«Что такое толерантность. Её границы »
план-конспект занятия (средняя группа)
ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tolerantnost_ee_granitsy.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
: «Что такое толерантность. Её границы »
ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собственной воле добрые поступки для тех, кто в этом особенно нуждается. Воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим людям.
Задачи: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков, развитие мышления.
ХОД
1.Организационный момент:
Здравствуй правая рука – протягиваем вперед,
Здравствуй левая рука – протягиваем вперед,
Здравствуй друг – беремся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг – беремся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг – качаем руками.
- Я рада видеть всех вас здоровыми, с хорошим настроением. Перед вами листы с цифрами, расположите их в порядке числового ряда от 1 до 13 .Давайте прочитаем, какое у нас слово получилось – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, и сегодня мы узнаем, что оно обозначает.
2. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.
- Кого мы видимвокруг себя? Как можно всех назвать, одним словом?
Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково — «люди»? Чем все люди похожи? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки; разговаривают, играют, ходят на работу, в школу, детский сад, питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни, танцуют и т. п).
- А что еще нас объединяет, мы узнаем с помощью
игры «Аплодисменты»
(я буду называть определенное качество. Те, кто им обладает, встает со своего места, а все остальные им аплодируют. Если встанут все, то аплодировать будем все):
Встаньте все те, кто умеет читать.
Любит кататься на каруселях.
Любит смотреть мультики.
Любит мороженое.
Любит играть.
Мечтает полететь в космос.
Любит животных.
Любит вкусно поесть.
Кто любит танцевать.
- Ребята, а люди все одинаковые? Дети: Нет.
- Конечно, нет. И сейчас мы с вами это проверим (встаем в круг):
Выйдите в круг те, у кого темные волосы
Покивайте головой те, кто мальчики
Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза
Поднимите руку у кого есть сестра
Присядьте те, кому исполнилось шесть лет
- Интересно, а чем еще люди отличаются друг от друга? разный пол людей (мальчик — девочка)
Игра «Что нужно мальчикам, а что – девочкам»
На столе лежат различные предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенных моделями «мальчик», «девочка».
3.ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
- Ребята, вот мы с вами общаемся, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, весом, желаниями.
Игра «Наоборот» (с мячом)
Давайте подберем противоположные значения к словам: грустные – веселые, полные – худые, здоровые – больные, высокие – низкие, умные – глупые, добрые – злые, молодые – старые.
- Мы все разные, у каждого есть свои особенности и мы должны уважать индивидуальность каждого человека. Каждый из нас не повторим, но все мы нужны друг другу.
4.СОТРУДНИЧЕСТВО. ДУХ ПАРТНЁРСТВА. ПОМОЩЬ.
- Ребята, как вы думаете, что такое сотрудничество? ( участие в каком – либо общем деле)
- А как вы, понимаете «дух партнёрства»? (ответы детей)
- Я предлагаю поиграть в игру «Найди себе партнера»
У каждого из вас половинка круга, нужно сложить круг из двух половинок одинакового цвета, найти себе пару.
Вместе со своим партнером вам надо будет выполнить следующее задание. Подойдите к столу, возьмите 1 карандаш на двоих, один на двоих лист бумаги и нарисуйте любой предмет вместе, при этом вы можете друг с другом советоваться и договариваться.
- Давайте посмотрим, что вы нарисовали.
–У всех ли совпало рисовать именно этот предмет?
– Присутствовал ли дух партнерства в вашей работе?
- Что вам помогло быстро нарисовать предмет? (умение договариваться, слушать друг друга, принять мнение другого)
- Да ваше умение договариваться и сотрудничать помогло вам быстро справиться с этим заданием.
5.СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ.
- Ребята, вспомните, из какого произведения эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели…
(«Цветик – семицветик» В.Катаева)
- От исполнения какого желания Женя испытала наибольшее чувство радости? Почему? (она помогла мальчику Вите). А что с ним было? Кем он был? (Инвалидом).
- Ребята, скажите, пожалуйста, что произошло с мальчиком в коляске? (Выздоровел) .
-Как можно назвать такой поступок Жени (сострадание, милосердие).
- Что можно делать, имея ноги? А руки? Глаза? Уши? Голос? видите, сколько у человека возможностей? А что будет, если у человека нет каких-то возможностей?(ответ детей)
Послушайте это стихотворение:
1.Вот взгляните – это ёж.
На других он не похож.
Колючки есть у всех ежей.
А этот, представляете,
Родился с шубкой из кудрей
И цветом солнца раннего.
Он был как спелый апельсин
Кудрящки так сверкали.
В лесу он был такой один,
Все сразу замечали.
Ёж только выйдет за порог,
Смеялись даже пташечки –
Клубком кататься он не мог
Пружинили кудряшечки…
Ёж всех любил в своём лесу
Зверей, букашек маленьких,
И даже хитрую лису,
И уважал всех стареньких.
Он не такой как все ежи…
Но разве это – важное? –
Любовь, тепло его дущи
Согреют сердце каждое!
2. А это девочка – сова.
Она с рождения глуха.
У сов обычно чуткий слух,
А бедная малышка
Зароется в свой мягкий пух,
Во сне ей снится мышка.
Она хотела бы играть,
Да ничего не слышит.
Помог ей слухоаппарат,
Что подарили мыши.
Всего лишь тонкий проводок
Ей прикрепили к ушку,
И вот теперь она для всех
Весёлая подружка.
Она хохочет день – деньской
И весело играет.
А этот добрый проводок
Никто не замечает.
3. Пришёл котёнок к нам слепой.
Он грустно так мяукал.
И в тихой песенке его
Лишь жалобные звуки.
Ему надели мы очки –
Он в красках мир увидел
А то, что знатный он певец
Никто и не предвидел.
Поёт котёнок день и ночь
На дереве и крыше.
Послушать музыку не прочь
Не только птицы, - мыши!
А то, что носит он очки
Для всех друзей не важно.
В очках котёнок наш слепой
Стал смелым и отважным!
4. В лесу избушке жили мишки
Три мишки, словно в старой книжке
Он из них был бел как мел,
«Полярный» прозвище имел.
Другой медведь был с шёрсткой бурой
Хоть с той же мишкиной фигурой.
А третий медвежонок
Пандой был.
Тростник, он словно мёд, любил.
И отличался чёрно – белой грудкой
Наш добрый и затейливый мишутка.
И жили мишки очень дружно,
Любили спать, гулять, играть
И, как положено медведям,
Конфетку – лапу пососать.
И отношения медвежьи
Были так искренни и нежны,
Что позавидовать им мог
Любой в стране лесной зверёк.
Пусть шёрстка разная, ну что с того!
Они все мишки, больше ничего.
Дружили мишки и не замечали,
Что друг от друга отличались.
- Ребята, Вы когда-нибудь встречали таких людей, как наши герои?
Что вы чувствовали по отношению к ним? (Нам было их жалко) .
Хотелось ли вам помочь этим людям? (Да).
Ребята, скажите, пожалуйста, надо быть только врачами, чтоб помогать больным людям? Может быть им нужна еще и другая помощь, кроме медицинской?
-Конечно, больным людям еще нужно общение, добрые люди.
А теперь давайте подберем слова - синонимы слову «инвалид». (Больной, нездоровый, особенный).
- Давайте подумаем ,о том, чем мы можем помочь детям – инвалидам (например: читать и рассказывать сказки, совместно играть, сделать игрушки –самоделки, помогать передвигаться, рассказывать смешные истории и радоваться, относиться с пониманием к их личностному своеобразию и физическим недостаткам, не дразнить, не обзывать)
Игра
. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
А какие люди на ощупь?
А как бы вы описали человеческое тело?
- А у людей одинаковые размер и форма?
- А люди одного цвета?
А люди могут ломаться и трескаться?
- А какие звуки издают люди?
А люди отличаются внутри и снаружи?
- Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- А можно ли поступать плохо с людьми?
- Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
Воспитатель: То есть, быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия. А стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
-Какое новое слово вы сегодня узнали?
Толерантность-терпимость друг к другу. Все мы разные, но нужно принимать друг друга таким, какой он есть и сотрудничать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое толерантность?
Данная презентация является материалом,который поможет воспитателям организовать работу по вопросу развития толерантности у воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста...
Презентация "Что такое толерантность?" (для старших дошкольников).
Презентация ко дню толерантности. Расчитана на детей старшей и подготовительной группы. Продолжительность 5 минут....
Что такое толерантность?
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов....
что такое толерантность?
досуг для детей 5-7 лет. в игровой форме дети расширяют представления о многообразии мира, учатся доброжелательному отношению к людям....
Консультация для родителей "Что такое толерантность?"
Для родителей в краткой форме даны: определение понятия "толерантность", советы и правила поведения...
Консультация для родителей "Что такое толерантность?"
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность ил...
Конспект занятия: «Что такое толерантность. Её границы ».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности. Познакомить детей с понятием – люди с ограниченными возможностями. Учить сопереживать, замечать боль других совершать по собс...