Главные вкладки

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"
    проект по окружающему миру (средняя группа)

    Редкозубова Людмила Сергеевна
    Тема проекта: «Дети против мусора»
     
    Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный.
     
    Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна.
     
    Участники проекта: дети средней группы, их родители,  родители всех возрастных групп детского сада, воспитатели группы, сотрудники детского сада, дети детского сада № 8 и их родители.
     
    Срок реализации: 2 месяца.
     
    Цель проекта: формирование экологической культуры и социальной ответственности перед окружающей средой у детей и взрослых.
     
    Гипотеза: если  бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
     
    Проблема: Дети часто задают вопросы:
    Откуда берется мусор? 
    Куда отвозят мусор?
    Что будет если мусор не убирать?
    Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?
    Из чего сделан мусор? 
    Чтобы ответить на эти  вопросы и попытаться решить  «мусорную проблему», был разработан проект «Дети  против мусора». 
    Задачи проекта: 
    Формирование представлений детей об источниках возникновения мусора, о специально организованных местах сбора мусора.
    Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
    Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека.
    Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
    Развитие потребности соблюдения чистоты на  природе во время отдыха, на улицах, дома, в детском саду.
    Воспитание  социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.
     
    Актуальность.
    Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
     В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т. е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. 
    Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно – это мусор. Брошенные на улицах окурки, обёртки, банки и бутылки, отходы вокруг контейнеров и по над дорогой, стихийные свалки в местах отдыхах стали, к сожалению, неотъемлемой частью нашего окружения. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем не сложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Чтобы наши улицы и парки были чистыми, ребёнку с раннего детства нужно не только знать определённые правила, но и понимать, для чего и почему они появились. Поэтому немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.
     
    Ожидаемые результаты:
     - у детей сформируются представления  об источниках возникновения мусора, о специально организованных местах сбора мусора;
    - дети познакомятся с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, в том числе и опасных;
    - сформируются представления об использовании бросового материала для поделок; 
    - у детей возникнет потребность  в соблюдении чистоты на природе во время отдыха, на улицах,  дома и в детском саду.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_na_konkurs_1_-_kopiya.docx178.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Краснодарский край

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №6 муниципального образования Щербиновский район

    ст. Старощербиновская

                                                Автор проекта: воспитатель  

                                            Редкозубова Людмила Сергеевна

    ст. Старощербиновская

    Тема проекта: «Дети против мусора»

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный.

    Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна.

    Участники проекта: дети средней группы, их родители,  родители всех возрастных групп детского сада, воспитатели группы, сотрудники детского сада, дети детского сада № 8 и их родители.

    Срок реализации: 2 месяца.

    Цель проекта: формирование экологической культуры и социальной ответственности перед окружающей средой у детей и взрослых.

    Гипотеза: если  бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей  среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

    Проблема: Дети часто задают вопросы:

    • Откуда берется мусор?
    • Куда отвозят мусор?
    • Что будет если мусор не убирать?
    • Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?
    • Из чего сделан мусор?

    Чтобы ответить на эти  вопросы и попытаться решить  «мусорную проблему», был разработан проект «Дети  против мусора»

    Задачи проекта: 

    • Формирование представлений детей об источниках возникновения мусора, о специально организованных местах сбора мусора.
    • Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
    • Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека.
    • Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
    • Развитие потребности соблюдения чистоты на  природе во время отдыха, на улицах, дома, в детском саду.
    • Воспитание  социальной активности, экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру.

    Актуальность.

    Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

     В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте, с окружающей природой. В народе существовали неписаные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т. е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца.

    Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно – это мусор. Брошенные на улицах окурки, обёртки, банки и бутылки, отходы вокруг контейнеров и по над дорогой, стихийные свалки в местах отдыхах стали, к сожалению, неотъемлемой частью нашего окружения. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем не сложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Чтобы наши улицы и парки были чистыми, ребёнку с раннего детства нужно не только знать определённые правила, но и понимать, для чего и почему они появились. Поэтому немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как ведут себя и поступают их родители - развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, в рассказах наших детей нет и мысли о том, чтобы после пикника взрослые и дети убрали за собой мусор.

    Ожидаемые результаты:

     - у детей сформируются представления  об источниках возникновения мусора, о специально организованных местах сбора мусора;

    - дети познакомятся с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, в том числе и опасных;

    - сформируются представления об использовании бросового материала для поделок;

    - у детей возникнет потребность  в соблюдении чистоты на природе во время отдыха, на улицах,  дома и в детском саду.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап – 1 неделя:

    1. Выбор темы.
    2. Разработка структуры, этапов и содержания этапов проекта.
    3. Анкетирование родителей с целью определения у родителей уровня экологической культуры и социальной ответственности перед окружающей средой у детей и взрослых.
    4. Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала, информации в сети Интернет.

    Основной этап (практический) – 5 недель:

    • Анкетирование родителей (приложение 1).
    • Наблюдения и экологические экскурсии вблизи детского сада и за пределами с родителями.
    • Показ презентаций, слайд шоу, обучающих мультфильмов и видео;
    • Познавательное чтение;
    • Чтение экологических сказок, стихотворений;
    • Лаборатория (опыты и эксперименты);
    • Экологические, дидактические игры;
    • Проведение акции «Батарейки, сдавайтесь!», «Сдай макулатуру, спаси дерево!»
    • Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей»

    1. Беседа по вопросам:

    • «Что такое мусор?»

    Мы выяснили, что мусор - это остатки пищи, бытовые отходы (стеклянные и пластиковые бутылки, бумажные и пластиковые упаковки, использованные полиэтиленовые пакеты), это то, что потеряло свои потребительские свойства (старая одежда и обувь, старые книги и тетради и т.п.), то, что нам не нужно (использованные батарейки, лампочки, сломанная бытовая техника, игрушки).

    • «Какой он бывает?»

    В ходе беседы мы выяснили, что мусор бывает бумажный, пластиковый, стеклянный, металлический и его можно повторно переработать и получить новые банки, бутылки, коробки и т.п. Но и бывает мусор, который нельзя переработать и из него получить что новое. Это пищевые отходы. Но их можно скормить домашним животным. Бывает мусор, который при закапывании в землю отравляет жизнь растениям, животным и человеку. К такому мусору относят батарейки разного вида, лампочки, градусники, аккумуляторы. Такой мусор нельзя выбрасывать в мусорное ведро, его нужно сдавать в специальный пункт приема для дальнейшей безопасной утилизации.

    • «Откуда берется мусор?»

    Мы выяснили, что производит мусор сам человек. Он приобретает в магазине разные продукты и товары, которые в итоге становятся по истечению времени мусором.

    На первом месте в списке популярности идёт упаковка (пластиковые поддоны, пищевая плёнка, пакеты, пластиковые бутылки, коробки и прочее-прочее. Затем идет бумага (книги, журналы, газеты, рекламные брошюры), стекло (бутылки, банки) и металлический мусор (консервные и алюминиевые банки).

    • «Куда надо выбрасывать мусор?»

    C:\Users\Xakep\Desktop\ПРОЕКТ ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА\картинки дети собирают мусор\00289f-00e.jpg

    • «Куда девается мусор ?»

    Из личного опыта детей мы выяснили, что мусор они выбрасывают в мусорное ведро, а потом родители выносят в мусорный бак. Затем спустя время приезжает мусоровоз и увозит мусор, а куда он вывозит мусор, они не знают.

    С помощью схемы я познакомила детей «Куда девается мусор из нашего дома».

    И познакомила еще с правильным решением  (как делают в других странах ) вывоза и утилизации мусора.

    1. Мусор сортируется (на пластик, бумагу, стекло, металл и опасные отходы).

    2. Мусор вывозит мусоровоз на место сортировки.

    3. Люди вручную сортируют мусор.

    4. Мусор прессуется в тюки.

    5. Тюки отвозят на завод по переработке мусора.

    6. На заводе изготавливают новые предметы (бутылки, коробки, туалетную бумагу.

    • «Что с мусором надо делать?»

    Дети предлагали сжигать мусор, вывозить на свалку, закапывать в землю (видимо поступать так, как поступают их родители с накопившимся мусором). Я рассказала детям, что мусор при сжигании выделяет ядовитые вещества, при закапывании в землю, мусор

    может лежать в земле очень долго (годами и веками), вывозить на свалку тоже не очень хорошо.

    Я детям рассказала, что существуют в нашей станице цветные мусорные баки, но пока их мало, но все же люди ими пользуются, разделяют мусор (сортируют). В отдельный контейнер для пластика приносят пластиковые бутылки и упаковки.

    Поэтому самым эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора, для каждого из перечисленных видов отходов существуют специальные, отдельные контейнеры.

    •  «Как помочь планете?»

    1. Выбрасывать мусор в мусорное ведро, урну, мусорный контейнер.

    2. Сортировать мусор.

    3. Не выбрасывать опасный мусор (лампочки, батарейки, градусники), а сдавать в специальные пункты приема.

    4. На отдыхе после себя собирать мусор в мусорный пакет и по приезду домой отнести его в контейнер.

    5. Не выбрасывать книги, одежду, обувь, а отдать другим.

    6. Экономно использовать бумагу.

    7. По возможности не покупать полиэтиленовые пакеты.

    После мы отправились по территории группы и детского сада с целью найти места, где мы можем выбросить мусор.

    Виртуально посетили свалку, которая находиться на территории нашего района, которая произвела на ребят тревожное неизгладимое впечатление.

    Поэтому самым эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора, для каждого из перечисленных видов отходов существуют специальные, отдельные контейнеры. Дети рассказывали, что возле их дома тоже есть мусорные контейнеры. Они туда относят пакеты с мусором, а потом приезжает мусоровоз и забирает мусор.  

    В один прекрасный день мы отправились по территории группы и детского сада с целью найти места, где мы можем выбросить мусор.

    Это были групповой контейнер для мусора, урна для мусора на улице и мусорный контейнер для детского сада.

    Затем мы прошли по территории детского сада, собрали мусор из разных

    материалов, рассортировали его. 

    Через экспериментально-исследовательскую деятельность изучили свойства и качества материалов: стекло, пластик, металл, бумага.

     

    Проведение длительного эксперимента:

    «Мусор в земле».

    В землю закопать предметы из пластика, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (огрызок яблока). Обозначить место захоронения.

    Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

    Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

    В ходе реализации проекта  на литературных примерах учились понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе; активизировать и обогащать словарь.

    Список художественной литературы, мультфильмов и обучающих презентаций и видео.

    • Н.А.Рыжова «Как  люди  речку  обидели», «Уважай  чужой  труд».
    • Дина Майорова  «Серая  Шапочка и  Красный   Волк»
    • Андрей Усачёв «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!»      
    • Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»
    • Сказка «Про Хламище-Окаянище»

    • Стихи об экологических знаках

    • Заучивание  клятвы «Защитника природы»: «Мы природу защитим

                                                       И в обиду не дадим,

                                                       Будем мы её беречь

                                                            И от мусора стеречь!»

    Презентации и мультфильмы:

    «Детям о мусоре»

    «Куда девать мусор?»

    «Правила поведения на природе»

    Обучающие мультфильмы:

    «Мальчик и Земля»

    «История про мусор»

    Почемучка Бибигон «Как делают бумагу?»

    Обучающий мультфильм «Давайте разделять мусор»

    «Зачем сортировать мусор и какие материалы подходят для вторичной  переработки»

    «По – детски о раздельном сборе мусора»

    «Как перерабатывают на заводах по переработке  пластика, бумаги, стекла и металла?»,

    «10 вещей, которые никогда нельзя бросать в мусор» (видео из Ютуб)

    «Фиксики и свалка»

    «Фиксики : Бумага» 

    В ходе бесед и просмотра презентаций, иллюстраций дети  знакомились с правилами поведения в природе (в парке, в лесу, на берегу водоемов, во время пикника, походов и т.п.).

    А обучающие игры и ситуации давали возможность их закрепить.

    В ходе бесед и дидактических игр на тему «Мусор надо разделять» дети узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты. А некоторый мусор необходимо отдельно утилизировать, чтобы не нанести вред окружающей среде.

    В связи с чем, в детском саду была проведена акция «Батарейки-сдавайтесь!» по сбору отработанных батареек. На главном входе мы с детьми разместили информацию об акции и о том, зачем нужно сдавать батарейки и какую пользу мы принесем природе, нашей планете, если не выбросим батарейку в мусорный бак. В акции приняли участие не только родители нашей группы, но и родители других групп детского сада и их сотрудники. В последствие, все батарейки будут отвезены в специальные пункты приема отработанных батареек. Затем мы с этой акцией посетили соседний детский сад №8. Дети рассказали о пользе и вреде батареек, зачем сдавать батарейки и почему их нельзя выбрасывать  в мусорное ведро, раздали агитационные листы и попросили принять участие  в акции «Батарейки, сдавайтесь!».

    Вот уже как два года наши родители и дети принимают участие в акции по сбору макулатуру.

    Заключительный этап – 1 неделя

    1. Продукт нашего проекта коллаж

    «Дети против мусора»

    C:\Users\Xakep\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1876.jpg

    2. Дидактическая игра

    «Сортировка мусора»

            3. Выставка поделок

    «Вторая жизнь ненужных вещей»

    4. Творческая мастерская

     5. Изготовление брошюры для родителей с целью повышения

    экологической и социальной грамоты.

    Перспективы развития проекта:

    - представить проект на педагогическом совете, поделиться с коллегами разработкой и участие в конкурсе «Я-исследователь».

    Интерактивные ресурсы

    «Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws

    "Спроси у Альберта", серия "Мусор и отходы как бумеранг" https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic

    «Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

    «Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»

    https://www.youtube.com/watch?v=bS4Wxc_RThI

    «Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U

    «Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE

    «Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U

    Почемучка Бибигон «Как делают бумагу?» обучающий мультфильм

    https://rutube.ru/video/116b6d9855af1b09464af8e37939e866/?ref=logo&bmstart=113


     Приложение 1

    Анкета для родителей.

    1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?_________________________________
    3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)__________________________________________________________________
    4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы? _____________________________________________________________________
    6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?_________________
    7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
    8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?_____
    9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?____________
    10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?___________________________
    11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?_________________________________________________________________
    12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашей станице?________________________________

    Ваши предложения по утилизации отходов в нашей станице.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по образовательной области «Познание» Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. (средняя группа от 4 до 5 лет)

           Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:сенсорное ...

    Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

    Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

    Сценарий экологического мероприятия в старшей группе "Дети против мусора"

    Экологическое мероприятие в старшей группе "Дети против мусора" способствует  формированию у детей  бережного отношения к окружающей среде и воспитанию потребности проявления экологиче...

    НОД в средней группе "Дети против мусора"

    Тема: «Дети против мусора»Возраст: средний дошкольный возраст (4-5 лет)Форма проведения: Интегрированное занятие.Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.Задачи: форм...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «В мире пластмассы».

    Форма организации: экспериментирование.Тема: «В мире пластмассы».Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....