Мини-музей "Чудо земли - хлеб!"
учебно-методический материал (старшая группа)

Васёха Светлана Юрьевна

С данным мини- музеем наша группа заняла 1 место в конкурсе мини-музеев ДОУ.

Актуальность. Тема о хлебе затронута не случайно. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.  Возможно, у  них теряется значимость этого главного продукта.  Как следствие, дети часто обращаются с хлебом небрежно (играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают).Для обогащения знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба, о многообразии хлебобулочных изделий, а также с целью воспитания бережного отношения к хлебу, уважения к хлеборобам было принято решение создать в группе мини-музей хлеба при активном участии родителей.

Цель:формирование у детей целостного представления о процессе выращивания, переработки и выпекания  хлеба; создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей в процессе работы над созданием и изучением музея и его экспонатов, для развития у детей социальных, нравственных, интеллектуальных, творческих качеств, инициативности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_chudo_zemli_-_hleb.docx862.06 КБ

Предварительный просмотр:


Актуальность. Тема о хлебе затронута не случайно. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.  Возможно, у  них теряется значимость этого главного продукта.  Как следствие, дети часто обращаются с хлебом небрежно (играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают).Для обогащения знаний детей о трудоемком процессе выращивания и изготовления хлеба, о многообразии хлебобулочных изделий, а также с целью воспитания бережного отношения к хлебу, уважения к хлеборобам было принято решение создать в группе мини-музей хлеба при активном участии родителей.

Цель:формирование у детей целостного представления о процессе выращивания, переработки и выпекания  хлеба;создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности детей в процессе работы над созданием и изучением музея и его экспонатов, для развития у детей социальных, нравственных, интеллектуальных, творческих качеств, инициативности и самостоятельности.

Задачи:

- образовательные: обогащать и уточнять знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле, о разнообразии хлебобулочныхизделий, о труде взрослых; дать элементарные представления о процессе выращивания и приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека; закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях;

-  развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру, творческие способности, мышление, воображение, память; обогащать и активизировать словарь по данной теме (земледелец, механизатор, тракторист, комбайнер, пекарь, страда, урожай, выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, жать, молоть, печь…), развивать связную грамматически правильную речь;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.


Содержание работы с детьми и родителями в рамках тематики  мини-музея

«Чудо земли - ХЛЕБ»

Образовательная деятельность с детьми

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и родителей

Совместная деятельность воспитателей и родителей

Социально-коммуникативное развитие

1.Игра «Да-нет», правила обращения к хлебу.

2.Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста для использования в сюжетно-ролевых играх.

3.Просмотр фильма «Откуда хлеб к нам на стол пришёл?»

4.Просмотр мультфильма по мотивам украинской сказки «Колосок»

5.Рассказ воспитателя о выпечке хлеба в русской печи.

6. Опыт с проращиванием пшеницы и овса. Что нужно, чтобы семена проросли? Наблюдение за ростками под лупой.

7. Опыт с размалыванием  зёрен пшеницы в кофемолке, опускание целых зёрен и муки в воду и наблюдение. Почему зёрна тонут, а мука нет?

1.Сюжетно-ролевые игры:  «В магазин за хлебом», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», «В поле».

2.Настольно-печатные игры: пазлы, мозаика, лото.

3.Рассматривание колосков пшеницы, овса, гречихи.

 4. Рассматривание зерен злаковых культур.

5.Машина для перевозки хлеба.

6. Хлебное дерево (дети группы)

1.Задание родителям и детям: принести  в группу различные злаки: рожь, ячмень, овёс, пшеница.

2.Родителям вместе с детьми посетить хлебный   магазин с целью просмотра видов хлебобулочных изделий и условий их хранения.

1.Изготовление макета русской печки (родители: Беляева Н.А.).

2. Изготовление из картона лопатки для выпечки хлеба, ухвата и кочерги (воспитатели).

3. Изготовление макета «Хлебный дом» (воспитатели).

4.Злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница, овёс (родители: Коробова Е.А., Овсянникова Э.Н.)

5.Собери картинки «Хлеб», «Пшеница», «Овёс», «Рис», «Колосья пшеницы».

Художественно-эстетическое развитие

1.Лепка из пластилина «Хлебное дерево-чудо-дерево!»

2.Аппликация «Колосок».

3.Аппликация «Чудо-мельница».

4.Коллективная работа с детьми, изготовление макета мельницы из картона.

5.Рассматривание репродукций  И.Шишкина «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба».

6.Беседа с детьми о истории прославления хлеба на Руси, о русских праздниках.

7.Фильм по телевизору «Виды хлеба»

1.Рассматривание тряпичных кукол, знакомство детей с русским фольклором.

2. Рассматривание пряничных куличей, пряничного домика, знакомство с русским искусством хлебопечения.

3.Раскраски о хлебе.

4. Самостоятельные рисунки детей о хлебе.

4. Обводка и штриховка предметов транспорта: комбайна, грузовой машины.

1.Принести раскраски о хлебе, о злаковых культурах.

2.Родителям поговорить с детьми о видах хлеба: сайках, булках, калачах, ватрушках, плетёнках, бубликах, батонах и т.д.

3.Родителям и детям принести рецепт любимой выпечки.

4.Рисунок «Хлеб- всему голова» Миронович Вова.

5.Панно «Сказочный Колобок» Матвеева Поля.

6.Панно «Петушок» из солёного теста. Семья Найбороденко.

7. Панно «Подсолнухи» из солёного теста. Семья Боровик.

1.Изготовление полотенца с вышивкой для кукол (родители: Никиткина А.Ю.)

2.Пряники, куличи, пряничный домик (родители: Гуща Ю. Ю.)

3. Изготовление тряпичных кукол, прославляющих хлеб (родители: Гуща  Ю. Ю.)

4.Рушник для хлеба (воспитатели)

5. Пошив одежды для куклы-пекаря (воспитатели)

6.Подбор картинок «Праздники на Руси» (воспитатели)

7.Книга «Лучшие рецепты выпечки»

Познавательное развитие

1.Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

2. Экологическая игра «Что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением ветряной мельницы)

3. Чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле», Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая».

4.Беседа «Батоны и булки не растут на грядке».

5.Рассказ воспитателя «Хлеб в войну»

1.Рассматривание книг, альбомов о хлебе.

2.Рассматривание картинок «Как к нам хлеб пришел».

1.Поговорить родителям с детьми о злаковых культурах, как их выращивают и что из них производят, принести в группу колосья злаковых культур.

2.Принести  фотографии , открытки, книги о злаках, о хлебе.

1.Форма для выпечки хлеба (родители: Арменова О. В.)

2.Изготовление макета «Как хлеб к нам на стол пришёл» (родители: Ковалёва Н. С.)

3.Подбор картинок для составления альбома «Откуда хлеб на стол пришёл?» (воспитатели)

4.Самовар (воспитатели)

5.Подбор картинок «Хлеб в войну» (воспитатели)

Речевое развитие

1.Составление коротких описательных рассказов по картинкам о хлебе.

2. Д/и «Подбери словечко», д/и «Золушка», «Посчитай зёрна»

3.Загадки, пословицы, поговорки и стихи о хлебе.

4.Д/и «Найди отличия», «Скажи ласково», «Назови хлебобулочные изделия», «Что было бы если…», «Родственные слова» и др.

1.Придумывание рассказов о хлебе.

2. Настольные игры «Помоги повару», «Профессии», «Ассоциации» и др.

3. Беседы детей, обмен мнениями, впечатлениями о совместной работе.

1.Составление рассказов о хлебе.

2.Придумывание и подбор загадок.

3. Сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

1.Создание книжки «Сказки и рассказы о хлебе» (родители: Клычова Э.Н., Найбороденко И.Ю., Миронович Ю.В., Арменова О.В., Горбачева Н.М.)

2.Загадки о хлебе (воспитатели)

3. Стихи о хлебе (воспитатели и родители: Василенко В.А.)

Физическое развитие

1.Работа со строительным материалом на полу «Такой большой комбайн!»

2.Постройки из кубиков и модулей.

3. Игра-драматизация «В поле рожь зашумела»

4. Подвижная игра «Кто вперёд унесёт колоски на мельницу»

5.Пальчиковая игра «Пшеница в поле вырастала».

6.Психогимнастика «хлеборобы»

1. Дидактическая игра

« Разбери крупу».

2.Мозаика « Рожь», «Ячмень», «Пшеница».

1.Совместно с детьми приготовить разрезную мозаику злаковых культур или видов хлеба.

2.Приготовить колосья для подвижной игры.

3.Родителям поговорить с детьми о том, как хлеб влияет на здоровье человека, какие витамины содержатся в злаковых культурах.

1.Консультация для родителей « Польза хлеба для здоровья детей» (воспитатели)

Какие бывают формы для хлеба?

Ни одно застолье, будь то большой праздник или семейный ужин, не обходится без хлеба. Его можно купить в магазине или же приготовить самостоятельно. Первый вариант — самый быстрый, зато второй — самый вкусный. Но в чем выпекать хлеб? Сегодня производители предлагают большой выбор форм, от традиционных, до современных. Остается только выбрать то, что подходит именно вам. Металлические Чугунные формы для выпечки хлеба прогреваются равномерно, но достаточно долго. Формы практически не деформируются и долго служат. Хлеб в них хорошо пропекается. Чем дольше используете такие формы для хлеба, тем меньше в них подгорает выпечка. Дело в том, что чугун впитывает масло, и со временем на поверхности образуется естественная антипригарная защита. Из недостатков можно отметить большой вес и хрупкость.

Формы из нержавеющей стали легкие, прочные. Благодаря тонким стенкам, хлеб в них выпекается быстрее и при более низкой температуре, чем требуется для чугуна. В форме из нержавейки хлеб не теряет своих вкусовых и визуальных качеств. Сам материал не поддается воздействию кислот и щелочей. Полированные формы являются более гигиеничными. Матовые достаточно устойчивы к механическому воздействию. Керамические Такие формы медленно нагреваются. За счет этого выпечка пропекается равномерно. К тому же керамические изделия имеют привлекательный внешний вид. Это дает возможность не вынимать выпечку из формы для хлеба, чтобы подать ее на стол. Но у керамики немало недостатков. Во-первых, изделия из нее тяжелые. Во-вторых, материал имеет пористую структуру. Керамика впитывает влагу через микротрещины и со временем разрушается. В-третьих, ставьте ее только в холодную духовку, иначе от перепада температур форма расколется.

Стеклянные Эта форма для выпечки хлеба удобна тем, что у нее прозрачные стенки. Вы легко проконтролируете процесс приготовления. Жаропрочное стекло не выделяет никаких веществ под воздействием высокой температуры, поэтому не влияет на вкус пищи. Материал плохо проводит тепло, поэтому выпечка в форме остывает медленно.

Силиконовые Такие современные формы для хлеба имеют массу достоинств. Они способны выдерживать температуры в диапазоне от -60 до +280 градусов. Выпечка в них не пригорает, и ее легко вынуть. Для этого просто выверните форму наизнанку. А какое разнообразие форм, размеров и расцветок! Вы можете приготовить большой квадратный или овальный хлеб, или маленькие круглые булочки.

История ветряных мельниц в России

В России ветряные мельницы традиционно использовалась для помола зерна или подъёма воды. Письменные и графические источники свидетельствуют о широком распространении ветряных мельниц  в средней полосе и на Севере России . Нередко крупные села были окружены кольцом в 20—30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Ветряные мельницы за сутки размалывали на жерновах от 100 до 400 пудов зерна. В них имелись также ступы (крупорушки) для получения крупы. Для того чтобы мельницы работали, их крылья надо было поворачивать под менявший направление ветер — это обусловило сочетание в каждой мельнице неподвижной и подвижной частей. Самые первые ветряные мельницы называли "козловками". А постройка деревянных домиков являлось основой для строительства корпуса мельницы. Весь корпус мельницы мог легко поворачиваться по всей своей оси. Механизмы сооружения располагались у наветренной стороны, это обеспечивало центрирование мельницы. Снизу к деревянным балкам крепился довольно большой брус (дышель), с его помощью ветряная мельница могла поворачиваться. Вращение с большого основного вала передавалось на шестерни мельницы с таким расчетом, что бы за один оборот основного вала жернов делал от семи до двенадцати оборотов.

Потом появились более современные ветряные мельницы, имеется в виду: голландские мельницы или шатрового типа. При работе таких ветряных мельниц, весь корпус будет стоять на месте, а по ветру будет поворачиваться лишь верхняя часть с большим основным валом. Таким образом приводили в движение уже несколько жерновов и были намного производительнее. Дышель размещали с обратной стороны ветряной мельницы, для того чтобы ветряк поворачивался по ветру. Наиболее активное применение ветряные мельницы нашли в Голландии, это связано её природными и климатическими условиями, так как в дано стране существует необходимость в откачивании воду с низинных районов. 

Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» 


     
     
10 Мельницы столбовики:

11Мельницы шатровки:

История русской печи

Печь играла важную роль в народных верованиях. Считалось, что, будучи вместилищем огня, печь обладала целительной энергией и могла превратить «чужих» людей в «своих»: входя в дом и прикладывая руки к печи, гость проникался домашним теплом и добротой. Да и домовой, языческий хранитель домашнего очага, тоже жил за печкой.

В печи даже мылись! Правда, не все – только дети да старики. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали всё лишнее – еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. Чтобы не обжечься, печь застилали соломенными ковриками-матами. После бани коврики споласкивались, сушились и сворачивались до следующего раза. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления.

Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. А новорождённых детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребёнка. Лечились не только теплом и огнём печи, но и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Лечились золой, готовили снадобья из трав.

По-чёрному 
Первоначально печь была глинобитной и трубы не имела. Поскольку сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара, она «курилась» на малом огне, отчего называлась курной. Топили печь «по-чёрному»: дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене под потолком. Когда печь не топилась, это отверстие затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками. Отсюда и название: волоковое окно.

Курная печь представляла собой свод с толстыми стенками, установленный на специальном возвышении – опечье. Пространство под сводом называлось духовой камерой, или горнилом. В одном из торцов свода было устроено невысокое отверстие – устье. Через него закладывались дрова в печь, через него же ставилась пища для приготовления. Перед устьем имелась площадка – шесток, выполнявшая функции столика. Дым выходил непосредственно в избу, под потолок, а затем через специальное волоковое окошко – наружу. Печь топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскалёнными углями, которые берегли и хранили в горнушке (небольшом углублении), под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки.

К началу 17-го века появились первые печные трубы. Выполненные из тёса (тёсаное топором дерево) они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность: кто из нас не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи?

Чёрные печи часто становились причиной пожара, поэтому Пётр Первый в 1718 году издал указ, запрещающий строительство курных печей и деревянных труб. Впрочем, на дальних сибирских поселениях курные печи строились до конца 19 века. Отчасти это можно объяснить консервативностью патриархального общества, а отчасти тем, что под потолком таких изб можно было прокуривать рыбацкие сети, что удлиняло срок их службы. На смену курной печи пришла печь с дымосборником и трубой.

По-белому
Русская печь с кирпичной трубой называется «белой», и, соответственно, топят её по-белому. Принцип работы такой печи очень прост. В горниле раскладывают дрова посередине пода и поджигают. Естественно, вьюшка или задвижка во время розжига должна быть открыта. Необходимый для горения дров воздух поступает через нижнюю часть устья печи, а продукты горения и дым, поднимаясь к своду, движутся к верхней части устья. Преодолев порог устья, дымовые газы выходят в зону шестка и уходят в дымосборник и далее в трубу. Когда прогорят дрова, оставшиеся угли выгребают на шесток. Для томления щей, каш угли оставляют в топке и после установки чугунков угли придвигают к ним, распределяя равномерно по кругу, чтобы чугунки разогревались равномерно.

История русского рушника

Рушни́к ( полотенце, рукотерник, ручник, утирник, утиральник, полка, ширинка) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян. 

Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слава хлебу на земле

Осенний праздник для детей подготовительной группы...

«Картофель-второй хлеб на земле».

Цель: рассказать детям историю появления картофеля на Земле; объяснить происхождение слова «картофель»; обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая); развивать навыки ...

Досгосрочный проект: "Это чудо Земли - хлеб!"

В этом проекте представлены  мероприятия,( занятия, праздники, иследовательская работа, кулинарный конкурс, выставка, презентация, показ детских сказок( "Колобок"  и "Колосок" ) проводимые п...

Чудо земли - хлеб

Праздник для дошкольников старшего возраста о хлебе....

Проект "Хлеб от земли, сила от хлеба"

Формирование представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста....

Исследовательский проект "Чудо земли - хлеб"

Проблема: как правильно хранить хлеб, чтобы он не навредил здоровью?Цель: создание определённых условий для сохранения свежести продукта...