Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек (гендерное воспитание)"
методическая разработка по теме

Кузнецова Лариса Анатольевна

Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек. Гендерное воспитание и обучение в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с  педагогами ДОУ

Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек

 (гендерное воспитание).

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ; развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время   вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях   ДОУ.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.

Упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: психологическое упражнение на разогрев участников тренинга.

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Информационный блок.

Теория полоролевого подхода в воспитании девочек и мальчиков разработана в XVIII в. Ведущая идея –  связь  поведения и жизненных стратегий человека с биологическим полом. 

 Полоролевой подход означает целенаправленную подготовку мальчиков и девочек к взаимодополняющим, но не равноценным функциональным ролям в семье и обществе. Большинство сторонников полоролевого подхода в воспитании характеризуют типично мужской образ как набор черт, связанных с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. Общая закономерность состоит в том, что «эталонные образы мужчин» представляются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных.

 Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

 Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

         Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по - новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

 

 Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

 

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Дети одного возраста, посещающие одну возрастную группу, будут иметь разный биологический возраст по характеристикам созревания мозговых структур: девочки опережают мальчиков на 1-1,5 года.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление (поэтому этим объясняется тот факт, что некоторые девочки начинают говорить очень рано).

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста (до старшего дошкольного возраста) доминирует образно-чувственная сфера – мыслят образами и представлениями.

Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.  Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

         В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

В умственной деятельности 

девочки

  1. быстрее схватывают новый материал;
  2. легче усваивают алгоритмы и правила;
  3. любят задания на повторение;
  4. чаще используют ближнее зрение;
  5. воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
  6. лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”.

мальчики

  1. труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  2. им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
  3. лучше выполняют задания на сообразительность;
  4. не терпят однообразия.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

  1. Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
  2. При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как  нформационный, так и исследовательский характер;

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера;

д) при обучении новому материалу   рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга;

е) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание;

ж) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

  Внимание

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность.

Эмоции

  1. Мальчики в дошкольном возрасте эмоционально чувствительны и склонны к ситуативной тревожности не меньше чем девочки, хотя внешне эмоции могут не отражаться на лице;
  2. Эмоциональная выразительность девочек высока и легко «считывается» взрослым с лица. К тому же, девочки более легко говорят о том, что они чувствуют, их чувства «вербализированы».

Мотивация деятельности и оценка достижений

  1. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
  2. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Игра и поведение

мальчики

  1. Мальчики более подвижны, больше кричат, бегают;
  2. В социальном поведении мальчики  характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность.
  3. Стремятся к независимости.
  4. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше.
  5. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.  

Рекомендации педагогам

 Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но стоит учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Необходимо предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть.  

  • Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
  • Мальчик в  случае усталости истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария).  

девочки

  1. Девочкам пространства нужно меньше, но атрибутов для сюжетно-ролевых игр больше;
  2. В социальном поведении девочки характеризуются более высоким уровнем развития таких черт как дружелюбность и контактность.
  3. Стремятся к взаимозависимости.
  4. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.

10. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

11.  Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

Закрепление полученной информации. Мозговой штурм.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас в качестве закрепления того, что Вы услышали и более качественной переработки услышанного, разделиться на 2 подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны те самые отличия в развитии мальчиков и девочек, о которых мы сейчас говорили.

Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что- девочкам.

Выполнение задания, обсуждение.

Следующее задание будет немного иным: Вам предлагается вспомнить, исходя из того, что вы услышали, каким рекомендациям следует придерживаться педагогам во время организации занятий и в совместной деятельности – 1 подгруппе; а 2 подгруппе -  каких же рекомендаций следует придерживаться педагогам в общении с детьми в свободной деятельности и  игре.  

Выполнение задания, обсуждение.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Окончание семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД "Мальчики и девочки" (гендерное воспитание)

ООД "Мальчики и девочки" (гендерное воспитание)...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Мальчики и девочки. Гендерное воспитание"

Консультация для родителей"Мальчики и девочки. Гендерное воспитание"«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологичес...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Мальчики и девочки» (гендерное воспитание)

Формировать у детей сходства и различия образа мальчика и девочки, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения....

Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это п...