Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Ходина Лариса Владимировна

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 243.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите эти земли, эти воды,

                                                          Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы!

                                                                  Убивайте лишь зверей внутри себя.

 Евтушенко.

Тема моей статьи

 «Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

     Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: ‒ формирование первичных представлений о живой и неживой природе; ‒ воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Всю работу по экологическому образованию мы осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Свою работу начинала с детьми по «Экологическому- квесту «,«Помощь тётушке сове»

Актуальность.

Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Вот мы и подошли вплотную к квестам. Что это такое? В общих чертах, мы все это уже знаем, наши взрослые и не очень взрослые дети с увлеченностью в них «живут» в компьютерной сети, играют сами и с друзьями, и иногда оторвать их бывает очень трудно. Давайте же и мы не будем отставать от времени, и используем эти прекрасные возможности интерактивной игры в нашем образовательном процессе.

Но сначала остановимся на том, что же такое КВЕСТ

В переводе с английского «квест» — игра, поиск.

Прародителями квестов являются компьютерные игры, чтобы прийти к конечной цели игры главному герою необходимо было решать головоломки, логические задания, поиск артефактов. Технология квеста разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности. В России первые квесты появились в 2013году. Направления Квест игр разнообразены. В своей практике я использую квесты патриотического направления, оздоровительного и большой популярностью пользуются у детей квесты экологические. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Основной целью экологических квестов является: Формирование умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Основными задачами экологических квестов:

Расширять экологический кругозор дошкольников; Воспитание бережного отношения к природе родного края

Привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников; Повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

Существуют ряд требований к организации квестов

Во первых, Для того чтобы эффективно организовать экологические квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

Принципы организации

 Доступность и наличие видимого конечного результата -  дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

Систематичность задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

Эмоциональная окрашенность заданий игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

Расчёт времени следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

Разнообразие детской деятельности во время прохождения квеста в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

 * Условием по организации квестов является то, что все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей залезть на дерево, в лужу и т.д);

И задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.

* Теперь несколько слов о том, какова сама структура квест технологий. Как и любая технология,  образовательный  квест имеет свою структуру:

- Пролог. - Экспозиция. - Эпилог.

Итак, все происходит с знакомство с сюжетом и распределение ролей, это пролог

Для того чтобы придумать сюжет квеста необходимо определиться с темой. А тема отталкивается от того, что необходимо обнаружить, исследовать, повторить или закрепить с детьми в области экологии. От сюда вытекают цели и задачи квеста.

Далее происходит прохождение этапов, выполнение действий, решение цели и возникающих задач - Экспозиция

Цель должна быть преподнесена детям в игровой интересной форме. Например, пришло письмо, встреча со сказочным героем и т.д  Это и получается целая история, сюжет. И дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.

На 3 этапе подводятся итоги и награждение - эпилог

Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для младших дошкольников или точно такой же процесс для детей  старшего дошкольного возраста совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.

На сегодняшний день, принято различать несколько видов квест-технологий

  • линейные  (решение одной задачи дает возможность решать следующую, т.е задачи решаются по цепочке одна за другой); Хочу акцентировать ваше внимание на том, что ВСЕ народные сказки написаны по принципам линейного квеста: не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису… Согласны со мной?

•        штурмовые (когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами);

•        кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, в этом случае команды участников стартуют  с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу).

В целом, квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.

Представляю вашему вниманию фотоотчет линейного экологического квест-игры «Помощь тётушке сове». Где команда детей вместе со сказочными героями лисой Алисой и бабой Ягой разыскивали спрятанный сундук со сказками, перемещались по станциям и выполняя разнообразные задания; развивая ловкость, быстроту реакции, выносливость.

На первом этапе нашего квеста дети встретились с мудрой тётушкой совой, в результате беседы дети поняли, что приходили в осенний лес туристы навели беспорядок и спрятали у мудрой тётушке совы сундук со сказками. В результате чего воспитатель напомнил детям о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. Дети пообещали навести порядок в лесу и найти сундук со сказками.

Далее пошла экспозиция. На первой станции у колодца желаний дети встретились с лисой,  где она  предложила игру «Доскажи словечко», зачитывая первую фразу, а конец дети договаривали сами, при этом соблюдали ритм, рифму. Цель игры стало развить у детей наблюдательность, внимание, воспитывать познавательные интересы.

На Станции  «Волшебное озеро» дети встретили знакомого сказочного героя Кота Базилио, который предложил им задание разгадай экологический кросворд, выполнив его условие, он передаст им второй фрагмент картинки сундука со сказками.

На станция «Грибная полянка» дети встречают бабу ягу, которая просто так их тоже не отпускает и за следующий фрагмент пазла предлагает с ней поиграть в игру «Съедобные и несъедобные грибы».  

Для разминки Бабая ага предложила повеселиться и поиграть в подвижную игру «С кочки на кочку»

Путь к успеху оказался очень сложным, но на пути у участников квеста новое испытание,

Станция «Там на неведомых дорожках», где детям предстояло расчистить дорогу от листвы, одновременно проходит игра «С какого дерева листок».

В процессе уборки листвы, дети находят сундук, и после того как дети собрали пазл они понимают, что это и есть сундук со сказками, открыв который дети увидели сюрпризный момент. Квест проходил на эмоциональном подъеме и закончился решением всех задач, поставленных перед игроками. Сундук со сказками  был найден! В конце квеста мы подвили итог игры, особое внимание уделяя тому, что нужно любить и беречь природу. А также вручаем детям призы за выполнение главной цели игры. Приз должен быть материальным и соответствовать тематике квеста и возрасту детей.

Вывод.

Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология  призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Взаимодействие педагога с детьми по  повышению уровня развития экологической культуры посредством квест - технологий- приведет к осознанному отношению к природе.

Успехом послужит то, что Квест-игра  призвана не только улучшить восприятие или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей.

     Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигнуты. У дошколят сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»...

Квест - технология, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т.д. Подробное описание поз...

«Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

ТЕМА ПУБЛИКАЦИИ: «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» (сертификат)...

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработка содержания и  методики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе квест-технологии...