Родительское собрание Воспитание толерантности у детей
методическая разработка (младшая группа)

Кашинова Нонна Эдуардовна

Материал посвящен проведению родительского собрания в младшей группе, посвященного вопросам толерантности или терпимости детей по отношению к друг другу, родителям и другим людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vospitanie_tolerantnosti_u_detey.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения родительского собрания в младшей группе ДОУ

"Воспитание толерантности у детей"

        Сегодня и сейчас – это время крайностей и противоречий. С одной стороны во многом человечество достигло гигантских успехов, с другой – эти успехи превращаются в бедствия и самое страшное на сегодня – утрата душевных свойств человека: отношения к труду, мышления, веры и т. д. Всем ясно и понятно, что наше общество - болеет. И хотя чаще всего мы слышим об экономических проблемах, первопричиной является болезнь духа. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому»

        Во все времена, проблемы семьи занимали первостепенное значение. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение понимания, взаимоуважения, сочувствия (толерантности) в семьях.

        С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека.

        Исследование причин неврозов детей в ряде стран однозначно выдвигает на первое место семейные конфликты, которые разрушают семью, но и служат основой накопления отрицательного отношения ребенка к семье.

        Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции, напротив, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка.

        К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда "жесткого секса”, насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей.

        Естественно встают вопросы – как мы понимаем толерантность и что собой представляет воспитание толерантности у родителей и детей.

        Толерантность – понятие сложное и разноаспектное.

        Под толерантностью не подразумевается уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости; она не равносильна безразличию.

        Быть толерантным не означает отказа от своих убеждений, принятия иного мировоззрения (образа жизни, а также навязывания своих убеждений другим людям.

        Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей.

        В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

        Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей.

        Когда мы говорим о толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых, то не имеем в виду отказ со стороны взрослого от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи предполагает соединение устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью – как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.

        Еще одной характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и родителей является совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.

        Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К. Д. Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.

        Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков.

        Итак несколько правил, которых нужно придерживаться в семье по решению проблемы формирования толерантности во взаимоотношениях между ее членами:

  1. правило превентивности – всегда легче предупредить назревающие проблемы, нежели их решать;
  2. правило гибкости – использование различных форм, способов в зависимости от конкретного случая;
  3. правило разумного компромисса – добиваясь изменений во взаимоотношениях родителей и детей, необходимо стремиться к разумному компромиссу.

        Мы все такие разные. Между нами существуют некоторые противоречия, и мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, но часто не смотрим в ее суть. Добиваясь победы, мы стремимся поскорее разрушить все то, что против нас, и такую победу считаем доказательством своей силы. Но силой является не разрушение, а созидание. Настоящей силой будет признание за другими людьми права на собственное мировоззрение, другими словами толерантность. Независимо от титулов и званий, состояния здоровья и финансового положения все люди равны, и не уважать в равной мере каждого, значит, не уважать в первую очередь себя.

Анкета для родителей воспитанников 2 младшей группы  

Тема: «Толерантность – дорога к миру»

Уважаемые родители!

        Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

- положительно;

- отрицательно;

- равнодушно.

2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?

- да;

- нет;

- не знаю.

4. Какие песни и танцы вам больше нравятся?

- соседних народов;

- национальные;

- эстрадные;

- зарубежные.

5. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?

6. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

- быть терпимыми к их национальным особенностям;

- быть с ними настороже.

7. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

- нет;

- да.

8. Предположим, что у нас  в группе появился беженец из другой республики вы:

- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;

- чтоб он не общался с ним.

9. Что такое толерантность?

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- готовность быть терпимым, снисходительным;

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться

с мнением других, быть снисходительным.

10. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?

- да;

- нет;

- не знаю.

11. Для того чтобы не было войны

- нужно понимать, почему они происходят;

- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

12. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?

- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;

- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;

- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;

- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.

Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание толерантности"

Как познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с по...

Родительское собрание :"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собраниеТема: Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.Цель: • вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста сам...

Родительское собрание «Воспитание ЗОЖ у детей и родителей»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей и родителей интерес к физической культуре и спорту, вовлекать их в деятельность  детского сада; привлекать внимание к здоровому образу жизни как наиболее эффективному ср...

Родительское собрание «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста по средствам малых жанров фольклора»

Родительское собрание с целью дать родителям знания о значении культурно-гигиенических навыков у детей.Собрание помогает родителям активно использовать фольклор в формировании данных навыков....

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Родительское собрание "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Воспитание толерантности  у детей старшего дошкольного возраста"...