин

Кудрящки так сверкали.

В лесу он был такой один,

Все сразу замечали.

Ёж только выйдет за порог,

Смеялись даже пташечки –

Клубком кататься он не мог

Пружинили кудряшечки…

Ёж всех любил в своём лесу

Зверей, букашек маленьких,

И даже хитрую лису,

И уважал всех стареньких.

Он не такой как все ежи…

Но разве это – важное? –

Любовь, тепло его дущи

Согреют сердце каждое!

2. А это девочка – сова.

Она с рождения глуха.

У сов обычно чуткий слух,

А бедная малышка

Зароется в свой мягкий пух,

Во сне ей снится мышка.

Она хотела бы играть,

Да ничего не слышит.

Помог ей слухоаппарат,

Что подарили мыши.

Всего лишь тонкий проводок

Ей прикрепили к ушку,

И вот теперь она для всех

Весёлая подружка.

Она хохочет день – деньской

И весело играет.

А этот добрый проводок

Никто не замечает.

3. Пришёл котёнок к нам слепой.

Он грустно так мяукал.

И в тихой песенке его

Лишь жалобные звуки.

Ему надели мы очки –

Он в красках мир увидел

А то, что знатный он певец

Никто и не предвидел.

Поёт котёнок день и ночь

На дереве и крыше.

Послушать музыку не прочь

Не только птицы, - мыши!

А то, что носит он очки

Для всех друзей не важно.

В очках котёнок наш слепой

Стал смелым и отважным!

4. В лесу избушке жили мишки

Три мишки, словно в старой книжке

Он из них был бел как мел,

«Полярный» прозвище имел.

Другой медведь был с шёрсткой бурой

Хоть с той же мишкиной фигурой.

А третий медвежонок

Пандой был.

Тростник, он словно мёд, любил.

И отличался чёрно – белой грудкой

Наш добрый и затейливый мишутка.

И жили мишки очень дружно,

Любили спать, гулять, играть

И, как положено медведям,

Конфетку – лапу пососать.

И отношения медвежьи

Были так искренни и нежны,

Что позавидовать им мог

Любой в стране лесной зверёк.

Пусть шёрстка разная, ну что с того!

Они все мишки, больше ничего.

Дружили мишки и не замечали,

Что друг от друга отличались.

- Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои?

Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .

Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да).

Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?

-Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.

А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид». (Больной, нездоровый, особенный).

 - Давайте подумаем ,о том, чем мы можем помочь детям – инвалидам (например: читать и рассказывать сказки, совместно играть, сделать игрушки –самоделки, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзывать)

Игра

. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

А какие люди на ощупь?

А как бы вы описали человеческое тело?

-          А у людей одинаковые размер и форма?

-          А люди одного цвета?

А люди могут ломаться и трескаться?

-          А какие звуки издают люди?

А люди отличаются внутри и снаружи?

-          Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

-          А можно ли поступать плохо с людьми?

- Чувствовать, думать, любить, как другие,

Сердцем умея понять солидарность,

Напрочь отбросить – "Они не такие",

Этому учит нас толерантность.

Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

 -Какое новое слово вы сегодня узнали?

Толерантность-терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое толерантность?

Данная презентация является материалом,который поможет воспитателям  организовать работу  по вопросу развития толерантности у воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста...

Презентация "Что такое толерантность?" (для старших дошкольников).

Презентация ко дню толерантности. Расчитана на детей старшей и подготовительной группы. Продолжительность 5 минут....

Что такое толерантность?

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов....

что такое толерантность?

досуг для детей 5-7 лет. в игровой форме дети расширяют представления о многообразии мира, учатся доброжелательному отношению к людям....

Консультация для родителей "Что такое толерантность?"

Для родителей в краткой форме даны: определение понятия "толерантность", советы и правила поведения...

Консультация для родителей "Что такое толерантность?"

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность ил...

Конспект занятия: «Что такое толерантность. Её границы ».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собс...