"Взаимодействие семьи и детского дошкольного учреждения"
статья

Смородинова Виктория Артуровна

Взаимодействие семьи и детского дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_semi_i_detskogo_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. В семье ребёнок учиться любить, уважать, радоваться, получает свои первые навыки общения.

Родители являются первыми педагогами для своих детей, а дошкольные учреждения оказывают семье квалифицированную помощь в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института воспитания и развития ребенка, которые стоят у истоков нашего будущего, но не всегда они находят между собой взаимодействие, и не всегда слышат друг друга. Только при согласованности и преемственности дошкольного и семейного воспитания, достигается успешность образовательной и воспитательной работы.

В настоящее время взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, остаётся наиболее актуальной проблемой. Включение семьи в дошкольную жизнь ребёнка обеспечивает условие целостного развития его личности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей положительно влияет на воспитанников, ребёнок становиться увереннее в себе, чувствует себя ближе по отношению к воспитателю, у него поднимается эмоциональное состояние и появляется желание быть в детском саду.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, как раз является «взаимодействие педагогов с семьёй».

«Взаимодействие» - этот термин, в первую очередь, предполагает общение, а так же, обмен мыслями, чувствами. Основная цель этих взаимоотношений – это установление партнёрских отношений между педагогами дошкольного учреждения и родителями воспитанников. [1]

Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей. Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Ведущей целью являются создание необходимых условий для формирования  ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на участие в жизни детского сада.

Руководствуясь образовательной программой  нашего дошкольного учреждения, в процессе взаимодействия детского сада с семьёй, решаются следующие задачи:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятий.

Положительное взаимодействие будет лишь в том случае, если детский сад будет знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья будет иметь представление о дошкольном учреждении, которому доверяют своего ребёнка. Также, важным моментом при установлении контакта взаимодействия, является информирование родителей о том, как ребенок провел день, каких успехов удалось достигнуть, чему научился. [3]

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные формы работы с родителями и нетрадиционные.  

К традиционным формам относятся:  

  • коллективные (родительские собрания);
  • индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
  • наглядные (папки-передвижки, стенды, выставки).

К нетрадиционным формам относятся:

  • информационно-аналитические (анкетирование, тесты, опросы);
  • досуговые (праздники, выставки);
  • познавательные (викторины, КВН, «круглый стол»);
  • наглядно-информационные (выставки детских рисунков, фотографий, поделок из природного материала). [2]

В практике работы нашего дошкольного учреждения используются разные формы сотрудничества с родителями, как традиционные, так и не традиционные. Проводиться планомерная целенаправленная работа с родителями. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать семьи, в которых воспитываются дети. В начале учебного года педагогами проводиться родительское собрание, на котором знакомят родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год. Родительские собрания планируются на весь учебный год, как групповые, так и общие.

Эффективными формами работы с родителями являются консультации. В каждой группе дошкольного учреждения оформлен «Уголок для родителей», где размещены консультации по всем разделам программы, полезные методические рекомендации, которые постоянно обновляются педагогами.

Еще одна из форм работы с родителями – это папки-передвижки, в которые педагоги подбирают методические рекомендации. Чем хороши эти папки-передвижки? Тем, что родитель может взять её домой и внимательно изучить рекомендации.

В нашем дошкольном учреждении проводится много праздников, на которые привлекаются родители, для того, чтобы они смогли прочувствовать мероприятие вместе со своим ребёнком. Например, «Осенний бал», «Новый год», «Рождество Христова» «Масленица», «День матери» и т.д.

Положительным результатом является организация совместного творчества детей и родителей. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания. Организуются выставки рисунков и фотографий. Например, выставка рисунков на темы: «Осень золотая», «Мой любимый сказочный герой», «Зимнее чудо», или выставка фотографий на темы: «Жизнь детей в детском саду», «Моя семья», также организовываются выставки поделок из природного или бросового материала, например темы: «Смешные овощи», «Зимняя фантазия». Родители нашего дошкольного учреждения вместе со своими детьми и педагогом принимают активное участие в районных и региональных конкурсах.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов дошкольного учреждения осуществляется в разнообразных формах сотрудничества, в процессе чего формируются положительные результаты, как в обучении, так и в развитии и воспитании детей.

Список использованной литературы:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А.Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.-218с.
  2. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия/ Т.П. Елисеева. –Мн.: Лексис, 2007.-68с.
  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программы дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -4-е изд. перераб. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2018 — 352 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"

Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...

Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре

В статье рассказывается об опыте работы с семьей по воспитанию детей в русских традициях с учетом их гендерных особенностей....

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школе

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в ...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.

Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого р...