Педагогический проект в старшей группе "Хлеб - всему голова"
проект (старшая группа)

Коваль Светлана Викторовна
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._hleb-_vsemu_golova_-_kopiya.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация                                                                                                          комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»                                                                                                                                Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                           “Детский сад № 125»                                                                                                                                  

             

 Проект на тему: «Хлеб – всему голова» для детей старшей группы

Срок реализации: 9 месяцев

Возраст детей: 5 – 6 лет

                                                                                     Авторы проекта: Коваль С. В.

                                             г. Калининград

                                                 2019 год

Участники проекта:

Воспитатели старшей группы

Дети старшей группы;

Родители воспитанников.

 Актуальность темы:

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

 

 Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили бережно относиться к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:                                                                                                         Образовательные:

- расширить знания у детей об истории хлеба, значении хлеба в жизни человека;                                                                                                                          - расширить представления о многообразии хлебных продуктов                                                 - знакомство с русскими народными традициями  и фольклором                                                   Развивающие:                                                                                                                        - показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;                                                     - развитие и стремление к самостоятельному познанию и размышлению                - выявить, какую пользу имеет хлеб для человека                                                                             - развитие умственных способностей и речи                                                         Воспитательные:                                                                                                                                - воспитывать духовно-нравственные качества, чувство уважения к труженикам села через знакомство с произведениями литературы и искусства;                          - воспитывать бережное отношение к хлебу.                                                                                    - содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

Формы работы: индивидуальные; групповые.

Методы: Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; эврестические; продуктивные

Вид проекта:

Интегрированный информационно – познавательный проект с элементами творческой деятельности с воспитанниками старшей группы Продолжительность проекта:                                                                долгосрочный (9 месяцев)                                                                                                       Сроки реализации: 2019 -2020 учебный год

Системная паутинка

Образовательная область

Задачи

Ценностные категории

Методы, формы

Социально-

Коммуникати-вное

обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми; развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость

 Семья  Литература Благодарность Великодушие Родина Патриотизм Добросердечие

Творческое задание; Образовательные ситуации «Беседа-опрос по теме «Как в семье относятся к хлебу» Взаимодействие с родителями:               доброжелательность экскурсии

Познавательное

развитие

способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора; развивать умение включаться в коллективную работу, обсуждать её ход, договариваться о совместных продуктивных действиях; представлять совместные результаты познания; систематизировать и совершенствовать знания о произведениях литературы; развивать память, мышление, воображение.

   

            Любознательность Сотрудничество     Наблюдательность Активность Самостоятельность                        Инициативность Образ родины Благочестие

                                                                 

Рассматривание картин, чтение рассказов, сказок,стихов, пословиц, поговорок, загадок                     Экскурсия на Хлебозавод            Взаимодействие с родителями: Консультация Беседы

Речевое развитие

развивать связную монологическую, диалоговую речь;   интонационную выразительность; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труженикам села

Красота родного слова       Доброжелатель- ность           Культура общения Творчество Родина

                           

Наглядный материал Чтение художественной литературы                            Беседа – обсуждение по картинам Разучивание стихов, пословиц, поговорок Взаимодействие с родителями: Консультации         Беседы

Художественно- эстетическое развитие

развитие художественно-продуктивной деятельности; развитие детского творчества; приобщение к искусству;

Книжная культура Искусство Труд Усидчивость Терпение                  Родная культура

Художественное творчество Коллективные и индивидуальные работы              Совместные работы 2-3 детей         Тематические занятия Дидактические игры Развлечения Взаимодействие с родителями: Консультации, беседы                      Конкурсы работ родителей и воспитанников Выставки детских работ для родителей

Физическое развитие

формирование навыков безопасного поведения;   развитие умения ориентироваться в пространстве; создание условий для положительного эмоционального настроения

Командное взаимодействие Активность Здоровье

Дыхательная гимнастика Психогимнастика Физминутки Игровые упражнения, задания Взаимодействие с родителями: Консультации

Планируемый результат:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Этапы реализации проекта

1  Подготовительный этап

1. Определение проблемы, постановка цели и задач                                                                                  2. Составление перспективного плана мероприятий                                                                3.Определение методов работы                                                                                          4.Подбор иллюстраций, литературы                                                                                     5.Подбор материала, оборудования для продуктивной деятельности                                                    6. Подбор материала, атрибутов для театральной и игровой деятельности   Основной этап:                                                                                                  1. Планирование образовательной деятельности, экскурсии, бесед с детьми по выбранной теме.                                                                                                             2. Совместная работа с родителями, направленная на знакомство с проектной деятельностью                                                                                                          Заключительный этап:                                                                                         1. Подготовка и проведение итоговой викторины «Как к нам хлеб пришел?»                                                                 2. Изготовление альбома

План реализации проекта

мероприятия

цели

сроки

                                        1 этап – концептуальный

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности

формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

сентябрь

                                          2 этап – подготовительный

1. Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников                                  2. Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме

Повышение знаний педагогов

Создать условия для реализации проекта

                                           2 этап – внедренческий

-рассматривание колосков ржи                                                                           - сравнение семян ржи и пшеницы                                                - посадка семян ржи и дальнейшее наблюдение за их ростом                                     - рисование поля с колосками                                                     – чтение Нияра Самкова. «О хлебе»;                           -  знакомство с картиной Васнецова «На пашне. Весна»                                                                            - проговаривание скороговорок о хлебе                  

Дать знания о том, что рожь и пшеница растут колосьями, семя – зерно, цвет – желтый; отличаются разной формой зерен (пшеницы – округлой формы, ржи – продолговатой), усики у ржи длиннее, чем у пшеницы.

Сентябрь

- рассказ воспитателя о том, как выращивали хлеб в старину                                                                        - знакомство с сельскохозяйственной техникой                                     - рассматривание иллюстраций «Трактор пашет землю», «Трактор баранует землю»                                                                         - знакомство с профессией -  агроном                                          - чтение Токмакова «Что такое хлеб»                                     - загадывание загадок о хлебе

Дать знания о том, как выращивали хлеб в старину                          Познакомить с сельскохозяйственной техникой – трактором, комбайном, машиной-сеялкой                         Познакомить с профессией агроном, его обязанностями (руководит посадкой и сбором сельскохозяйственных растений, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями и болезнями)

     октябрь

- рассказывание с показом иллюстраций «Как сеют хлеб»                                          - знакомство с репродукцией картины И.И. Шишкина «Рожь»                                                 - приметы о хлебе                               - просмотр  диафильма «От  зерна до каравая»                                           - драматизация по русской народной  сказке «Колосок»                                                                    

Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве

ноябрь

- рассматривание иллюстраций: «Сбор урожая Хлеба»                                         - знакомство с профессией комбайнер                                           - беседа «Что такое элеватор?»                                        заучивание Аким. Хлеб                             -  знакомство с картиной художника Пластова «Жатва»                                                                            - заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Воспитывать интерес к профессиям, чувство благодарности и уважения к  людям сельскохозяйственного труда                                 Познакомить с творчеством художника Аркадия  Александровича Пластова; формировать умение анализировать произведение живописи, обобщать материал и делать выводы      Активизировать в речи слово –жатва (время уборки хлеба; жать, то есть срезать колоски

    декабрь

- беседа: «Что такое мельница?»                                                           - эксперимент. Получение из колосков муки                                   - беседа: «Какой бывает хлеб?»                               знакомство с профессией – мукомол                                                      - чтение. Ремизов. Хлебный голос                                                                                      - составление узоров и рисунков из круп

Дать знания о том, что мукомольная техника прошла большой путь развития от примитивных орудий первобытного человека до современных механизированных мукомольных мельниц (зернотерка и ступка, затем жернов, приводившие движения вручную ; с развитием техники использовали водяные колеса в водяных мельницах; в средние века строили ветряные мельницы                                         Рассказать о современном предприятии мукомольной промышленности

  январь

- знакомство с профессиями – пекарь, кондитер                                                   - рассматривание иллюстраций «В пекарне»                     - беседа: «Как приготовить тесто?»                                                 - лепка хлебобулочных изделий из соленого теста                                                - дидактическая игра «Из какой муки испекли хлеб?»                                                 - экскурсия на хлебозавод                              - сюжетно-ролевая игра «Кондитерский цех»                                 - чтение сказки «Легкий хлеб»

Повысить уровень познавательного развития.                    Пополнить знания детей о  профессиях пекарь и кондитер                             Углубить знания по организации работы кулинарного цеха пекарни                   Обобщить знания о хлебобулочных изделиях Воспитывать бережное отношение к хлебу

  февраль

- беседа: «Куда отправляют хлеб с хлебозавода?                           - сюжетно-ролевая игра «Магазин хлебобулочных изделий», «Кулинария», «Булочная»                                                          - дидактические игры: «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?» «А какой он хлеб?»                                - чтение. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»

Сформировать представления о ценности хлеба               Расширить представления о многообразии хлебобулочных изделий             Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

  Март

- беседа: «Как хлеб на стол пришел?»                                             - «Как испечь хлеб дома?» - дидактическая игра «Назови ласково» (булка-булочка, хлеб-хлебушек, кекс-кексик, пирог-пирожок)                                                - Беседа «Берегите,  Хлеб» - чтение. Шарыгина. Ломоть хлеба                                  – пальчиковые игры «Бублик», «Каша»

Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и его ценности       Учить связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствия в предложенной ситуации     Совершенствовать грамматический строй речи                                 Воспитывать бережное отношение к хлебу как главному продукту питания

  апрель

- Игра. ТРИЗ. «Что сначала, что потом?», «Пятиэкранка»                                                                                                                                   - чтение. Коганов. Хлеб-наше богатство                                    - НОД «Хлеб – всему голова»                              

Довести до сознания детей, что хлеб – итог большой работы многих людей; хлеб – главный продукт на столе, символ благополучия и достатка             Продолжать знакомить ребенка со способами установления причинно-следственных связей       Учить объяснять смысл пословиц о хлебе.

  Май

                                         3 этап - заключительный

- Подготовка и проведение итогового мероприятия                                      - Презентация для родителей и педагогов.

3. Анкетирование родителей

Подведение итогов проекта                                  

Обратная связь

    май

Условия реализации проекта:

1. Учебно-методические ресурсы проекта

— План работы;

— Список методической литературы;

— Сборники стихов;

— Репродукции картин.

2. Материально – технические ресурсы проекта.

— DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;

— Репродукции картин на бумажном и электронном носителе;

— Сборники стихов, рассказов, сказок, пословиц, загадок

3. Организация РППС

• Создание мини-выставки «Хлеб – всему голова»

• Пополнение библиотеки группы художественными произведениями по теме проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

Проект иследовательно-творческий : «Хлеб — всему голова»

Проект: «Хлеб — всему голова» Полное название проекта: «Хлеб - всему голова»Авторы проекта: Вокуева О.В. Дерябина С. А.Город, представивший проект: Нарьян – Мар Вид, тип проекта:...

Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"

Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...

Проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Проект на тему: "Хлеб- всему голова"

Проект для подготовительной группы...

Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!»       Актуальность опытаПрирода – это наш...

Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №33»  Краткосрочный проект на тему: «Хлеб-всему голова» в старшей гр...