Опыт работы воспитателя старшей группы
учебно-методический материал (старшая группа)

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. В творчестве детей отражается их внутренний мир: настроение, переживания, фантазии и мечты. Дошкольный возраст - это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Для них рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Давно известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности детей, с формированием их чувств и сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. В творчестве детей отражается их внутренний мир: настроение, переживания, фантазии и мечты. Дошкольный возраст - это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Для них рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Давно известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности детей, с формированием их чувств и сознания. Потребность к красоте у детей с рождения, и если в младшем дошкольном возрасте дети пытались создать в рисунке только им одним понятную красоту, то уже в старшей группе они более избирательны в выборе красивого, имеют на этот счет собственные представления и сами, исходя из своих возможностей, «творят» красивое, чтобы удивить, восхить нас, взрослых умением видеть окружающий мир. Мы считаем, что детей надо учить видеть прекрасное. Без воспитания эстетически грамотных людей, приобщения с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, желания самому участвовать самому в создании прекрасного невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. И эта работа должна проходить параллельно с обучением детей навыкам рисования и техникам работы с различными материалами, закреплением этих навыков с постепенным усложнением, доступным детям их возраста, от простого к сложному.

Дети к нам пришли из средней группы детского сада, в возрасте 4-5 лет. Навыки рисования у них в этом возрасте еще плохо сформированы. Рисунки получались не аккуратные, абстрактные, иногда одноцветные, не всегда можно было понять, что на них изображено. Да и сами дети неохотно занимались рисованием в свободное время. А некоторые и на занятиях пытались отказаться от выполнения задания (Данила П., Василиса Ш., Антон И.), говоря, что у них не получится, они не умеют рисовать.

Начиная свою работу с детьми по обучению рисованию и развитию творчества, мы в начале сентября познакомили детей с групповым изо-уголком, с различными изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашь) и оборудованием (трафареты, шаблоны, формы для декоративного рисования, книги-раскраски, печати, штампы и тд). На занятиях по рисованию мы учили детей правильно пользоваться кисточками различного назначения: мягкая широкая кисть – для изображения фона рисунка, рисования крупных одноцветных предметов; тонкая кисть – для прорисовки тонких линий (ветки, перышки, завитки, контурная обводка и тд); щетинная кисть – для изображения объемных, «пушистых» предметов и тд. Учили детей смешивать цвета для получения нового цвета или его оттенка (занятия: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», др). Закрепляли знания, полученные на занятии в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми, в свободном рисовании. Также обучали правильному закрашиванию изображений в книгах-раскрасках (без пробелов, не выходя за черту контура, в одном направлении или круговыми движениями), одновременно предлагая детям выбрать цветовую гамму по своему желанию («Раскрась свою картинку в цветах осени(зимы, весны, лета)» - «Девочки–времена года»). Закрепляя знания о форме, цвете предметов окружающей действительности, пропорциях, пространственном расположении, мы учили детей наблюдать, внимательно рассматривать то, что они будут изображать, по возможности при рассматривании небольших предметов, мы использовали тактильный метод, т.е. предлагали детям ощупать форму, почувствовать ее объем, фактуру, изгибы. Хорошо в этом помогали дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди наощупь», «Чего не стало», «Узнай товарища на ощупь» и др. А также занятия по рисованию с натуры: «Любимая игрушка в детском саду», «Ветки в вазе», «Комнатные растения» и др. А когда закрепляли знания о строении человека, было проведено занятие «Здравствуй, это я», т.е. дети рисовали свой автопортрет во весь рост. Они внимательно разглядывали себя перед зеркалом, запоминая форму стрижки, цвет волос и глаз, черты лица и форму одежды, чтобы потом как можно достоверней передать это в своем рисунке. И сколько гордости и удовольствия они получили вечером, когда их мамы, папы и близкие узнавали портрет своего ребенка без подписи и очень хвалили.

К середине осени мы уже начали знакомить детей с углем, сангиной, чуть позже с пастелью. Учили способам рисования этими художественными материалами, растушевки цвета, выложили эти материалы в изо-уголок для свободного рисования. И, конечно же, свободное рисование тоже находится под постоянным наблюдением воспитателей, т.к. при необходимости можно ненавязчиво о чем-либо напомнить ребенку, дать совет или даже показать на отдельном листе, как нарисовать то, что у него в рисунке никак не получается.

В течение года мы часто практикуем творческие задания по рисованию, например: «Нарисуй, за что ты любишь зиму», «Подарок другу на день рождения», «Нарисуй то, о чем бы ты хотел узнать побольше», «Счастливая семья», «Что было интересного в этом месяце». Также детям очень нравиться расписывать вылепленные ими из глины или соленого теста предметы: «Хлеб и выпечка» (для сюжетно-ролевой игры «Семья»), «Птицы наших лесов», «Медальон в подарок маме», «Радужная ваза для бабушки». Чтобы раскрасить своих птиц правильно, чтобы они были как настоящие, дети рассматривали иллюстрации в книгах, наблюдали птиц в природе, рисовали и раскрашивали сначала просто на бумаге, только после этого раскрашивали фигурки. Сколько радости и счастья было в глазах детей, когда они видели удивление и восхищение в глазах своих родных, когда дети вручали им птичку.

Рассматривая предметы народных промыслов, уже знакомые детям и новые для них, дети учились составлять декоративные узоры, оформлять ими шаблоны одежды, утвари, посуды, игрушек и тд. На занятиях и в свободное время они рисовали узоры на круге, полосе, квадрате, доске и тд., придумывая свои, непохожие на другие композиции орнаментов («Дары осени», «Цветочная поляна», «Листопад», «Нарядное платье для барышни», «Красивая посуда» и др). На этих занятиях кроме кисточек часто использовались ватные палочки, тычки, иногда печати, т.к. элементы росписи повторяются. На таких занятиях развивается глазомер, ориентировка на листе бумаги, воображение, эстетический вкус, желание создавать прекрасное, творческая активность.

Также для развития творческого воображения необходима особая организация изобразительной деятельности. Для этого мы в своей группе используем и нетрадиционные техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.

     Осенью мы использовали такую технику как – печать листьями. Это: «Осенний букет», «Рыбки плавают в аквариуме», «Веселые друзья». Дети радовались, когда у них получались интересные красочные работы, показывали их друг другу. А вечером непременно показывали маме или папе и предлагали порадоваться своим достижениям.

     Затем мы включили в занятия рисование щетинной кистью с прорисовкой элементов тонкой кистью и ватной палочкой. Это такие работы как: «Зайчик – побегайчик», «Наш друг Мишка – топтышка», серия работ по произведениям Чарушина, «Осенний лес». Дети увидели, что это не сложно и заинтересовались. Хорошие рисунки получались у Василисы Ш., Арины Г., Маши В., Дениса Т. Даже те дети, которые ранее боялись рисовать и использовали в своих рисунках только темные тона, глядя на рисунки своих товарищей тоже сами увлеклись и уже не чувствовали неуверенности в своих силах и скованности в движениях рук (Данила П., Вика П., Влада П., Антон И.).

Очень нравится рисовать детям в нетрадиционной технике – набрызг. Сначала у многих не получалось делать мелкие «крапинки», так как набирали много краски на щетку и получались большие капли, но постепенно дети научились и почувствовали как это нужно делать. Работы получались все красивее: «Осенние фантазии», «Звездное небо», «Идет дождик» и другие. Особенно выразительные работы получились у Арианны Д., Сони П., Дениса Т.

     Во второй половине года мы предложили им порисовать в технике – монотипия. Вот здесь уже у детей разыгралась по-настоящему фантазия и воображение, когда из непонятных разноцветных разводов можно было способом дорисовки кистью сделать из непонятного рисунка – шедевры. Хорошие работы получились у Антона И. «Зайчик в осеннем лесу», «Красавица – бабочка» у Сони П., «Разноцветные змейки» у Вики П., «Божья коровка на лугу» у Маши В.

Поэтому мы рады, что творческий процесс учит наших детей экспериментировать, открывать новое и умело обращаться с предложенными им материалами.

     Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

        В развитии творчества детей нам очень помогают наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание и описание картин, предметов искусства, дидактические игры. А самое главное дети постоянно должны чувствовать и видеть, что взрослым интересно то, что он делают, что у них все отлично получается, и сама тема задания должна быть преподнесена так, чтобы ее очень захотелось выполнить и как можно лучше, интересней, не похоже на других.

        И уже сейчас, ближе к концу старшей группы, большинство детей любят в свободное время рисовать. Они уже не бросают незаконченным рисунок, как в начале года, а с удовольствием и старательно доводят свою задумку до полного завершения, чтобы порадовать своим рисунком взрослых. У детей, помимо творческой активности и эстетического вкуса, развиваются терпение, усидчивость, внимание, наблюдательность, моторика рук, что несомненно очень пригодится им в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» (опыт работы воспитателей старшей «В» группы)

Материал представляет собой доклад с информацией о том, как педагоги реализуют опытно-экспериментальную деятельность а образовательной области "Познание". В работе содержится информация об организации...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя средней группы - нетрадиционные техники рисования

  Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...

Опыт работы воспитателя старшей группы МБДОУ д/с №6 "Страна детства" Крайней Людмилы Анатольевны. «Огород круглый год»

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической эт...