Досгосрочный проект: "Это чудо Земли - хлеб!"
проект (старшая группа) на тему

Воздвиженская Светлана Сергеевна

В этом проекте представлены  мероприятия,( занятия, праздники, иследовательская работа, кулинарный конкурс, выставка, презентация, показ детских сказок( "Колобок"  и "Колосок" ) проводимые по данной тематике. Освещена актуальной темы проекта, ее нужность и необходимость в условиях нашей действительности, когда хлеб всегда на столе. В проекте разработаны  методы , поставлены задачи, указаны цели, которые помогли бы детям в понимании народной мудрости: "Хлеб - всему голова", научили бы уважать труд хлеборобов, пекарейи сам продукт - хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opisanie.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение

Детский сад № 916

Утверждаю    

Заведующая _________ Налетова Т.А.

Приказ № __5___

от  «01___» _0ктября__________ 2012г.

Долгосрочный проект

« Это чудо Земли –хлеб!»

социально - личностной  направленности

(01.10.2012 г. - 20.09.2013г.)

                                                                   Автор- составитель:

Воздвиженская Светлана Сергеевна

Музыкальный руководитель

ГБОУ детского сада № 916 ЮАО г. Москвы.

                                           

                                             Актуальность проекта

                                      Минуту я запомнил ту

Из детства озорного,
           Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба аржанова.

И бросил  наземь я кусок

От дедушки украдкой,

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

 И растоптал. И весь как был

Зарылся носом в пыль я…

А раньше дед меня не бил,

                    И вообще не били.      В. Солоухин.

Одной из составляющих духовно – нравственного развития личности является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающими. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, к человеческому труду, в том числе и к труду хлебороба. Особое, трепетное отношение к хлебу присуще гражданам нашей страны. Любви и уважению к хлебу нужно учить детей с детства, прививать эту любовь, начиная с самого раннего дошкольного возраста, а далее в школе и дома. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу- люди относились по- особому. Его сравнивали с золотым солнцем ( с древности у многих народов хлеб как солнце и золото, обозначался одним символом –кругом с точкой посередине). Хлеб берегли и слагали в честь него гимны, хлебом встречают самых дорогих гостей. Во все времена неуважительное отношение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Поэтому мы должны с детских лет учить детей ценить и беречь каждый кусок хлеба как самое большое на земле, богатство. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, Хлеб – батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. Хлебников всегда величали уважительно, полными именами, например Иван, Петр, Федор, а часто добавляли и фамилию.

Проект «Это чудо земли –хлеб!» ориентирован на приобщение детей к бережному отношению к хлебу, воспитанию глубокого уважения к труду тех, кто создает великое чудо человечества - хлеб . Реализация мероприятий в рамках данного проекта позволила создать целостную систему работы духовно – нравственного воспитания дошкольников посредством внедрения в педагогический процесс ГБОУ инновационной формы – непосредственного участия детьми в процессе  изготовления хлеба (от выращивания колосьев из семян на опытном поле, до выпечки хлеба).  

Проблема:

  1. Недостаточный уровень знаний детей  о хлебе, труде хлеборобов, других профессий, связанных с процессом производства хлеба. Низкая мотивация семей воспитанников по приобщению детей к  воспитанию уважительного отношения к хлебу.
  2. Цель: формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в  этом процессе.
  3. Задачи:

- Воспитывать  любовь  к своей Родине, уважение  к труду и к  главному продукту – хлебу, чувство гордости  за  урожаи зерновых в нашей стране.

-. Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры о хлебе через фольклор русского народа( песни, хороводы, игры, загадки, сказки , потешки)

-Привлекать родителей к участию в мероприятиях, способствующих   привитию детям интереса к истории  хлеба,  выращиванию колосков, их переработки в муку и изготовлению хлеба.

-Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;

- Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения  к  участию в творческом к

конкурсе : «Лучший хлебопек».

- совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом;

-развивать связную монологическую и диалогическую речь;

- обогащать активный  словарь детей специфическими терминами и названиями,

-. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей дошкольного возраста.

Планируемый результат.

-Воспитанники проявляют интерес и глубокое уважение  к  главному продукту питания – хлебу, познанию  героического труда создателей хлеб;  к русскому народному календарю, фольклору.

-Семьи  воспитанников поддерживают деятельность дошкольного учреждения в сфере социального партнерства  по проведению и подготовки Праздников хлеба, досугов, викторин, участию в конкурсе: «Лучший пекарь».

- Повысилась компетентность педагогов в области  истории хлеба, настоящего и будущего хлеба, узнали, чем полезен хлеб, рецепты  изготовления изделий из подсохшего хлеба.

Руководитель  проекта: Воздвиженская Светлана Сергеевна старший воспитатель Жарова Наталья Александровна.

Реализаторы проекта: 

Методическое обеспечение и методическое оформление:  старший воспитатель Жарова Наталья Александровна.

Воспитатели: Цыбушкина Н.В; Попова Е.В; Райло Г.Н.

Участники проекта: Воспитатели и воспитанники подготовительной  и

Старшей группы, родители.

Сроки выполнения проекта: 01. 10.2012 г-.20.09 2013г.

        Теоретическое обоснование проекта.        

Знакомство детей с процессом выращивания и производство хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствуют расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных  действий, группируют предметы  в соответствии с познавательной задачей.
В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек-природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

Ресурсное обеспечение проекта

Название ресурса

Содержание

1.

Нормативно- правовой ресурс

Согласование   с педагогическим коллективом детского сада по реализации проекта. Издание приказа по дошкольному учреждению .

2

Научно- методический ресурс

Изучение литературы:  Очерки Л, Кон: «Пшеница», Рожь»,  стихотворение Я.Дягутитте  «Руки человека, славящего людей труда»,

«Лето»,

М.Глинской «Хлеб», сказка Андрея О, «О хлебном зернышке»,

Т.Шорыгина: «Беседаы о хлебе».

М.Пришвин: «Лисичкин хлеб», П.Синявского: «Хлеб созрел», «Сказочный завод», «Слава хлебу»

Стихи В.Воронько,  Н.Самковой,

С.Погореловского, Г.Виеру, Я,Акима,  В.Орлова,Н.тихонова, Е.Винокурова. Русский фольклор:

Сказка: «Колобок», «Колосок»,и др, потешки, поговорки и пословицы о хлебе.

Настольные печатные игры по экологии;

Дидактические игры по экологии,

Библиотечка юного хлебороба.

Прослушивание песен о хлебе: «Берегите поле» муз. Д.Тухманова, стихи.Вл. Фирсова,

«Русское поле» Муз. Я.Френкеля, сл. Л.Ошанина.

3

Материально- технический

Создана презентация по проекту «Это чудо Земли – хлеб!»

Создан банк данных на электронных носителях

«Из  истории хлеба»».

Использовались  репродукции картин А.Венецианова: «В поле. Весна», И, Шишкина: «Рожь», «Уборка хлеба», Г.Мясоедова: «Жатва, А.Пластова: «Ужин трактористов»,А. Герасимовой «Весенний дождь», Т.Яблоневского: «Хлеб»,Н.Волобуева: «Хлеб- всему голова».

4

Информационный

Выход на сайты интернета

www.museum.ru/M2158

Управление реализацией проекта

Тип проекта: информационно –исследовательски - ориентированный.

Вид: социально – личностный

Продукт проекта: обобщение материала   на электронном носителе «Это                   чудо Земли  - хлеб!»

                                     Этапы проектной деятельности

1этап – подготови

Сроки: 01.10.2012г -25.11.2012г

Задачи:

1.Провести анализ по данной теме проекта.

2.Выявить проблемы темы  и наметить  пути решения данных проблем.

3. Изучить теоретические основы темы, определить концептуальные основы     проекта, разработка проекта.

Планируемый  результат

Готовность перехода к реализации проекта

Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель педагоги.

2этап – практический

Сроки:12.01.2013г.-20.09.2013г

Задачи:

1.Реализация проекта.

2. Корректировка мероприятий проекта.

Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель педагоги,

3этап – контрольно- оценочный

Сроки:10.09.2013г-25.09.2013г

Задачи

1.Определить степень готовности проекта

2.Представить продукт проекта

Планируемый  результат

Планируемый результат совпадает с реальным

Ответственный: старший воспитатель, музыкальный руководитель,  

План работы по реализации проекта

Содержание деятельности

Задачи

Планируемый  результат

Ответственные

Сроки

I этап - подготовительный

1

Экспертиза ресурсного обеспечения  учреждения

ГБОУ №916

Изучить ресурсы учреждения.

Ресурсное обеспечение проекта в контексте  данного проекта.

Старший воспитатель

Заведующая, музыкальный руководитель.

Октябрь – ноябрь 2012г.

2

Презентация проекта на педагогическом  совете педагогов.

  Определить стратегию работы на 2012-2013уч. г.

Внедрение проекта в практику работы педагогов ГБОУ.

Старший воспитатель

Октябрь

2012г.

II- этап практический

Задачи

Содержание

Ответственные

сроки

Направление

1-

Расширить познавательный интерес к произведениям художественной литературы.

Обогатить небольшой опыт ребенка в приобретении знаний в области вятских писателей.

Литературный час

-Малые фольклорные формы потешки, пословицы, поговорки.о хлебе.  Встреча с поварами: «У нас в гостях наши повара».

Развитие речи: беседы: « Кто такой хлебороб»,

«Что на нашем столе главное?»Занятие: - «Путешествие пшеничного зернышка», «труд хлебороба», «Труд пекаря».

Составление рассказов по иллюстрациям: «Как выращивают хлеб», Как мы в магазине хлеб покупаем»;

Сюжетно – ролевые игры: «Булочная», «Моя семья».

Дидактические игры: «Назови, какие действия на земле делают люди»;

- Чтение книги Р. А. Агафоновой «Сказки из шкатулки»;

- Рисование по замыслу : «Рисование» : «Колосок»,Иллюстрации к сказке :»Колосок»,

Аппликация: « Вышли в поле трактора», «На мельнице».

Конструирование: «Дом для зерна»,

Лепка соленое тесто) « Пирожки для куклы Наташи,», «Завтра ждем гостей из всех волостей» «.Испекли мы каравай…»

- Конкурс викторина вместе с родителями: «Умники и умницы»,

Конкурсы  для родителей: «Лучший хлебопек детского сада», Лучший кондитер детского сада»

Старший воспитатель- Жарова Н. А. музыкальный руководитель Воздвиженская С.С.

Педагогический коллектив

Семьи воспитанников

Октябрь- ноябрь

2010г

2-Эстетически - художественная

Воспитывать  у детей  речевую культуру

Развивать эмоционально- чувственную сферу дошкольника.

Цикл тематических бесед

«Тульский пряник»,
- "Масленица славица блинами» , «Красна изба  пирогами».

- Знакомство с творчеством художников, славящих труд хлебороба. Проведение музыкальных досугов-викторин: «Хлеб – всему голова», Праздников в рамках проекта : «Это чудо земли – хлеб», дидактических –музыкальных игр: Жницы»,  «Каравай»

Логоритмических: «Урожай мы собирали».

Музыкальный театр : постановка сказки: «Колобок» на новый лад,  «Маша и Дуняша», «Колосок».

-Организация выставки хлеба и хлебо-булочных изделий, выставки рисунков   «Это чудо земли – хлеб!»

- Оформление   на конкурс для родителей показа кулинарного творчества на конкурсах  «Лучший хлебопек детского сада» и «Лучший кондитер детского сада». Составление  книги кулинарных рецептов от родителей детского сада  и кулинарных рецептов  «Изготовление  кулинарных шедевров из хлеба», Книги полезных советов: « Как рационально использовать хлеб в вашем доме, чем полезен хлеб, хлеб - лекарь».

Старший воспитатель- Жарова Н.А.

Музыкальный руководитель Воздвиженская С.С.  

Воспитатели Цыбушкина Н.В,

Попова Е.В.Райло Г.Н.

Семьи воспитанников

Декабрь 2010

Январь- февраль 2011г

3 – хлеб рукотворный

Воспитывать у детей чувство гордости, восхищения за

Труд людей сельскохозяйственного труда, хлебопекарней и др.

Активизировать  детей на приобретение и закрепление  умений и навыков в области  иследовательской работы, выпечка изделий из муки.

- Просмотр видеофильма «Кто работает на поле?»- Встреча с  поварами детского сада. С их помощью   изготовили из сдобного теста жаворонков. Проведение исследовательской работы по выращиванию пшеницы и ржи на опытном поле детского сада. Ведение графика и дневника.

- Посещение выставки  детского сада: «Выставка хлеба», «Выставки кондитеров – родителей детского сада: « Как торты хороши, когда печешь от души!»- Практическое занятие «Путешествие с зернышком»

- Оформление выставки  детского творчества« Это чудо земли – хлеб»»

- Творческое рисование «Разноцветная радость»

- мультимедийная презентация «  Это чудо земли – хлеб»

Педагогический коллектив.

Старший воспитатель-

Жарова Н.А.

Музыкальный руководитель Воздвиженская С.С.

Семьи воспитанников

Март- апрель 2011г

III- этап контрольно- оценочный

Задачи

Содержание

Ответственные

сроки

Проанализировать степень реализации проекта, уровень решения поставленных задач.

-Представление результатов работы по проекту на расширенном педагогическом совете.

-Создание банка данных на электронных носителях  по проекту: Это чудо земли –хлеб».

-Оформление информационного материала.

старший воспитатель,

музыкальный руководитель, педагоги ГБОУ.

Май 2011г

Resource id #3952

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береза - чудо земли (для людей, родившихся под знаком Берёзы)

Согласно медицинской астрологии, берёза благоприятствует людям, родившимся под созвездием Рака, то есть с 22 июня по 23 июля....

Чудо земли - хлеб

Праздник для дошкольников старшего возраста о хлебе....

Проект "Мастерство. Плоды земли - плоды человеческого труда"."Что за чудо овощи!"

Над проектом работали вместе с детьми несколько месяцев. Наблюдали как растут овощи на грядках, проводили беседы,рассматривали иллюстрации,играли в дидактические игры,отгадывали загадки,собирали пазлы...

Проект "Великое чудо - Хлеб"

Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл.В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Ч...

Мини-музей "Чудо земли - хлеб!"

С данным мини- музеем наша группа заняла 1 место в конкурсе мини-музеев ДОУ.Актуальность. Тема о хлебе затронута не случайно. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом совреме...

Чудо земли Белгородской - хлеб

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Чудо земли Белгородской - хлеб"...

Исследовательский проект "Чудо земли - хлеб"

Проблема: как правильно хранить хлеб, чтобы он не навредил здоровью?Цель: создание определённых условий для сохранения свежести продукта...