Чудо земли Белгородской - хлеб
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кадина Наталья Владимировна

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Чудо земли Белгородской - хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kadina_proekt.docx486.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 «Ласточка»

Старооскольского городского округа

Проект

«Чудо земли Белгородской - хлеб»

                                                                                Воспитатели: Кадина Н.В.,  

                                                                                                    Кириченко О.В.                                                                                                 

                                                                                       

г. Старый Оскол

Познавательно – исследовательский проект

«Чудо земли Белгородской – хлеб»

Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, о том какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем попадет к нам на стол, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Актуальность: В России хлеб это символ благополучия, достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости.  Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель проекта: Обогатить знания детей о хлебе как о ценном и полезном продукте Белгородского края. Познакомить воспитанников с тем, как появляется на нашем столе хлеб. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи: 

- учить поиску информации в разных источниках, через самостоятельную деятельность и экспериментирование

- формировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатствах Белгородчины;

- расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов, о процессе приготовления хлеба, видах мучных изделий выпекаемых на Старооскольских пекарнях;

- обобщать и уточнять знаний детей о труде людей;

- формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;

- активизировать речь, мышление, расширять словарь, развивать фантазию, творчество, воображение;

- развивать мелкую моторику, через изготовление поделок;

- развивать любознательность и наблюдательность детей, воспитывать трудолюбие, доброту, умение доводить дело до конца;

- воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

Гипотеза реализации проекта: реализация проекта позволяет детям более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательно-исследовательских возможностей детей, формировать знания детей о производстве хлеба в Белгородском крае.

Основные формы реализации проекта: Экскурсии, наблюдения, беседы, изучение ресурсов, поиск информации через самостоятельную деятельность, эксперимент, проведение опытов, представление результатов, дидактические игры, познавательно-исследовательская деятельность,  художественно-творческая деятельность, чтение художественной литературы о хлебе,  работа с родителями (консультации, беседы, домашние задания).

Ожидаемые результаты проекта: сформировать у детей представления о ценности хлеба, знания о том, как выращивают хлеб; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;  воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы №5, педагоги, родители. (коллективный).                                                                                          

Продолжительность: кратковременный (10 дней с 1 по 10 февраля), краткосрочный. 

Объект исследования: хлеб.

Продукт проекта:  

1.Мини-музей «Чудо земли - хлеб» 

2. Альбом «Старооскольские пекарни»

3. Альбом «От зернышка до каравая»

4. Мини-альбомы: «Пословицы о хлебе», «Стихи о хлебе»

5. Альбом «Как испечь хлеб дома»                                                                                                  

6.  Замешивание теста и выпечка колобков (совместная работа детей и взрослых). 

Этапы проведения проекта

Период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

1-2 февраля

1.Обозначение, определение цели проекта и его мотивация. (Модель трех вопросов)

2.Сбор и анализ литературы по данной теме.

3. Составление плана работы, разработка содержания проекта.

4. Консультация для родителей  «Чудо земли Белгородской – хлеб»

5 . Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Воспитатели

Основной этап

3 февраля

1.Чтение художественной литературы о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок».

2.Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Воспитатель, родители,

дети.

4 февраля

1. Утренняя беседа «Какой бывает хлеб»

2.  Д/И «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

3. НОД Социально-коммуникативное развитие  «Кто хлеб печет?»

4. Художественно-творческая деятельность: Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для мини-музея

Воспитатель, родители,

дети.

5 февраля

1.Утренние беседы «Знакомство с профессиями агронома, комбайнёра, пекаря»

2. НОД по экологии «Откуда хлеб пришёл» 

3 Д/И «Что сначала, что потом»

Воспитатель, родители,

дети.

8 февраля

1. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Разработать правила обращения к хлебу.

2. НОД «Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»»

3. Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Воспитатель,

родители, дети.

9 февраля

1. Экскурсия в хлебный магазин

2.Мини-музей «Чудо земли Белгородчины - хлеб» 

Воспитатель,

родители,

дети.

10 февраля

1. НОД Экспериментирование «Замешивание теста и выпечка колобков» (совместная работа детей и взрослых). 

Воспитатель, родители,

 дети.

Завершающий этап

10 февраля

Выставка «Хлеб всему голова»

2. Альбом «Старооскольские пекарни»

3. Альбом «От зернышка до каравая»

4. Мини-альбомы: «Пословицы о хлебе», «Стихи о хлебе»

5. Альбом «Как испечь хлеб дома»                                                                                                  

6. Мини-музей «Чудо земли Белгородчины - хлеб» 

7. Чаепитие с колобками совместного производства

Дети, воспитатели, родители.

Приложение №1

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине.

Мама дома печет хлеб в хлебопечке.

Из  зерен  делают муку

Хлеб бывает белый и черный.

У меня мама работает на хлебозаводе.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что надо, чтобы вырастить хлеб? Как растили хлеб раньше? Как готовится тесто? Что можно сделать из муки еще? Как пекут хлеб?

Какие еще есть крупы?

Как работает мельница?

Почему говорят :Хлеб всему голова

Как называют хлеб в других странах Что можно приготовить из черствого хлеба?(Леша)

Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

Сходить на экскурсию.

Спросить у родителей.

Посмотреть в Интернете.

Спросить у воспитателя.

Провести опыты.

Приложение №2

НОД Социально-коммуникативное развитие

«Кто хлеб печет?»

Цель: Познакомить воспитанников с тем, как появляется на нашем столе хлеб.

Задачи: углубить представления детей о профессии пекаря; познакомить со Старооскольскими пекарнями, развивать познавательный интерес детей к труду взрослых, умение составлять рассказ с помощью схемы трудового процесса; воспитывать уважение к труду пекаря и бережное отношение к хлебобулочным изделиям.

Ход занятия

1. Игровой сюрпризный момент.

В группу к детям приходит Незнайка и приносит посылку.

Рассказывает детям, что был на экскурсии на хлебном заводе и ему передали посылку в детский сад.

– Что в ней может находиться? (Варианты ответов детей.)

– Незнайка по очереди достает хлебобулочные изделия, дети называют их.

– Как вы думаете, а кто изготовил такие вкусные, душистые булки, хлеб, баранки? (Пекарь.)

– Где пекут хлеб? (На хлебном заводе.)

2. Рассматривание и описание картины «В пекарне».

– Кто изображен? Что делают?

– Как нужно относиться к хлебу?

3. Анализ ситуаций.

Воспитатель предлагает Незнайке и детям побыть пекарями и составить рассказ «Испечем что-нибудь вкусное» по схеме трудового процесса:

1) цель труда (дети сами выбирают, что будут печь, и зарисовывают);

2) из чего будем печь;

3) оборудование и предметы посуды для выпечки;

4) последовательность трудовых действий;

5) результат труда.

4. Лепка из соленого теста «Булочки, баранки».

Воспитатель предлагает детям слепить из соленого теста любые хлебобулочные изделия для игры «Магазин».

Незнайка угощает детей печеньями, баранками и т. п. и предлагает попить вместе с ним чай.

5. Итог занятия

Приложение №3

Конспект НОД по экологии

«Откуда хлеб пришёл» 

Цели. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают; продолжать учить детей участвовать в коллективных беседах, используя принятые нормы вежливого общения (внимательно слушать собеседника, говорить негромко, строить свое высказывание распространенными предложениями) .

Словарная работа. Активизация словаря — трактор, тракторист, борона, бороновать, сеялка, комбайн, комбайнер, элеватор, мукомол; обогащение словаря — агроном.

Оборудование. Магнитная доска, плакат, колосья, проросшие семена пшеницы, каравай.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Дети отвечают.) Что вы знаете о России? Часто говорят, что Россия очень богатая. Как вы думаете, чем она богата? (Дети отвечают.)

Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много ископаемых: угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Нашу Белгородскую область называют хлебным краем. Потому что на нашей земле выращивают хлеб. Сегодня вы узнаете о том, как он попадает к нам на стол. Давайте вспомним все этапы выращивания хлеба.

(В ходе занятия каждый этап выкладывается на магнитной доске.)

Сначала - вспашка земли (картинка «В поле») .

Ребенок (рассказывает по картинке). Весной в поле выезжают трактора, они пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Воспитатель. Можно бросать зерно в такую землю?

Ребенок. Нет, землю сначала нужно разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, у нее острые стальные зубья, а затем можно бросать в землю семена.

Воспитатель. Как это делается?

Ребенок. Раньше это делалось вручную: по полю шел человек, брал зерна из мешочка и рассыпал их. Сейчас зерно сеют машины, которые называются сеялками.

Дальше - рост посевов (картинка «Хлеб растет») .

Воспитатель. За ростом едва проклюнувшихся из земли ростков наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.

(Физкультминутка: имитация работы самолета над хлебным полем.)

Потом наступает сбор урожая (картинка «Урожай») .

Воспитатель. Но вот хлеб созрел, колосья налились, пожелтели — пора собирать урожай. Кто знает, как это делалось раньше?

Ребенок. Раньше мужчины косили хлеб косой, а женщины — жали серпом, а затем вязали снопы и складывали их в высокие стога.

Воспитатель. Как сейчас убирают урожай?

Ребенок. Это делают машины — комбайны. Они выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья; молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев; зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом, а солому упаковывают в брикеты, которые остаются на поле.

Воспитатель. Для чего используют солому?

Ребенок. Она идет на корм и подстилку для домашних животных.

Воспитатель. А кто из вас знает, куда шофер отвозит зерно?

Ребенок. Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят. С элеватора зерно везут на мельницу, где из него делают муку. Ее отправляют на хлебозавод, в пекарни.

И наконец зерно привезли на хлебозавод (картинка «На хлебозаводе») .

Воспитатель. На заводе из муки делают тесто и выпекают из него батоны, булки, плетенки, караваи. Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

Ребенок. Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый — из пшеничной.

Воспитатель. Правильно! Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

И вот хлеб из пекарни привозят в булочную (картинка «В булочной») .

Воспитатель. Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. Посмотрите, как много всего в булочной. Назовите, что вы здесь видите. (Дети отвечают.)

Воспитатель. Посмотрите еще раз на картины и вспомните, какой длинный и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попадет к нам на стол. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб.

Хлеб — настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

 («Хлеб – всему голова»; «Худой обед, коли хлеба нет»; «Будет хлеб, будет и обед»; Хлеб на столе, так и стол, - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска»; «Хлеб - батюшка, водица- матушка»; «Покуда есть хлеб да вода, все не беда»; «Хлеба край, так и под елью рай»; «Каков у хлеба, таков и у дела»; «Нет хлеба – нет обеда».)

Раздается стук в дверь, в группу заходит повар с караваем хлеба в руках. Дети рассматривают его, вдыхают аромат свежеиспеченного хлеба.

Воспитатель предлагает повару послушать стихотворение.

Дети читают стихотворение С. Погореловского «Хлеб ».

Вот он — хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он — теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки -

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас

В добрый день, счастливый час!

Приложение №3

Правила обращения с хлебом

1.Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

2.Хлеб – это не игрушка.

3. Хлеб нельзя крошить, лепить из него фигурки.

4. Никогда не бери хлеб грязными руками.

5. Не клади хлеб в сумку с овощами, а клади в отдельный пакет.

6. Не заворачивай хлеб в газету.

7. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

Приложение №4

Экскурсия в хлебный ларек

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.

Задачи

  1. Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
  2. Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
  3. Проследить их путь от пекарни до покупателя.
  4. Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
  5. Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу.

Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.

Методические рекомендации

Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками ларька  и приводит детей. Возле ларька воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного. Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках. 

          Дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.      

   Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.

   Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.

   Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Досгосрочный проект: "Это чудо Земли - хлеб!"

В этом проекте представлены  мероприятия,( занятия, праздники, иследовательская работа, кулинарный конкурс, выставка, презентация, показ детских сказок( "Колобок"  и "Колосок" ) проводимые п...

Чудо земли - хлеб

Праздник для дошкольников старшего возраста о хлебе....

Конспект НОД «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом Белгородским»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской – Святителем Иоасафом  Белгородским...

Мини-музей "Чудо земли - хлеб!"

С данным мини- музеем наша группа заняла 1 место в конкурсе мини-музеев ДОУ.Актуальность. Тема о хлебе затронута не случайно. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом совреме...

Исследовательский проект "Чудо земли - хлеб"

Проблема: как правильно хранить хлеб, чтобы он не навредил здоровью?Цель: создание определённых условий для сохранения свежести продукта...