Материал выступления на педагогическом совете: "Обзор парциальных программ".
учебно-методический материал

Обзор парциальных программ с краткой аннотаций, которые  педагоги могут использовать в образовательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_partsialnyh_programm._adzhi_a.v.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ АДЖИ АЛЛА ВИКТОРОВНА

        Парциальные программы в ДОУ, соответствующие федеральным государственным образовательным стандартам, направлены на развитие познавательного потенциала дошкольников, реализуются через: реализуются через: введение индивидуальной и групповой познавательной и исследовательской деятельности; приобщение воспитанников к общекультурным ценностям; формирование базовых математических представлений; экологическое воспитание.

        К популярным парциальным программам, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:

ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В.П. НОВИКОВА

        Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладевают устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессом прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи.

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» Н.А. РЫЖОВА

        Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию естественно-научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир», «Природа». Основные цели — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения.

        Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» С.Н. НИКОЛАЕВА

        Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух-шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимдействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов программы строится  на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «ПАУТИНКА» Ж.Л.ВАСЯКИНА-НОВИКОВА

        Цель программы — формирование у детей планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенка с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?» «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?»

        Через познание  своего «Я», своих жизненных потребностей, ребенок постигает многообразие  взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ» Е.В. КОЛЕСНИКОВА

        Содержание программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению содержания программы.

        В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности, игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

        Содержание программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ» (Л.И. ГАЛИЧУЗОВА, С.Ю. МЕЩЕРЯКОВА)

        Разработана в соответствии со структурным компонентом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  «Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

ПРОГРАММА «УМКА» - ТРИЗ (Л.М. КУРБАТОВА И ДР)

        В программе содержится диалектический подход к формированию творческих способностей детей трех-шести лет на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением. Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. Предусматривает развитие у детей фантазии; обогащение предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения и определяет условия, содействующие решению дошкольниками изобретательских задач (сказочного, игрового, этического, экологического, технического характера и др.). Предусматривает широкое использование интерактивных форм и приемов обучения. Основные принципы: гуманистическая направленность, сквозной, многоступенчатый характер (охватывает младший, средний старший дошкольный возраст, младший школьный возраст), психологическая  поддержка одаренных детей, вариативность использования в системе базового и дополнительного образования.

        Состоит из трех относительно самостоятельных частей:

  • прошраммы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста - «Умка» - ТРИЗ;
  • варианта программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
  • подпрограммы, готовящей педагогов дошкольных образовательных учреждений к реализации программы развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка» - ТРИЗ.

ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС» (Н.А. АВДЕЕВА, Г.Б. СТЕПАНОВА)

        Разработана в соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по разделам «Развитие экологической культуры детей» Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой — создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное  отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планированием занятий и организационно- методическими рекомендациями по ее реализации.

ПРОГРАММА «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ МАЛОЙ РОДИНЫ» (Е.В. ПЧЕЛИНЦЕВА)

        Посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений. Определяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах  гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.

        Особенность программы — в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала         - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка.

        Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (О.С. УШАКОВА)

        Разработана с учетом возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет. Содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку. Занятия по программе способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи.

        В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях.  Отсюда вытекает принцип преемственности, осуществляемый в двух формах: линейной и концентрической. Каждая речевая задача (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) решается прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.

        Вместе с тем,  при таком усложнении на каждом этапе бучения сохраняется программное ядро. В  развитии связной речи — это связывание предложений в высказывания, в словарной работе — работа над смысловой стороной слова, в грамматике — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков. Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах. Большинство занятий построено по тематическому  принципу, то есть упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сначала в отдельных логических и грамматических упражнениях, а в дальнейшем, в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

        В предлагаемой программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста (от трех до семи лет), приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка.

ПРОГРАММА «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» (Л.М. ЩИПИЦИНА,О.В. ЗАЩЕРИНСКАЯ, А.П. ВОРОНОВА)

        В программе представлена оригинальная методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Особую ценность представляет собой развернутый план занятий, снабженный текстом и комментариями игр, бесед, упражнений, тематических прогулок и прочего, а также комплекс методик оценки эффективности  работы педагога по развитию общения у детей. Для детей от 3 до 6 лет.

ПРОГРАММА «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» (Е.В. КОЛЕСНИКОВА)

        Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» - результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы «От звука к букве». Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область «Речевое развитие»).

        Содержание программы ориентировано на речевое развитие детей 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);

- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

        Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и для детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО).

        Рекомендуется всем участникам образовательного процесса — детям, педагогам, родителям.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ

ПРОГРАММА  «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (Р.Б. СТЕРКИНА, О.Л. КНЯЗЕВА, Н.Н. АВДЕЕВА)

        Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта  государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование  в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома  и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных  учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов, полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

        Рекомендована Министерством образования Российской Федерации.

ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О.Л. КНЯЗЕВА, Р.Б. СТЕРКИНА)

        Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений  и может эффективно дополнить любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый  (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетенции ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ» (Е.В. РЫЛЕЕВА)

        Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного  образования — индивидуализации личностного развития детей двух-шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности.

        В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу», - обеспечивают   формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяет провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения  в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам, психологам, гувернерам, родителям.

        Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О.Л. КНЯЗЕВА, М.Д. МАХАНЕВА)

        Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями  материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются  вопросы расширения базовой культуры, личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к не приходящим общечеловеческим ценностям.  Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет, включат перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы, содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, искусствоведческих и других источников.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «НАСЛЕДИЕ» (М.М. НОВИЦКАЯ, Е.В. СОЛОВЬЕВА)

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

        Программа состоит з блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:

Блок «Круг событий» - построен на основе народного календаря, знакомство детей с жизнью природы, чувственно-эмоциональное развитие, формирование исторического кругозора через изобразительную деятельность.

Блок «Встанем в круг» - основан на народных играх, социальное, эмоциональное, сенсорное, физическое и психическое развитие детей.

Блок «Семейный круг» - приобщение взрослых к лучшим  традициям семейного воспитания.

Блок «Круг чтения» - приобщение детей к лучшим образцам отечественной литературы.

        Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры землевладельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни, природы и человека в взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

ПРОГРАММА «Я — ЧЕЛОВЕК» (С.А. КОЗЛОВА)

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях,  разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

        Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню  развития его чувств.

        Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец», «Земля наш общий дом».  Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

        В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

        Программа допущена Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ.

ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК» (В.И. АШИКОВ, С.Г. АШИКОВА)

        Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста — начального этапа становления духовно-богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научился мыслить и чувствовать будут зависеть его поступки и действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дает окружающий мир природы и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты — главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (К.Л. ТАРАСОВА, Т.В. НЕСТЕРЕНКО, Т.Г. РУБАН (ПОД РЕДАКЦИЕЙ К.Л. ТАРАСОВОЙ)

        В программе   реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы — общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.    Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизированному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудио кассетах.

        Рекомендован Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ» (К.В. ТАРАСОВА, М.Л. ПЕТРОВА, Т.Г. РУБАН)

        Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются  в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом являются стержневым видом искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.

        Рекомендована  Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (О.П. РАДЫНОВА)

        Цель — формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.

        Программа содержит научно-обоснованную и методически встроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народную музыку в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы  в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Автор предлагает четкую систему работы на основе использования произведений искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.

        К программе разработаны методические рекомендации для педагога, система занятий для всех возрастных групп детского сада, беседы-концерты, развлечения.

        В программе осуществляется  взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛАДУШКИ» И. КАПЛУНОВА, И. НОВОСКАЛЬЦЕВА

Цели: всестороннее развитие  детей, их своевременная социализация, содействующая дальнейшей адаптации ребенка к ДОУ; педагогическое просвещение родителей в соответствии с идеями личностно-ориентированной педагогики.

Задачи:

  • укрепление физического и психического здоровья, обеспечивающего эмоциональное благополучие ребенка;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • развитие познавательной сферы, соответствующей возрасту, расширение кругозора ребенка, усвоение им общественно выработанных способов познания;
  • повышение педагогической компетентности родителей по отношению к воспитанию собственных детей;
  • сформированность эмоциональной  отзывчивости на музыку; умение умение передавать выразительные музыкальные образы;
  • воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
  • сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
  • умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
  • проявление активности, самостоятельности и творчество в разных видах музыкальной деятельности.

ПРОГРАММА «КРАСОТА, РАДОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО» (Т.С. КОМАРОВА)

        Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится  на авторской концепции эстетического воспитания и разных художественно-творческих способностей детей, в основу которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры) сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.

ПРОГРАММА «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК» (Т.А.КОПЦЕВА)

        Программа нацелена на формирование у детей четырех-шести лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры. Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Содержит систему художественно-творческих заданий, которые способствуют передаче и накоплению у дошкольников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, приумножению опыта творческой деятельности, становлению умений и навыков изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностей с учетом возрастных особенностей детей.

        Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л.В. КУЦАКОВА)

        Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников.  Основная цель — развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с азным уровнем интеллектуального и художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

        Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» И.А. ЛЫКОВА

Цель: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  • создание условий дя свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  • ознакомление с универсальным языком искусства средствами художественно-образной выразительности;
  • ампификация (обогащение) индивдуального художественно-эстетического опыта;
  • развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  • воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  • создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
  • формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции творца».

        Дети свободно ориентируются в выборе и получении новых  цветов и оттенков. Самостятельно выбирают средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеют первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентируются в жанрах живописи. Получают эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ПРОГРАММА «ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ» (Л.И. ВОЛОШИНА, Т.В. КУРИЛОВА)

        Авторская программа «Играйте на здоровье» базируется на использовании игр с элементами спорта. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физкультуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

        Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную доступную систему  обучения, доступную для взрослых и детей.

        Использование предложенных в программе игр с элементами спорта обогащает двигательную активность детей, делает ее разнообразной, отвечающей индивидуальному опыту.

ПРОГРАММА «ИСКОРКА» Л.Е. СИМОШИНА

        В основе ее лежат положения программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.

        Теоретические задания в форме вопросов и ответов даются на каждом занятии. В практической части занятий рекомендуется  использовать         комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:

- движения  и дыхание;

- движения и визуализация «картины мира и природы»;

- движения и музыкальное сопровождение;

- движения и визуализация спортивного облика воспитателя;

- движения и температурные контрасты окружающей среды;

- движения и положительное эмоциональное состояние, а также упражнения разных видов: оздоравливающих, закаливающих, красивых, веселых, торжественных и соревновательных.

        Автор подтверждает и доказывает, что одним из условий улучшения физического состояния дошкольника является не объем физической нагрузки, а качество двигательных действий и последовательное взаимодействие с дозированным воздействием холода — закаливанием.

Технология реализации программы сводится к общей специальной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в условиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.

ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ» (М.А. ЛАЗАРЕВ)

ЦЕЛЬ: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у их навыков здорового образа  жизни, Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.

        Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

ТЕХНОЛОГИЯ «СТАРТ». АВТОР Л.В. ЯКОВЛЕВА

        В разработке программы автору оказали помощь член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ Р.А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.

        В содержании программы отражен многолетний опыт практической работы практической работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.

        Автор отказалась от разделения материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дошкольников оборудовании, упражнений на растяжку.

        В программе последовательно раскрываются вопросы:

  • как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;
  • методика диагностики двигательной деятельности  детей для определения для определения их спортивных интересов и способностей;
  • рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;
  • особенности взаимодействия  воспитателя и инструктора  по физкультуре;
  • конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале;
  • примерные комплексы оздоровительной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ». АВТОР  В.Г. АЛЯМОВСКАЯ

Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.

        Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:

1. Обеспечение психологического благополучия «Комфорт».

2. Охрана и укрепление здоровья детей «Группы здоровья».

3. Духовное здоровье «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям «Этикет», «Личность».

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...

Парциальная программа "Конструирование из строительного материала"

парциальная программа по конструированию образовательная программа Успех...

Материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР с использованием традиционных и нетрадиционных методик»

Представляю материал выступлений на педагогических советах и семинарах по теме «Развитие связной речиу детей с ОНРс использованием традиционныхи нетрадиционных  методик». В данном мат...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Анализ парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Я - Человек"

Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях ...

Педагогические технологии и парциальные программы в ДОУ

Что такое педагогическая технология? Чем отличается от парциальной программы? Где и когда можно применять? Ответить на эти вопросы поможет данная консультация...