Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.
статья

Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого ребенка, в том числе и особого ребенка. Роль семьи занимает гораздо более высокий уровень в данной области, чем садик, школа, влияние окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tsennosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт взаимодействия специалистов и педагогов дошкольного учреждения по здоровьесбережению и здоровьесозиданию у детей с ограниченными возможностями здоровья в сотрудничестве с семьей.

Коррекционная работа со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья представляет сложную проблему для педагогов и специалистов, т.к. данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.  

У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций,  невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы.

Все это мы учитываем по всем направлениям  в своей работе и, конечно, в работе по формированию семейных ценностей.

Актуальность формирования семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что семья является необходимым и порой решающим фактором для формирования личности любого ребенка, в том числе и особого ребенка. Роль семьи занимает гораздо более высокий уровень в данной области, чем садик, школа, влияние окружающего мира.

В становлении личности ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, значимость семейного воспитания возрастает в несколько раз. Взаимодействие такого ребенка в семье предопределяет его интеграцию в социальную среду.

Семья – важный партнер  в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому работа по формированию семейных ценностей у наших воспитанников  должна проводиться постоянно совместно с семьей. В этой работе как мы не можем без семьи, так и семья не может без нас. Такое тесное сотрудничество необходимо для того, чтобы осуществлять деятельность детей, для всестороннего формирования личности ребенка.

Для работы по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья мы поставили цель:

формирование семейных ценностей как одно из важнейших направлений в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Создать условия для продуктивного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с семейными ценностями

2.  Привлечь родителей и оказать им практическую помощь в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

3.  Вызвать познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей и родителей к семье и ее истории, традициям, быту

4. Формировать у детей понятие значимости семьи в жизни каждого человека

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению

 В своей работе мы определили следующие основные семейные ценности, которые мы стараемся совместно с родителями формировать, развивать и воспитывать у наших детей:

- любовь и уважение к родным людям

- семейные традиции

- семейная память

- бережное отношение к природе

- здоровый образ жизни

Воспитанию любви и уважения к родным людям, как одной из основных семейных ценностей, мы уделяем  очень большое внимание. Нами реализуются различные проекты по данному направлению. Основная цель данных проектов  - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, воспитание любви и уважительного отношения к родным и близким людям. Представим некоторые из них. Проекты   «Мамочку свою люблю, ей цветочек подарю» (выращивание цветов для мам): при посадке и ухаживании за цветами ребята проговаривают все свои действия (при этом развиваются звукопроизношение и связная речь), зарисовывают свои действия (развиваются мелкая моторика, внимание, память); «Мой папа самый лучший (военно-спортивная эстафета для детей и пап):  развивается общая моторика, координация движений, мышление, память, речь; «Бабушка рядышком с дедушкой» (совместное проведение досуга с бабушками и дедушками): развиваются речь, отрабатывается лексика, грамматика, словотворчество, звукопроизношение, развиваются память, внимание; «Профессии моих родителей» (домашнее задание – рисунки и рассказы о профессиях родителей) и др.

Все эти проекты реализовались совместно с родителями.

Очень интересным направлением в формировании семейных ценностей являются семейные традиции, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Вот некоторые проекты, над которыми мы работали и работаем. «Как мы любим отдыхать», «Любимое место нашей семьи»»,  «Как мы отмечаем праздники». Эти проекты способствуют развитию речи, памяти,  умению составлять связные рассказы, звукопроизношению, отработке лексики, грамматики (подготовка детьми рассказов и оформление коллажей с фотографиями с семейных путешествий, праздников и т.п.)

Семейная память  -   одна из важнейших семейных ценностей.  И мы уделяем этому направлению большое внимание. Работу в этом направлении дети могут выполнять только с помощью взрослых членов семьи. Они собирают материалы о своих родных и близких, среди которых фотоархивы, сама история, рассказанная ребенком со слов родных. Нами реализованы и реализуются следующие проекты: «Мое семейное древо»,  «Герб моей семьи», «Бессмертный полк». В процессе данной работы также идет развитие речи детей, развитие памяти,  развитие умения составлять связные рассказы, звукопроизношение, отработка лексики, грамматики.

Воспитывая бережное отношение к природе, мы очень большое внимание уделяем тому, как к этому относятся в семьях наших воспитанников. Дети с удовольствием  любят рассказывать о своих домашних питомцах, о том, какие растения у них выращиваются на даче и в домашних условиях. Мы в качестве домашнего задания просим их рисовать и фотографировать своих домашних животных и выращиваемые растения, как семья за ними ухаживает, и составлять о них рассказы.  Естественно, при этом идет активная работа по развитию речи,  развитию памяти, звукопроизношению,  отработки лексики и грамматики.

Одна из самых важных семейных ценностей – это здоровый образ жизни. И мы используем в своей работе современные здоровьесберегающие и здоровьесозидательные технологии, к которым активно привлекаем родителей.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья, многие дети нуждаются в особых технологиях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических и интеллектуальных проблем. Поэтому здоровьесберегающие и здоровьесозидательные образовательные технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Здоровьесберегающие и здоровьесозидательные технологии позволяют решать следующие задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
  •  развивать и активизировать познавательную активность ребенка
  • снимать напряжение, восстанавливать  работоспособность;
  • активизировать  познавательный интерес;
  • улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.  
  • способствовать повышению речевой активности;
  • развивать  речевые умения и навыки

В своей работе мы активно используем су-джок гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, развиваем мелкую и общую моторику,  обучаем различным видам самомассажа.

Цель су-джок терапии заключается в стимулировании высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах с помощью специального массажера.

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы выработать правильные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для четкого произношения звуков. Артикуляционная гимнастика помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель дыхательной гимнастики состоит в том, чтобы  тренировать  дыхательный аппарат и повышать эффективность дыхания.

С помощью мелкой моторики происходит стимуляция речевой и мыслительной деятельности ребенка. Развивая моторику, мы развиваем память, внимание и речь ребенка.

В своей работе мы используем различные материалы и подручные средства, которые можно легко найти и применить в работе.

 Самомассаж помогает  улучшить работу мышц, суставов, внутренних органов и кожи.

Все перечисленные технологии способствуют  

-укреплению физического и психического здоровья детей
- коррекции  речевых  нарушений
-  совершенствованию связной речи
-  развитию мыслительных операций
-  развитию внимания, мышления, мелкой и общей моторики рук, общей моторики

Проводимая нами работа по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  способствует:

- сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним

- развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и любви к своим родным и близким

- получению детьми необходимой информации о своей семье, ее истории, традициях и обычаях

- поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями

- развитию речи, памяти, мышления у детей

- обогащению словарного запаса

- развитию звукопроизношения, лексики и грамматики

На основании проводимой нами работы по формированию семейных ценностей у детей с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод, что это одно из важнейших направлений в становлении личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возм...

Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через сотрудничество с родителями" (из опыта работы).

Адаптация в группе ребёнка с ОВЗ, начиная со второй младшей группы.  Выпуск в общеобразовательную школу ребёнка с ОВЗ в тесном контакте с родителями и всеми специалистами ДОУ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...

Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...