Музейная педагогика как форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников
консультация

Ступакова Валентина Ивановна

Материалы консультации "Музейная педагогика как форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников" помогут педагогам создать свой мини-музей в группе (ДОУ), что будет способствовать приобщению детей к истокам народной и национальной культуры, сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, научит правилам общения. Использование музейной педагогики в образовательном процессе значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМА НРАВСТЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ » (консультация для педагогов) Подготовила : Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85 Приморского района Санкт-Петербург 2019г.

Слайд 2

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой часть нашей культурной жизни. Музеи активно осуществляют свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев больших и маленьких. Свой музей есть почти в каждом городе планеты. Они очень разные и необычные. Самым большим музеем в мире считается парижский Лувр (пл.=60 тыс кв. метров )

Слайд 3

Самый маленький – в Литве (д. Биетай ), называется « Баублис », размещается в дупле старого дуба диаметром 2 м. Среди экспонатов: кости мамонта, древнее оружие, рыцарские панцири, коллекция старинных монет и библиотека из 200 книг . Самый старый музей мира – Британский музей в Лондоне (1753г.). Здесь представлены сокровища римской, египетской и азиатской культуры, богатая коллекция Художественных полотен .

Слайд 4

Единственный в мире музей мыши, посвященный этому сказочному персонажу находится в г. Мышкин Ярославской области. Самые необычные музеи: - Музей школьных наказаний (Уругвай); Музей шпаргалок (Болгария); Музей суеверий (Углич) (Ярославская область); Музей дошкольного воспитания(Финляндия); Музей спичек (Швеция); Музей мусора (Южная Корея) и др.

Слайд 5

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями. На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества .

Слайд 6

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, истинными ценностями. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

Слайд 7

В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.

Слайд 8

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу отводится роль проводника в этот мир.

Слайд 9

На предваряющей музейное посещение образовательной деятельности в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей , познакомить со смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции. Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины , кроссворды , шарады, ребусы , командные соревнования, а также, творческие задания, праздники, театральные постановки и т.п. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях.

Слайд 10

Образовательная деятельность с детьми должна решать следующие задачи: 1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры ; 2 . Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности; 3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем; 4. Развивать способность к сопереживанию; 5. Формировать уважение к другим культурам , готовность понимать и принимать систему иных ценностей; 6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Слайд 11

В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и истории родного края. Наряду с обогащением представлений познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея. Изобразительная деятельность детей после посещения музея является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка, источником его социализации.

Слайд 12

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки: • Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; • Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, в окружающем мире; • Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры; • Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования; • Обладать навыками общения с культурным наследием : уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи .

Слайд 13

Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Слайд 14

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Слайд 15

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МИНИ-МУЗЕЯ В ГРУППЕ 1. Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музеев». План реализации: Предметность и наглядность , обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия . Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения, различных воспитательно - образовательных задач (в том числе комплексно ). Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

Слайд 16

2. Второй этап, поисковый - «Создание мини-музея». План реализации : Планирование системы работы по блокам. Например: «Мои корни», «Любимый город, в котором я живу», «Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение года могут изменяться). Определение места размещения мини-музея: месторасположение мини-музея с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, -психологической комфортности и безопасности. Планирование экспозиций мини-музея в ДОУ (группе) : могут располагать постоянными и сменными экспозициями .

Слайд 17

Выбор дизайна оформления мини-музея. Подбор экспонатов : - размещение экспонатов в разной плоскости, размещение материала на настенных полочках, использование ширм, стендов, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность. Составление каталога экспонатов и плана работы. 3. Третий этап- «Представление мини-музея». На этом этапе проходит презентации мини-музея 4. Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».

Слайд 18

ПРИМЕРЫ МИНИ-МУЗЕЕВ : «Мои корни» Экспозиции : «Игрушки наших родителей»; «Такие разные куклы»; «Имя с большой буквы»; «Герб семьи»; «Любимый город, в котором я живу» Экспозиции : «С Днем рождения, любимый город»; «Куклы в национальных костюмах»; «Профессии нашего города»; «Достопримечательности нашего города»;

Слайд 19

« Культура и традиции» Экспозиции : «Бабушкин сундучок»; «Обереги»; «Народные приметы»; ПРИМЕРЫ МИНИ-МУЗЕЕВ В ДОУ: • « Русская изба» ; • «Золотой петушок» ; • «Чудо-дерево» ; • «Волшебница-вода» ; • «Книжки-малышки, книжки- игрушки»; • «Театральные куклы» ; • «Куклы-неваляшки» ; • «Волшебный мир ракушки» .

Слайд 20

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ МНИ-МУЗЕЯ Рисунок (фотография) экспоната 2. Название : (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.) 3 . Где собран : (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна ( если это не Россия ); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная .) 4. Кем собран : (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) 5 . Краткая информация об экспонате : (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Слайд 21

6.Как использовать в работе с детьми : (При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование). 7 . Дополнительная литература : (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

Слайд 22

СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА МИНИ-МУЗЕЯ Название мини-музея Автор (авторский коллектив) Место расположения Цель создания мини-музея Задачи Адресность (для кого предназначен) Направление деятельности Наглядность (экспозиции) Интерактивность Содержание работы (как используется) План работы (можно на год)

Слайд 23

Мини – музеи , созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей станы. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но, чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Слайд 24

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, нравственность, формирует патриотические чувства, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"

1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.   ...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания.

Роль музейной педагогике в воспитании у ребёнка патриотических чувст....

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...

Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной ли...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев....