Особенности развития коммуникативных способностей у мальчиков и девочек
статья (старшая группа)

Лотоцкая Светлана Николаевна
Общеизвестно, что в возрасте 2–3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.3. Особенности развития коммуникативных способностей у мальчиков и девочек

Общеизвестно, что в возрасте 2–3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. [17]

 В мировой психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению гендерных особенностей детей, в них приводятся доказательства половых различий в здоровье, моторике, развитии зрительной системы, речевых способностей детей и т.п. Отмечается более раннее созревание девочек.

В раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а девочки – красный и фиолетовый; в возрасте 3–4 и 5–9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях; в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании; в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек; девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях; мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии; самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек; стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков – на четвертом.

Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности. [17]

 Вместе с тем Э.Маккоби, К.Джеклин и другие считают, что достоверно установлено, что в дошкольном детстве девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны. Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными. На девочек больше влияет наследственность, на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, у мальчиков – зрительное восприятие.

Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. [16]

   Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1)для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;

2)мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек, в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3)в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

внешность;

имя;

образ «Я» (во времени – в настоящем и будущем);

установки (социума, собственные);

роли (социума, собственные).

       Именно в этом возрасте происходит развитие у детей интеллекта. Если условно принять показатель интеллекта на 17 лет за 100%, то на 20% он развивается на первом году и на 50% к четырем годам. Поэтому именно в этот период чрезвычайно важным является воспитание у мальчиков и девочек вежливости, сдержанности, скромности и других важных качеств личности, осознание не только своих прав, но и своих обязанностей. [17]

       В этом возрасте вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое «детским романтизмом» – склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В возрасте 3–4 лет в поведении девочек появляется кокетство – излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале. Значителен процент девочек (40%) и мальчиков (26,7%), испытавших первую влюбленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек (гендерное воспитание)"

Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек. Гендерное воспитание и обучение в условиях ДОУ....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

Я представляю методическую разработку непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы, которая направлена на социально-личностное развитие ребёнка. Моё обращение к  гендерн...

Интегрированная организованно-образовательная деятельность по социально – коммуникативному развитию « Все мы разные – мальчики и девочки »

 формирование  представлений у  детей о  самом  себе  (мальчик,  девочка),  ВОСПИТНИЕ   КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  ПОЛОВ,  А...

Проект по гендерному развитию младших дошкольников «Я – мальчик, я девочка! »

Описание и план реализации проекта по гендерному воспитанию младших дошкольников. Предназначен для воспитателей II  младшей группы ДОУ....

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...