Проект по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста «Мы познаем мир»
проект

Марланд Светлана Владимировна

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.  Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по сенсорному развитию

с детьми второй группы раннего возраста

«Мы познаем мир»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание влияет:

• Умственное развитие;

• Эмоции;

• Развитие самостоятельности;

• Развитие отношения к окружающему.

Формирование сенсорных эталонов:

• Цвет

• Форма

• Величина

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

• Развивать познавательные процессы;

• Развивать мелкую моторику.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Задачи проекта:

1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей второй группы раннего возраста .

Тип проекта - познавательный, исследовательский,  творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – краткосрочный (с апреля 2018г по май 2018 г)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Участники проекта:  воспитатель, дети второй группы раннего возраста, родители.

Предполагаемые результаты:

• Разработка системы сенсорного развития детей второй группы раннего возраста;

• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

• Группировать предметы по заданному признаку;

• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Этапы реализации проекта:

I этап.

Организационно – информационный:

Изучение научной и методической литературы;

Проведение педагогической диагностики;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;  

Выявление компетентности родителей  и вовлечение их в процесс реализации проекта.

II этап.

 Практический:

Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;  

Различные формы работы с детьми;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта.

III Этап:  Заключительный

Подведение итогов, проведение диагностики детей;

Заключительное мероприятие в рамках проекта

Приложение 1.

Занятие 1. «Соберем бусы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: пластмассовые бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: 

Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!

«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь! »

Занятие 2. «Большой, поменьше, маленький».

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.

Занятие 3. «Воздушные шары».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «желтый», «зеленый», «синий»; учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: Выкладывать на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.

Ход занятия:

Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.

Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.

        Приложение 2.

Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей второй группы раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков. 

        Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи. 

        Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

        

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Яйский детский сад «Кораблик»

Проект по сенсорному развитию

с детьми второй группы раннего возраста

«Мы познаем мир»

Воспитатели:

Ионина Н.Л.

Марланд С.В

2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию для детей второй группы раннего возраста

Картотека игр по сенсорному развитиюдля детей второй группы раннего возраста...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «Снесла курочка яичко».

Мокосеева Лилия Анатольевнавоспитатель высшей квалификационной категорииМБДОУ«Теремок» Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:«Снесла ку...

Конспект развлечения по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста "Мишка в гости к нам пришел"

Вводная часть.Сюрпризный момент.(Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?(На стульчике сидит игровой ...

«Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»

laquo;Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста в процессе предметно – игровой деятельности»Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование ...

Проект по сенсорному развитию с детьми в группе раннего возраста «МЫ ПОЗНАЁМ МИР»

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит о...

Доклад к педсовету "Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста через дидактические игры"

Годовой отчет по теме самообразования "Сенсорное развитие детей во второй группе раннего возраста через дидактические игры"...