Родительское собрание. Тема: «Жизнь без жестокости к детям »
план-конспект занятия

Малькова Наталья Владимировна

Подробный коспект проведения родительского собрания по профилактике жестокого обращения в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад 158»  
города Ярославля

Родительское собрание:

«Жизнь без жестокости к детям »


                                                                                                   

                                                                                                   

Педагог- психолог

                                                                                                          Малькова Н.В.

Родительское собрание:

«Жизнь без жестокости к детям »

Когда ругаешь ребенка, подумай,

нет ли в тебе этих качеств,

ведь это же ТВОЙ ребенок

                                                                                                               Литвак М.Е.

Задачи собрания:

  • Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
  • Познакомить родителей с различными видами насилия в семье;
  • Показать, что мир в семье — главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи;


Ход собрания

Уважаемые родители! Данная информация  – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И  именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из нас, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

         Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира.

Жестокое обращение с ребенком – это  любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого причиняется вред   его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию и жизни.

      Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым.

    Ученые считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Более того количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет. 

Традиционно различают четыре вида жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие 
  • сексуальное насилие 
  • пренебрежение потребностями ребенка 
  • эмоциональное, или психологическое насилие 

Сейчас часто используется такое понятие как, «комплексное насилие», сочетающее в себе различные виды насилия.

   Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

    К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. (Пример: «Ты тупой, ничего не понимаешь!» , в действительности ребенок не виноват, а отстает в развитии в следствии медицинского диагноза; «Из-за тебя мне пришлось бросить работа!»  «Отойди от меня, не люблю этих нежностей!» - маленький ребенок  ( а часто и  мы взрослые)  понимает эту фразу, как мама не хочет меня обнять значит она , на что-то обиделась и меня больше не любит  и т.д. )

    Дети, переживающие эмоциональное  насилие длительное время, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности

. Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

К физическому насилию относится : избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий наказаний .

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Нам взрослым надо помнить:

  •    Довольно часто « обычные наказания» приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют свою силу, не могут остановиться. С другой стороны, « к мягким» наказаниям, например шлепкам, особенно когда они входят в повседневную практику, ребенок привыкает, и они перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.
  •    Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за невыученного стихотворения, может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит стихотворение), но наверняка вызовет негативное отношение  к дальнейшим занятия в школе , а так же может способствовать повышению агрессивности.
  •    Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того – в перспективе приводят к значительным нарушениям, например к нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.
  •    У взрослого всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям:

  1. Мягко указать на ошибку. Первый вариант помочь ребенку осознать неправильность своего поступка – спокойный тон. Если ошибка является действительно совершенно не нарочно, достаточно поговорить с ребенком наедине. Постарайтесь быть нежными и сдержанными, рассказывая ему о возможных последствиях неверных действий. Я уверена, что ни один ребенок не воспротивится признать свою ошибку, если на нее будет указано мягко и осторожно. Если же  начать ругать ребенка на глазах у других людей (членов семьи), он, безусловно, почувствует себя оскорбленным
  2. Метод поощрения хорошего поведения. Дети любят свои вещи, игрушки, кровати, сумки, карандаши и т.д., обожают играть в видео и компьютерные игры, смотреть телевизор. Они не хотят, чтобы их лишили этого. Если ребенок делает что-то неправильно или ведет себя неподобающим образом, вы можете запретить ему некоторые привычные развлечения. Ребенок будет автоматически стараться вести себя так, чтобы все вернулось в привычное русло. Здесь я хотела бы сделать отступление и обратить внимание на одну важную вещь. Некоторые родители обещают ребенку дать то, что он хочет в качестве поощрения за хорошее поведение. Это категорически неправильно! Дети весьма умны и прекрасно понимают причинно следственную связь, поэтому могут использовать этот прием, чтобы добиваться желаемого.
  3. Неформальное обучение. Если вы вместо того, чтобы шлепнуть или повысить голос, вы расскажете ребенку о понятиях добра и зла, а в пример приведете его поведение, то в этом случае добьетесь двойного результата: во-первых, вы научите ребенка чему-то новому, расширите его кругозор; а во-вторых, ребенок воспримет это позитивно.
  4. Разрешить ребенку почувствовать последствия своих действий. Если ребенок все еще неохотно признает свою ошибку даже после использования всех перечисленных методов, вы можете позволить ему прочувствовать на себе последствия собственных негативных действий.  ( ПР. если ребенок категорически отказывается от предложенного обеда, не идите у него на поводу  не давайте Это дает очень хороший эффект. Например, если ребенок отказывается учить стихотворение на праздник, пусть идет на праздник с невыученным стихотворением и пусть почувствует   пусть тогда получит нагоняй от учителя и уже после этого осознает свою ошибку.

      Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

    Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. (Пример: Родители  ушли в магазин, закрыв при этом ребенка одного дома или заперев в машине. Результатом может стать травма ребенка: порез, отравление, падение из окна квартиры и т.д.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

    Дети, перенесшие жестокое обращение в семье страдают расстройством сна, необоснованными страхами, депрессивными расстройствами, становятся чрезмерно агрессивны, импульсивны, гиперактивны, проявляют склонность к насилию и могут вымещать свою враждебность и ярость на игрушках, животных и других детях, часто наблюдается задержка развития.

 У детей нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Просмотр видеофильма Р.Быкова «Я сюда никогда не вернусь»

Обсуждение

Мы с вами познакомились с основными формами и последствиями жестокого обращения , а сейчас попытаемся ответить на вопрос:

 Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми?

Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, развод, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой.  Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов.

Основная причина жестокого обращения с детьми –внутренняя агрессивность эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости  каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

   В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми.

Доказано, что дети, подвергавшиеся избиениям, сами становятся способными к проявлению жесткости по отношению, как к своим детям, так и собственным родителям.

Памятка для родителей

1. Наказывая ребенка, оставайтесь спокойными и выдержанными. Если вы взвинчены, постарайтесь успокоиться, и только потом начинайте разговор.

2. Будьте тверды, решительны и последовательны, если вы решили наказать ребенка. Не меняйте своего мнения, не поддавайтесь на уловки и уговоры. Если вы постоянно меняете свое мнение, отменяете наказание, ребенок поймет, что ваши слова ничего не значат, и ими можно пренебречь.

3. Помните, что наказание – мера воспитательная. Вы исправляете неправильное поведение, а не мстите или караете за проступок. Важно достичь того, чтобы ребенок понял, почему и за что его наказали. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо,  и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

4.При любом наказании ребенок не должен быть лишен  возможности  удовлетворения  физиологических потребностей.

5. Используйте в качестве наказания метод ограничений. Наказание  должно носить временный характер.  Объясните, что из-за непослушания ребенку придется лишиться любимого лакомства или пропустить просмотр любимой передачи, отказаться от игры. Не стоит делать наказание длительным. Наказывайте здесь и сейчас, а не потом когда-нибудь. Соизмеряйте степень наказания с проступком. За нечаянно опрокинутую чашку достаточно пожурить, а вот если ребенок мучает кошку, да еще и дерзит при этом взрослым, то можно лишить его развлечений на целый день. Чтобы свести к минимуму проявление недовольства и капризов, когда ребенка отрывают от игры, просмотра телевизора, заранее предупреждайте об этом: «Через 15 минут – обед», «Ты можешь почитать еще полчаса, потом пора спать». Ребенок внутренне уже будет готов к тому, что занятие или игру пора завершать.

6. Не спорьте и не пытайтесь доказать свою правоту возмущенному и обиженному ребенку. Если ребенок агрессивно реагирует на ваши высказывания и просьбы, подождите, пока он успокоится. Скажите, что в подобном тоне вы не собираетесь с ним разговаривать.

7. Предлагайте ребенку альтернативные варианты там, где это возможно. Если вы что-то запретили, обязательно объясните, что делать можно: «Нельзя рисовать на стене. Рисуй мелом на улице или карандашами (красками, фломастерами) в альбоме», «Ты можешь гулять еще полчаса, но тогда у тебя не останется времени, чтобы посмотреть телевизор», «Если ты не уберешь игрушки, мы не пойдем гулять». Дайте ребенку возможность выбрать подходящий вариант.

8. Объясняйте ребенку, что он несет ответственность за свои поступки. Если он сломал чью-то машинку, то либо он должен отдать взамен свою машинку, либо заплатить деньги. Но тогда не стоит в ближайшее время ожидать от мамы с папой покупки новых игрушек .

9. Хвалите ребенка, если он проявляет послушание и старается исправиться. Даже когда вы наказываете ребенка, дайте понять, что вы любите его, но очень огорчены его поведением. Вам жаль, что приходится наказывать, но вы не намерены менять решение


Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

Подведение итогов, просмотр видеоролика «Любите своих детей».

1


Памятка для родителей

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо,  и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
  • При любом наказании ребенок не должен быть лишен  возможности  удовлетворения  физиологических потребностей.
  • Ребенок должен знать  за какие проступки последует наказание и в какой форме

  • Наказание  должно носить временный характер.  («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня») .
  • При наказании  следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Осуждается  только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • При наказании  исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  • Наказание должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Литература

  1. Е.И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) – М: РБФ НАН, 2007

  2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. - ст.8,25,31,32,36,40.

  3. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003, ст.: 3, 7-12,13-21, 34, 38, 80.

  4. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия. Помощь. М., Генезис, 2005, ст.: 2-7,19-20,39-40,65,96.

  5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М.: СГИ, 2002.

  6. Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М.: Прогресс,1997.

  7. Григорович И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенка. Общие вопросы и физическое насилие. - Петрозаводск: Петер ГУ, 2001.

  8. Платонова Н. М.. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации.- СПб.: Речь,2004.

  9. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.
  10. Ковалева Л.Е. Микроклимат семьи. М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию в детском саду "Жестокое обращение с детьми - Порочный круг насилия".

Данную презентацию я составила используя Интернет-ресерсы, и демонстрировала ее во время общего родительского собрания в детском саду на тему: "Профилактика безнадзорности и правонарушений у несоверше...

конспект родительского собрания «Как попытаться остановить жестокость?»

Родительское собрание было проведено с целью - рассказать родителям о понятии "детская жестокость", познакомить с причинами жестокости, вместе придти к решению этой проблемы....

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...

Родительское собрание в средней группе «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми.Задачи:1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со свои...