Познавательно-исследовательский проект в средней группе детского сада "Снег-снежок"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Галактионова Наталья Марсовна

Целью данного  проекта является обобщение и расширение знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста о неживой природе, а именно, о снеге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

в средней   группе «Снег, снежок…»

                                             

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Вид проекта: познавательно-исследовательский
  2.  Продолжительность: месяц (декабрь)
  3. Участники проекта: дети средней группы
  4. Актуальность темы: гуляя с детьми на улице и рассматривая снежинки детей заинтересовал вопрос: «Из чего состоит снег? Что с ним происходит в природе?» Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах снега.
  5. Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге.
  6. Задачи проекта: - создать условия для познавательного интереса

        - познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах)

        - уточнить значение снега

      8.  Предполагаемый результат:

          - расширить и углубить знания детей о снеге, снежинках

          - закрепить и расширить представления детей о значении снега в неживой и живой природе

      9.  Продукт проектной деятельности: Выставка детских работ «Снежинки»

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

      1.Подборка методической литературы и художественного слова

2.Создание экспериментальной деятельности для опытов со снегом в группе

3.Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций, связанных с объектом неживой природы – снегом

4.Подбор подвижных и речевых игр

5.Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы

6.Подбор экспериментов со снегом

   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Раздел программы

Тема занятия

Программные задачи

  1. Ознакомление с окружающим миром

Что мы знаем о снеге?

Уточнить знания детей о снеге, его значении для всего живого; познакомить детей со свойствами снега (цвет, запах); развивать мышление, речь; активизировать детский словарь: лёгкий, серебристый, пушистый, резная.

  1. Художественная литература

Чтение стихотворений К. Бальмонта «Снежинка», И. Сурикова «Зима», Я.Аким «Первый снег», рассказа Н.Гуревой «Снег»

Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о снежинках; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову

Отгадывание загадок

Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений

  1. Изобразительная деятельность

Аппликация «Весёлые снежинки»

Закреплять умение детей вырезывать полоски шириной 0,5 см и длиной 5 см из белой бумаги и наклеивать крест- накрест; развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук

Рисование «Украсим варежку снежинками»

Продолжать учить детей пользоваться палитрой, кисточкой; учит изображать прямые, наклонные, волнообразные линии; закреплять знания о снежинках и их форме; развивать у детей фантазию и воображение

Лепка «Снежинки»

Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа  (изображение выступает над плоскостью фона); развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение; воспитывать аккуратность

  1. Знакомство с окружающим миром

Наблюдение в природе за первым снегом

Продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о снеге

Наблюдение за снежинками

Формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега

Наблюдение за снежинками через лупу

Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире

Игры и упражнения к проекту

Виды игр и упражнений

Название

Цели

Речевые упражнения

Я начну, а вы заканчивайте

Подбор качественных прилагательных и наречий

Поможем зиме

Подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинка»

Придумай слово

Подбор однокоренных слов

Речевое упражнение для коррекции зрения

Снежинка

Расслабление и укрепление глазных мышц, снятие зрительного напряжения

Дыхательное упражнение

Снежинки

Учить правильному дыханию

Подвижные и малоподвижные игры

Найди пару

Учить быстро бегать, не мешая друг другу; совершенствовать умение составлять пары снежинок по заданию; развитие внимания, наблюдательности

Снежинки и ветер

Совершенствовать умение действовать по сигналу

Мы снежинки, мы пушинки

Имитировать движения снежинок

Пальчиковая гимнастика

«Снежок», «Снегопад»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

  1. Итоговое занятие по теме ««Снег, снежок»

Закрепить знания детей о снежинках, об их строении; о свойствах снега

  1. Организация выставки детских работ «Такие разные снежинки»

Раскрытие творческого потенциала детей

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет,- Волгоград, Учитель – 2006г.
  2. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/ авт. – сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Уланова А.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет/ А.А. Уланова, С.О. Иордан. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство – Пресс, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Опыты к проекту

Опыт «Таяние снега»

Цель: Знакомство со свойствами снега

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в тёплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Опыт «Рассматривание снежинки»

Цель: Знакомство со строением снежинки, со свойствами снега

Ход опыта: Рассмотрите снежинки на тёмных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду. Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет.

Вывод: Одинаковых снежинок не существует. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Игры и упражнения к проекту

Подвижная игра «Найди пару»

Цель: Учить быстро бегать, не мешая друг другу; находить одинаковые пары снежинок

Ход игры: Воспитатель раздаёт картинки с парными снежинками по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по форме снежинки и берутся за руки.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель: Развитие двигательных навыков

Ход игры: Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Когда воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!», дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

Цель: Учить правильному дыханию

Ход упражнения: Воспитатель даёт детям кусочки ваты и говорит: «Это у нас снежинка. Посмотрите, как она летает (кладёт ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуйте и вы также подуть на снежинку».

Выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным; вдох спокойным, через нос.

Речевое упражнение для коррекции зрения «Снежинка»

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли (дети берут снежинку в руку, вытягивают её вперёд и фокусируют на ней свой взгляд)

Снежинки вправо полетели.

Дети вправо посмотрели (по тексту).

Вот снежинки полетели.

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

Вперёд, назад, кругом и вниз

И на землю улеглись (дети закрывают глаза).

Речевые упражнения

  1. « Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте:

Снежинка маленькая, а льдинка ещё…( меньше)

Облако белое, а снежинка ещё…( белее)

Одеяло пушистое, а снежинка ещё…( пушистее)

Пёрышко лёгкое, а снежинка ещё…( легче)»

  1. « Поможем зиме»

Снежинки -  какие? (блестящие, серебристые, лёгкие, резные…)

Снежинки – что делают? (падают, кружатся, сверкают, танцуют, тают, порхают…)

  1. « Придумай слово»

Снег падает. Это…( снегопад)

По снегу ходит. Что?..( снегоход)

Снег убирает машина. Какая?..(снегоуборочная)

Белый, как снег. Какой?.. ( белоснежный)

Загадки к проекту

  1. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают.

  1. Нахмурилось небо (наверно, не в духе!).

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже не тают.

  1. Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке.

  1. Из-под облачных высот

Быстрый ветер их несёт.

Мчат, друг дружку обгоняя,

Как одна большая стая.

  1. Вот так загадка! Глянешь – летает,

На нас присядет – сразу растает.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладони)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе )
Очень гладкий, (гладят одной ладонью другу )
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок )
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок )
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок )
И... сломаем. (Топают )

Пальчиковая гимнастика « Снегопад»

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки )
Над деревьями кружит и над колокольней.
( Руки вверх )
Каждый дом и каждый куст греют, одевают
( Показывают крышу дома )
Снеговая шубка и шапка снеговая. 
( Показывают шубку и шапку )
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,
( Показывают, как падает снег)
Укрывая белый свет белым одеялом,
( Поглаживают одну ладонь другой) 
Чтобы слева, впереди, позади и справа 
( Показывают направления) 
Сладко спали до весны дерева и травы.
( Показывают, как спят) 
Это сколько ж наметет снега за ночь-то! 
( Руки у щек, покачивают головой) 
Это как же полетят с горки саночки!
( Левой ладонью проводят сверху вниз по правой руке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы через организацию детского экспериментирования

Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста. Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"

Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2.  На тему: «Я буду добрым врачом»...

Проект познавательно – исследовательской деятельности «Снег» в средней группе.

Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе – о снеге....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект Познавательно-исследовательский «Воздух-невидимка» в средней группе

Тип  проекта: Познавательно-исследовательский.Вид проекта: ГрупповойСрок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).Состав проектной группы: воспитатели Копцева Н.В., Пугачева Е.В., воспитанник...