Конспект занятия. Тема: «Чудо земли Тюльганской - хлеб» Образовательные области: Познавательное развитие/ Речевое развитие/ Социально-коммуникативное развитие
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
- В поле, в доме, в державе!
Актуальность
В наше время не так много разговоров ведется о необходимости беречь хлеб, ценить труд того, кто взрастил его. Не ведется, а зря. Сохранение культурных традиций часто является основой сохранения самобытности того или иного народа, уклада его жизни, просто сохранения его как этноса.
Бытовая культура, духовный склад народа, порожденный тысячелетиями земледельческой цивилизации, все православные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери сырой земле. Не зря ведь сказано кем-то из наших крестьянских предков, что «Хлеб – всему голова!». Он действительно является вершиной в условной пирамиде различных ценностей, которая называется духовной культурой. Хлеб – это не только еда, но и символ духовной жизни народа.
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для человека и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Именно поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание и провести интегрированное занятие по теме: «Чудо земли Тюльганской - Хлеб», которое проводится с детьми подготовительной группы, по общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад «Аленка». Цель занятия - дать детям понятие что хлеб- богатство нашего края, почему хлеб является материальной и духовной ценностью жизни человека. Углубить и расширить знание детей о труде хлеборобов родного края. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Данное интегрированное занятие направлено на закрепление у дошкольников знаний о труде хлеборобов Тюльганского района, на формирование чувства гордости за своих знаменитых земляков, желание быть похожими на них. В процессе данного занятия у детей формируется бережное отношение к хлебу, понятие, почему хлеб, является материальной и духовной ценностью жизни человека, приобщение к культуре русского народа. Дети учатся обобщать и систематизировать знания о хлебе, процессе выращивания, сборе урожая, процессе обработки зерна, получения муки и выпечке хлебных продуктов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 639.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Чудо земли Тюльганской - хлеб»
Образовательные области:
Познавательное развитие/ Речевое развитие/
Социально-коммуникативное развитие.
Подготовила: Воспитатель
Шляхина Е.К.
Тюльган 2025 г.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!"
- В поле, в доме, в державе!
Актуальность
В наше время не так много разговоров ведется о необходимости беречь хлеб, ценить труд того, кто взрастил его. Не ведется, а зря. Сохранение культурных традиций часто является основой сохранения самобытности того или иного народа, уклада его жизни, просто сохранения его как этноса.
Бытовая культура, духовный склад народа, порожденный тысячелетиями земледельческой цивилизации, все православные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери сырой земле. Не зря ведь сказано кем-то из наших крестьянских предков, что «Хлеб – всему голова!». Он действительно является вершиной в условной пирамиде различных ценностей, которая называется духовной культурой. Хлеб – это не только еда, но и символ духовной жизни народа.
У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для человека и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Именно поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание и провести интегрированное занятие по теме: «Чудо земли Тюльганской - Хлеб», которое проводится с детьми подготовительной группы, по общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад «Аленка». Цель занятия - дать детям понятие что хлеб- богатство нашего края, почему хлеб является материальной и духовной ценностью жизни человека. Углубить и расширить знание детей о труде хлеборобов родного края. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Данное интегрированное занятие направлено на закрепление у дошкольников знаний о труде хлеборобов Тюльганского района, на формирование чувства гордости за своих знаменитых земляков, желание быть похожими на них. В процессе данного занятия у детей формируется бережное отношение к хлебу, понятие, почему хлеб, является материальной и духовной ценностью жизни человека, приобщение к культуре русского народа. Дети учатся обобщать и систематизировать знания о хлебе, процессе выращивания, сборе урожая, процессе обработки зерна, получения муки и выпечке хлебных продуктов.
Цель: дать детям понятие что хлеб - богатство нашего края, почему хлеб является материальной и духовной ценностью жизни человека. Углубить и расширить знание детей о труде хлеборобов родного края. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.
Задачи:
образовательные:
- учить обобщать и систематизировать знания детей о хлебе (процесс выращивания, сбор урожая, процесс обработки зерна и получения муки, выпечка хлебных продуктов, расширить представления о разнообразии хлебобулочных изделий);
- учить анализировать и делать выводы;
развивающие:
- обогащать словарный запас у детей;
- развивать мышление, интерес и любознательность, внимательность и наблюдательность;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважения к своей малой родине;
- воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлеборобов-земляков;
- воспитывать национальную гордость за мастерство народа.
Оборудование и материалы:
Видео-презентация «Как колосок хлебом на стол пришёл». Колосья пшеницы и ржи, мука пшеничная и ржаная в емкостях, вода в стакане, емкость для замешивания, ложка, фартуки, косынки. Продукты для замешивания: соль, дрожжи, сахар, мука, яйцо.
Работа над словарем:
Хлеборобы, жатва, сеялка, борона, элеватор.
Предварительная работа.
Беседа о сборе урожая хлеба;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме;
Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Методы и приемы: использование загадок, игровых ситуаций, практическая работа совместно с воспитателем, вопросно-ответный метод.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: коммуникативная игра, комментирование.
2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
3.Приёмы организации практической деятельности детей: мультимедийное сопровождение в виде презентации, комментирование, экспериментальная деятельность.
4.Приёмы поддержания интереса у детей: беседа, сопровождение рассказа с показом презентации, динамическая пауза.
5.Приёмы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом деятельность.
Виды детской деятельности:
- Взаимопомощь детей.
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Трудовая.
- Познавательно-исследовательская.
Критерии оценки деятельности детей на занятии:
1. Ребёнок отвечает на вопросы.
2. Активно участвует в экспериментальной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
5. Сопереживание.
6. Эмоционально реагирует.
Интеграция образовательных областей | ||
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Беседа и просмотр презентации. | Развивать интерес и уважение к труду хлеборобов, к культуре русского народа, прививать бережное отношение к хлебу. |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная игра. | Вызывать эмоционально-положительный отклик на игровое действие. |
Речевое развитие | Беседа, загадка, игра. | Продолжать обогащать активный словарь детей, развивать звуковую и интонационную культуру речи. |
Физическое развитие | Физкультминутка. | Здоровьесберегающие технологии. |
План занятия
Вводная часть: 5 мин.
- Создание мотива для деятельности детей.
- Определение цели.
Основная часть:
- Знакомство с трудом хлеборобов родного края. 20 мин.
- Загадывание загадки.
- Словесная игра «Назови - какой, какая, какое?».
- Знакомство с последовательностью посева и уборки хлеба.
- Дыхательная гимнастика «Насос».
- Экспериментирование.
Заключительная часть:
- Оценка деятельности детей. 5 мин.
- Обобщение воспитателя.
- Сюрпризный момент.
Ход занятия |
В: Ребята, я приглашаю вас встать в круг дружбы! Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям, Улыбнитесь, это просто. Лучик солнца – это вам! Вот мы и поделились своим солнечным, хорошим настроением! А теперь пройдем на стульчики! - Ребята, а вы знаете, как называется поселок в котором мы живём? Д: Наш поселок называется Тюльган. В: Молодцы ребята, наш край очень богатый. - Вы можете сказать, чем он богат? Д: У нас добывали бурый уголь, есть леса, луга, и бескрайние поля. В: Правильно, но сегодня мы поговорим еще об одном богатстве нашего края. О каком, вы узнаете, отгадав загадку: Есть такие слова, «Он всему голова». Хрустящей корочкой одет, Мягкий, белый, вкусный - ХЛЕБ В: А как называются люди, которые выращивают хлеб? Д: Хлеборобы. В: Ребята, вы знаете, чтобы посеять и убрать хлеб вовремя наши земляки трудятся круглые сутки, это очень тяжелый, но почетный труд. За хорошую работу таких людей награждают орденами и присваивают самое высокое звание-героя. Звание героя труда было присвоено нашему земляку Самотаеву Петру Филипповичу. Его трудовой подвиг стал примером для многих молодых хлеборобов района, которые равняются на него, перенимают опыт работы. Если осенью мы с вами выедем за Тюльган, то увидим пшеничные поля, на которых идет жатва, убирается хлеб! Давайте проследим, какую работу выполняют наши земляки, чтобы у нас на столе был хлеб. - Кто им управляет? - Поле вспахано, нужно землю разрыхлить бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья. - Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Давайте и мы поможем трактористам сеять зерно. Физкультминутка: (выполнение движений по тексту стихотворения)
Снег растает в поле чистом, В: Прошло время, и зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое, похожее на золотое море. Давайте посмотрим на него и послушаем, как колоски переговариваются между собой на ветру (слушание аудиозаписи - шум колосьев на ветру). Теперь рассмотрим колос, из чего же он состоит? (Дети подходят к столам)
В: У вас на тарелочках лежат колоски, посмотрите, из чего они состоят. Д: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков - остьев, стебелька- соломы. В: Обратите внимание, у пшеницы усики короткие, а у ржи длинные, разберите колоски, сравните ржаное зерно с пшеничным, чем они отличаются? Д: Они отличаются размером. В: Из зерен пшеничных колосков получают пшеничную муку, а из ржаных - ржаную. - Предлагаю поиграть в игру: «Назови - какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите: Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное. В: И вот начинается жатва. На поле выходят другие машины- комбайны. -Кто работает на комбайне? (Дети встают перед стульчиками) В: Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их (вдыхаем носом, выдыхаем через рот (дыхательная гимнастика «Насос»)) -Ну что, поехали! Грузовик зерно везёт. (шагают на месте, изображая, что крутят руль) Удивляется народ: (останавливаются, разводят руками, делают удивлённое лицо) «Вот так чудо – чудеса, (два раза наклоняют голову вправо-влево) В нём зерна под небеса! (тянутся на носочках, подняв руки вверх) В: А как вы думаете, куда везут зерно из элеватора? В: А какие хлебобулочные изделия вы знаете? Д: Булки, батоны, сушки, пироги. В: Молодцы ребята, послушайте, как в старину люди пекли хлеб. В каждой избе перед тем, как печь хлеб хозяйки приговаривали: «Печка-матушка, прикрой мой хлеб, испеки по-хорошему». Выпекание хлеба нужно было делать, благословясь. Муку и тесто перед выпеканием крестили. Выбрасывать хлеб считалось тяжким, непростительным грехом. Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеяться. Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. Хлебных мастеров уважали. Рецепт приготовления держался в секрете от чужих людей. Калачи и пироги приготовлялись мастерами лишь по особенным праздничкам. Для них, использовали лишь особую муку и наиболее аппетитные начинки, излюбленными были с медом и маком. Куличи освещались в церкви и съедались с молитвой только в светлое Христово Воскресенье. В: Я предлагаю вам отправиться в пекарню и попробовать самим испечь хлеб но, прежде чем мы начнем замешивать тесто нужно подвязать фартуки, надеть шапочки. - Проходите к столам, на них перед вами стоят контейнеры с ржаной мукой и пшеничной. Как вы думаете, какая из них пшеничная мука? Д: Пшеничная мука белого цвета. В: А ржаная? Д: Темного. В: Проверим, мука имеет запах? Аккуратно понюхайте ее. Д: Да, у муки есть запах, но он какой- то особенный. В: Правильно, а теперь проверим на ощупь, есть ли разница? Д: Ржаная мука на ощупь грубее, а пшеничная нежнее. Д: Из белой муки. - Приступим к работе, но сначала нужно изучить рецепт (воспитатель обращает внимание детей на экран с презентацией, где показан рецепт замешивания теста: вода, дрожжи, мука, соль сахар, масло, яйцо). В: Какие нужны продукты? Д: Вода, дрожжи, мука, соль, сахар, масло, яйцо. В: Рецепт мы изучили, теперь приглашаю вас к столу, замешивать тесто. - Итак, что берем сначала? Д: Муку. В: Дальше, будем добавлять продукты. Какие? (Дети называют продукты и добавляют к муке) В: С мукой нужно обращаться очень бережно, ведь в каждой ее крупице заложен нелегкий труд хлеборобов.
В: Замешивая тесто, мы отдаем ему тепло наших рук и вкладываем в него частичку души. В старину ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь, хлеб тогда не получится. - Вот и тесто готово! Отправляем на кухню, там его повара подмесят, и испекут в духовке хлеб. В: Проводим наш хлебушек словами: Д: Ой, ладошки-ладушки. Мы печём, оладушки /хлопки ладонями/ Замесили тесто, Тесту мало места /имитируют помешивание по кругу/ Тесто выпало на стол, /наклонились, хлопки по коленям/ Тесто шлёпнулось на пол /присели, хлопки по полу/ Тесто убежало. Начинай сначала. /лёгкий бег на месте/ В: Старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Нельзя хлеб бросать на пол, в старину, если хлеб роняли на пол, его поднимали, целовали и просили прощение. - Почему, как вы думаете? Д: Потому что много труда люди прикладывают для выращивания хлеба. В: Правильно! Ребята, чем мы сегодня занимались? Д: Рассматривали колоски, муку, месили тесто. В: Скажите, о каком богатстве мы с вами говорили? Д: О хлебе. В: Кто выращивает хлеб? Д: Хлеборобы. В: Какую работу они выполняют? Д: Сеют, боронуют, убирают. В: А как мы должны относиться к труду хлеборобов? Д: С уважением, благодарностью и брать с них пример. В: А к хлебу? Д: Бережно с любовью. В: Я думаю, что теперь, когда вы узнали о нелегком труде наших хлеборобов и о том, как к хлебу относились люди в старину, вы будете бережнее относиться к хлебу и с уважением и благодарностью к нашим хлеборобам. Хлеб – главное богатство не только нашего Тюльганского края, но и всей страны и его нужно беречь. В: Ой, заговорились мы с вами, а про хлеб то забыли! (повар заносит каравай) В: Хлеб, ребята, берегите! Никогда им не сорите! Много рук его растили, Собирали, молотили, Отдыха порой не знали, Долго у печи стояли, Чтоб для нас испечь полезный, Хлеб душистый и чудесный! Вот он теплый, золотистый. Солнца свет весёлый в нём… Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём! -Ребятки угощайтесь нашим караваем, приятного вам аппетита и огромное спасибо за помощь!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»
закреплять знания о времени года, характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени. Помочь увидеть мног...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» на тему: «Фрукты» Возрастная группа: дети 3-4 лет
Конспекторганизованной образовательной деятельности Образовательные области: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»
Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...
Конспект итоговой образовательной деятельности в старшей группе. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Тема: «Сказка о потерянном времени»Цель: обобщение и систематизация приобретенных знаний и умений, социальной компетентности.Задачи: Воспитательные:воспитывать самостоятельность, уме...

Конспект совместной образовательной деятельности «Муха» беседа с детьми младшего возраста с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» с использованием здоровьесберегающих техно
Методическая разработка Конспект СОД «Муха»Задачи:образовательные:расширять и обогащать знания детей о насекомых: уточнить названия, внешние признаки;познакомить детей с внешним видо...




