"Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"
консультация

Воронина Елена Алексеевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_dlya_rebenka.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания

и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим

вырастить нравственно здоровое поколение,

то должны решать эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность»

В. А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, что невозможно без «открытости» ДОУ.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Организация взаимодействия педагогов и родителей отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию основной воспитательно - образовательной микросреды - единого образовательного пространства развития ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил: педагоги – дети – родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Традиционные формы организации общения педагогов и родителей

Коллективные формы

1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

2. Конференции.

3. Круглые столы.

4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы

1. Педагогические беседы с родителями.

2. Тематические консультации (проводятся специалистами). 3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей.

4. Посещение семьи ребенка.

 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно - информационные формы

1. Записи бесед с детьми.

2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий.

3. Фотографии.

4. Выставки детских работ.

5. Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.

Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.

Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно -аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно -информационные : информационно -ознакомительные; информационно -просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини библиотек, мини-музеев

Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества:

 – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

– учет индивидуальности ребенка;

– родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;

 – укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

 – возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

Основные принципы работы в рамках новых форм сотрудничества:

– открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть, как живет и развивается ребенок);

 – сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Список используемой литературы:

1. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом»/авт.-сост. Сертакова Н.М. – Волгоград: пособие издательства «Учитель», с.10, с.25-40.

2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26.

4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

5. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.

6. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83. 7. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №9. – С. 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи по благоустройству и озеленению территории детского сада

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника. Летом дети проводят на участке больше времени. [[{"type":"media",...

Доклад для педагогов ДОУ "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

За  тысячелетнюю  историю  человечества  сложились  две  ветви  воспитания  подрастающего  поколения:  семейное  и  общественное.  Кажд...

Консультация для педагогов "Тематический портфельчик как инновационная форма взаимодействия ДОО и семьи"

Обмен опытом по использованию современных форм взаимодействия с родителями - тематический портфельчик....

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. "Папки - эстафеты".

Формирование у детей социальной компетентности –одна из важных задач работы с дошкольниками. Компетентность – это качество личности, обладающей определенными знаниями в какой- либо области. Задача пед...

Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном  учреждении, необходимых дл...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...