Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа)

Мыскова Татьяна Николаевна

Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т.д. Подробное описание познавательных квестов «В гостях у четырёх стихий»и «Отправляемся в поход» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста 

Мыскова Татьяна Николаевна

МБДОУ «Детский сад №27» ЗАТО Северск

Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области.

Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Поэтому мы и подошли вплотную к квестам. Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.  Квест – это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности  и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Отсюда вытекают основные задачи экологических квестов: расширять экологический кругозор дошкольников; воспитывать  бережное отношение к природе, привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников;  повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

Преимущество квестов заключается в том, что  их можно организовать в любой тематической направленности.

Но самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад – семья. Родители, вовлекаясь в образовательный процесс ДОУ, воочию видят результаты работы.

 

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое важное, это заинтересовать всех участников.  

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

- социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);  

-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

-театрально-музыкальной;

-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Такие деятельные экологические игры мы проводим совместно с родителями и детьми на территории нашего детского сада. Один  из квестов назывался «В гостях у четырёх стихий», в ходе, которого команды   решали экологические задачи: почему важно беречь окружающую среду, зачем сортировать мусор, как очищать воду, воздух, для чего необходимо беречь леса. Получив карту экологического квеста с указанием Станций,  команды двинулись в путь. В ходе всего квеста дети прошли четыре  станции, на каждой из которой необходимо  было выполнить определённые  задания. За каждое выполненное задание дети получали часть пазла, а в конце прохождения всех станций, сложив все пазлы – отыскали таинственный клад.

Квест «Отправляемся в поход» был также познавательным не только для ребят, но и для родителей. Дети, как настоящие туристы, приняли участие в квесте, на станциях которого совместно с родителями, собирали палатки, разжигали костёр, отгадывали загадки, учились ориентироваться на местности, пели песни о природе, а в конце – нашли клад.

В результате работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  у воспитанников сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что совместные старания и усилия всех участников образовательного процесса  не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Используемая литература

1. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10

2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

3. Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.

4. Николаева Н.В. Образовательный квест – проект как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся// Вопросы Интернет – образования, 2002, № 7.

5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

6. Шеина Л.И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существу...

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»...

«Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (сертификат)...

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработка содержания и  методики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе квест-технологии...