Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой
статья

Харламова Елена Викторовна

статья на тему Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность современных технологий доказывается педагогической практикой

Автор: Харламова Елена Викторовна,

воспитатель ГБДОУ №125  

      «Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку».  

Д.И. Писарев

                                                                                                                   

Среди современных образовательных технологий в моей педагогической работе мне особенно интересен метод проектной деятельности.

 Исследовательски – творческие проекты, организованные мною совместно с детьми, делают процесс развития и воспитания незаметным, ненавязчивым для детей, но в то же время высоко эффективным для их познавательного развития.

«Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете» - эти слова Конфуция иллюстрируют моё понимание значения проектной деятельности в детском саду.

На первое место выходят интересы детей, их увлечённость общим делом. Воспитатель, выступающий в роли такого же исследователя, как и сам ребёнок, не даёт готовых ответов и решений. Я предлагаю детям самим искать ответы на возникающие вопросы, учиться видеть проблему и находить пути её решения.

Как называется это растение, почему оно выглядит как крапива, а не жжёт? – задаёт на прогулке вопрос ребёнок. У меня нет ответа, но есть предложение – давай искать ответ вместе, я тоже очень хочу это узнать. Как мы можем получить ответ на вопрос? Дети, заинтересовавшиеся поиском названия растения, спрашивали у знакомых взрослых, в группе рассматривали книги о растениях, искали ответ в ботанических энциклопедиях. Я нашла ответ в интернете и подготовила детям презентацию, в ходе просмотра которой, они узнали то самое растение. Вот она радость открытия! С огромным интересом слушали рассказ о растении (яснотка белая) и запомнили название, и рассказали родителям. Так родился исследовательский проект «Растения на нашем участке», продуктом которого был гербарий, собранный детьми из изученных, по их инициативе, растений.

Педагогу важно подчеркнуть, выделить значимость детских открытий. «Ребята, мы теперь знаем о растениях на нашем участке, больше, чем другие дети и даже больше, чем взрослые (родители, воспитатели), можем рассказать, поделиться знаниями. Спасибо Савелию, ведь это он первый заинтересовался растением, которое мы видели каждый день, но не знали его название.»

 Тема, вызвавшая интерес и познавательную активность ребёнка всегда реализуется в его творчестве. В ходе проектной деятельности дети участвуют в праздниках, досугах, концертах, сценарии которых так же создаются в ходе совместной работы. Вместе с родителями дети выбирают понравившиеся стихи, песни, готовят сценки по теме, приглашают героев, которые, по их мнению, могут им помочь в их исследованиях.

Например, в ходе экологического проекта отвечая на вопрос, кто нам может рассказать о природе и её проблемах, дети назвали сказочных персонажей – Лешего, Кикимору, Бабу- Ягу. «А как вы думаете, могут прийти к нам такие гости?» Нарисовали приглашения, послали по почте. А затем родители проявляют свои актёрские способности, появляясь перед детьми в той или иной роли. Таким образом проект становится для детей увлекательной игрой.

Проектная деятельность позволяет вовлечь в воспитательный процесс, проходящий в детском саду, родителей, обеспечивая тесную взаимосвязь с семьёй. Обязательными участниками каждого проекта, организованного мною в группе являются родители. Это особенность любой проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. Без заинтересованности родителей индивидуальное развитие каждого ребёнка по данной теме становится менее эффективным. Родители, становясь полноправными участниками проекта, так же, как и педагог в группе, дома создают среду для развития познавательного интереса ребёнка. Чтение книг, рассматривание картинок, иллюстраций, разучивание стихов и песен, помощь ребёнку в создании рассказов, сказок, рисунков, других творческих работ, тематические экскурсии – эти совместные дела доставляют удовольствие родителям и всегда находят отклик в душе ребёнка.

Для создания наиболее эффективной развивающей среды в группе я активно использую технологию создания мини – музея. Подбирая экспонаты для музея или создавая их своими руками дети, родители и сами педагоги поддерживают интерес к теме проекта. Материал, полученный детьми в ходе проекта, лучше запоминается. Музей в нашей группе всегда интерактивен: я использую экспонаты в играх, провожу специальные досуги, развлечения, посвящённые тематике музея. У каждого ребёнка есть экспонаты, о которых он может рассказать, прочитать стихотворение, загадать загадку или даже спеть песню.

Так же в своей работе над проектами я использую технологию ИКТ: фотографии, видеоролики, презентации, дидактические компьютерные игры. Современные информационно компьютерные технологии помогают максимально полно раскрыть тему любого проекта, помочь детям получить наглядную информацию по интересующим вопросам. Например, мы просмотрели с детьми видеоролики «Как делают бумагу», «Как сортируют и перерабатывают мусор», и многие другие. Во время проекта по экологии мы записали с детьми видеозагадки о мусоре.

С помощью программы Windows Movie Marker, используя рассказы детей и фотографии их мам, я создала фильм к Дню Матери. Фильм растрогал родителей до слёз и был интересным для детей финалом праздника.

В ходе проекта «Мы выбираем спорт» дети нашей группы готовили с родителями рассказы о том или ином виде спорта, иллюстрируя рассказ подборкой фотографий, картинок из интернета, видеозаписей соревнований, где участвовал ребёнок. Материал, предоставленный родителями на USB флэш накопителе, я показываю детям на большом экране через проектор. Это вызывает интерес и детей, и взрослых в ходе их работы по подбору материала.

Благодаря ИКТ, за счет увеличения количества иллюстративного материала, можно расширить представления детей об окружающем мире, вызвать познавательный интерес, удивляя детей той или иной картинкой взятой из интернет источников. Например, работая с детьми по теме «Дружба народов», я показала детям на большом экране красоту природы, достопримечательности Азербайджана, Армении и других государств. Самые интересные картинки, запомнившиеся детям и вызвавшие наибольший интерес (грязевые вулканы, огненные горы и т.п), я распечатала. Вместе с детьми мы создали книги. По иллюстрациям этих самодельной книг дети могут рассказать о странах.

В завершении проекта или иной деятельности по определённой теме я предлагаю детям компьютерную игру – викторину, созданную мной в программе Power Point. Дети отвечают на вопросы и на экране появляется правильный ответ.

Интерес ребёнка - это залог успешного усвоения материала. Разнообразие педагогических технологий, используемых мною в работе, позволяет поддерживать интерес детей к изучаемым темам и добиваться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов, по применению здоровьесберегающих технологий в педагогической практике

Цель: познакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в педагогической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способство...

Результативность применения современной образовательной технологии в педагогической практике воспитателя ДОУ

Творческий отчёт за 2016-2017учебный год, в котором отражается проектная деятельность недели здоровья и недели книги и театра....

«Приёмы современных здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»

laquo;Приёмы современных  здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...