План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группы "Ледяные забавы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в средняя группа
«Ледяные забавы»
Подготовила воспитатель
Рудкина Любовь Евгеньевна
Без категории
МАДОУ ЦРР-«Детский сад №34 «Золотой ключик»
Северодвинск.
2012.
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.
Задачи: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда(тает, замерзает, принимает определенную форму).
Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).
Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.
Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной. Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации времена года. Музыка «Зимний вальс» из интернета.
Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.
Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
- ч. Организационный момент.
Заинтересовать детей в игровой форме, внести на подносе большой кусок льда.
В: Ребята, что у мня в руках?
Д: Лед.
В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?
Д: Да, хотим.
- Подготовительная.
В: Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Росса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень.(дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).
- А какое сейчас время года?
Д: Зима.
В: Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. (Г.Ладонщиков)
- О каком сыне Матушки-Водицы говориться в этом стихотворении?
Д: О льде.
В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы всего сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Вход в лабораторию по специальным билетам. Открывайте глаза. Вот пригласительные билеты. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядите (на столах разноцветные снежинки).
Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.
- ч. Основная.
В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?
Д: Лед холодный, мокрый, скользкий.
В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?
Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.
В: На ваших столах лежит интересные кусочки льда, внутри них что то заморожено. Ребята, лед прозрачный или нет?
Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.
В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед?
Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.
В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.
В: 1, 2, 3, 4, 5 –
Выходите поиграть.
Физминутка.
Будем строить снежный дом -толчкообразными движения вперед руками.
Ком за комам мы кладем - имитируем лепку снежков.
Выше, выше - - встать на носки и подняться.
Вот и крыша -«Домик» руками над головой.
Мы польем его водой… - Наклон вперед , плавные движения руками.
Дом наш станет - плавно поднять руки вверх.
Ледяной! - резко бросить руки вниз.
В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?
Д: Воду.
В: А что произошло со льдом?
Д: Лед растаял.
В: Почему растаял лед?
Д: Лед занесли в тепло.
В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он…
Д: Он начинает таять и превращаться в воду.
В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок.
И так мы с вами сделали еще одно открытие.
В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого нужно сделать?
Д: Воду нужно заморозить.
(Внести две баночки: со льдом и с водой).
В: Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете он прозрачнее воды? Чтобы ответить на этот вопрос, поставим за обе баночки картинки, сравните.
Д: Лед менее прозрачен, чем вода.
В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете вы есть лед?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Он грязный и можно заболеть.
В: Хорошо. Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?
Д: Пораниться.
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый. Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).
- Возьмите кисточку, обмокните в краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.
Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, что лед?
Д: Лед твердый, холодный, менее прозрачнее, чем вода. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке на тему "Грибочки для белочки" с детьми средней группы.
Итоговая интегрированная НОД (ознакомление с окружающим миром+ художественное творчество) на тему:«Грибочки для белочки» с детьми средней группы. Интеграция образовательных областей: ...
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы.Форма организации: экспериментирование....
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «В мире пластмассы».
Форма организации: экспериментирование.Тема: «В мире пластмассы».Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема. Дикие животные лесов Сибири.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы.Тема. Дикие животные лесов Сибири.Цель. Систематизация представлений о диких животных лесов Сибири у детей ...