Семинар «Формирование умений воспитателей ДОО проектировать и прогнозировать ППРС для познавательно-исследовательской деятельности в группах детского сада»
учебно-методический материал

Васёха Светлана Юрьевна

С данной презентацией я выступала на семинаре педагогов нашего ДОУ.

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;

- обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;

- формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_seminaru_popprs_po_pozn-issled._deyat.pptx1.06 МБ
Файл seminar-tekst.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 498 комбинированного вида » «Формирование умений воспитателей ДОО проектировать и прогнозировать ППРС для познавательно-исследовательской деятельности в группах детского сада» Воспитатель высшей кв. категории Васёха Светлана Юрьевна

Слайд 2

Предметно-пространственная развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей ; учет гендерного развития ребенка.

Слайд 3

Центры развития познавательно-исследовательской деятельности: • уголки для сюжетно-ролевых игр(больница, парикмахерская, кухня, магазин, аптека, почта и др ); • уголок ряжения (для театрализованных игр); • уголок уединения; • уголок экспериментирования; • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Слайд 4

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Слайд 5

Задачи исследовательской деятельности: Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать.

Слайд 6

Научно-исследовательский центр Лаборатория «Зайки - Знайки»

Слайд 10

Коллекционирование

Слайд 11

Моделирование

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар «Формирование умений воспитателей ДОО проектировать и прогнозировать ППРС для познавательно-исследовательской деятельности в группах детского сада»

Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования;

- обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;

- формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. 

 Развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • учет гендерного развития ребенка.

Для детей третьего года жизни образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.               

На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира игры. Необходимым становится удовлетворение потребности в познавательно-исследовательской деятельности, которая является основой формирования предпосылок учебной деятельности для перехода на новую, следующую ступень образования.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипуляторной деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия.  Ребенок щупает, пробует на вкус, рвет, разбирает игрушки. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления. Для познавательно-исследовательской деятельности детей в группах важны все уголки и центры развития.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для детей дошкольного возраста вся окружающая их среда является источником для познания и исследования. Основная цель воспитателя – познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному, действовать с предметами.

Центры развития познавательно-исследовательской деятельности:

  • уголки для сюжетно-ролевых игр(больница, парикмахерская, кухня, магазин, аптека, почта и др);
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • уголок уединения;
  • уголок экспериментирования;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
  • мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
  • тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

При  проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 

  • содержательно-насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Что может быть лучше, чем познание через исследование. В ходе экспериментов дети получают самые прочные знания, которые позволяют познать мир. А наличие соответствующей предметно – пространственной среды, позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы

Во всех возрастных группах,  начиная с первой младшей группы,  есть специально  созданные уголки, цель которых способствовать расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий.

Рассмотрим на примере нашего группового уголка экспериментирования, что должен содержать  уголок по познавательно-исследовательской деятельности. В прошлом году наш уголок экспериментирования занял первое место в конкурсе уголков в ДОУ.

Уголок экспериментирования "Зайки- Знайки"

Цель: практическое внедрение  детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:

  • формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
  • развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 6 зон:

1 зона – мини – лаборатория.

Живёт здесь Зайка- Знайка,

Наш друг и помогайка.

Он помогает знания добыть,

И на вопросы ответы получить.

Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

  • Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, спилы дерева, сухоцветы, и т.п.);
  • Утилизированный материал (проволока, пробки, нитки и др.);
  • Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
  • Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
  • Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
  • Специальная посуда (разнообразные  ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
  • Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
  • В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
  • «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды и др.);
  • «Невидимка – воздух» (трубочки, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
  • «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
  • "Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, погремушки, т.е. материалы для изучения свойств звука);
  • "Запах" (мешочки с лавандой, с мятой, с мелиссой, смородиной, укропом, базиликом, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
  • «Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

  • коллекция семян;
  • коллекция круп;
  • коллекция тканей;
  • коллекция ниток;
  • коллекция ракушек;
  • коллекция камней; 
  • коллекция бумаги;
  • альбом бабочек.

Модели:

  • календарь природы (времена года), время суток;
  • календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе.

2 зона - уголок природы

В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

Все комнатные растения в группе подписаны, чтобы дети могли прочитать названия. В туалетной комнате на столе находятся инструменты для ухода за растениями: лопатка и разрыхлители, кисточки, тряпочки, лейки, опрыскиватель.

Есть тематические картинки:

  • луговые цветы;
  • садовые цветы;
  • комнатные растения;
  • насекомые и др.

В уголке природы есть фартуки для дежурных и для проведения опытов. Живая природа это тоже объект исследования.

3 зона – наш методический центр.

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам. В центре есть правила работы с материалами, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети. В коридоре в уголке для родителей  размещены консультации по опытно-экспериментальной деятельности.

4 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать. Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

  • времена года;
  • деревья;
  • растительный мир, грибы;
  • природные явления;
  • насекомые;
  • птицы;
  • животные жарких стран;
  • домашние животные и птицы;
  • дикие животные;
  • животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,  добывать нужную информацию.

5 зона -  наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы и др.

  • О животных;
  • О растениях;
  • Времена года;
  • Ассоциации;
  • Зоологическое лото;
  • Домино  и др.

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

6 зона - «Огород на окне».

На окне  обустроен небольшой огород. Здесь живет друг Зайки- Знайки – Зайка- Огородник. С детьми мы посадили лук и герани.

Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом и условиями роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми знаниями познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность в процесс экспериментирования, мы способствуем развитию детских познавательных способностей. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый: умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить; взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы детского сада «Этот загадочный Космос»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Познавательно - исследовательский проект по экологии для детского сада. Подготовительная группа

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели)....

«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Познавательно-исследовательский проект «Птичья столовая» направлен на обогащение представления детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА о зимующих птицах, их образе жизни при сезонных изменения...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе детского сада "Снег-снежок"

Целью данного  проекта является обобщение и расширение знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста о неживой природе, а именно, о снеге....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узн...