ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Умелые пальчики»
проект (младшая группа)

Игнатьева Лариса Валериановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 166 «Цветик - семицветик» города Чебоксары
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Умелые пальчики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Игнатьева Л.В.


Содержание

1.Паспорт проекта……………………………………………………………….3

2.Актуальность(проблема)……………………………………………………...5

3.Анализ внешней и внутренней среды……………………………………….9

4.Цели и задачи проекта……………………………………………………….10

5.Участники и их роль в реализации проекта…………………………..........10

7.Механизм реализации проекта……………………………………………....11

8.План реализации проекта…………………………………………………....14

9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………....15

10.Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………… 15

Список литературы…………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Паспорт пректа

Творческое название

«Умелые пальчики»

 

 

Тема проекта

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в условиях ДОУ

Автор проекта

Игнатьева Лариса Валериановна

Место реализации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №166 Цветик - семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики

Актуальность

    ( проблема)

У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук: они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц. Какие игровые технологии будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста?

 

Цель проекта

Развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий.

Задачи проекта

1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.

2.Разработать комплекс мероприятий по развитию мелкой моторики рук.

3.Сформулировать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

4.Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта

долгосрочный

Участники проекта

- воспитанники группы ;

- воспитатели группы;

-родители (законные представители), бабушки и дедушки детей

Ожидаемые результаты

1.  Предметно – развивающая среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки (игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами).

3.Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым играм.

4.Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики  рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении  игр.

 

 

 

 

2.Актуальность(проблема)

 

   Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

   Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной. Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.

   Главная цель, которую я поставила перед собой – развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий.

   Описанные мною методы и приемы помогут в решении данной проблемы и достижении поставленной мною цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ внешней и внутренней среды

Анализ внешней среды

Нормативные документы (федерального и регионального значения)

1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).

2. Указ Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25 «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (с изм. от 21.12.2011 г. № 125).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

Благоприятные

Неблагоприятные

 

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка»;

Законом РФ «Об Образовании». Конституцией РФ,

«ФедеральнымиГосударственными Образовательными Стандартами»;

Перечень необходимых программ технологий, методических пособий на базе программы «Отрождения до школы»;

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

Право на получение основного образования на родном языке. Закон «О языках в Чувашской Республике».

-Социальная незащищенность населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

-Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретений игр и пособий.

- Недостаточность социально-экономической среды и состоянием материально-технической базы.

- низкий уровень заработной платы и связанный с ней невысокий социальный статус работников детского сада,

-недостаток средств на обеспечение нормального питания детей, рост заболеваемости и многое другое.

Выводы

-Авторы программы «От рождения до школы» основывались наважнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том,что правильное организованное обучение «ведет» за собой развитие.Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В.Давыдов).

 

-Несформированны навыки игры.

-Неумение общаться взрослого с ребенком.

-Незнание нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.

-Все это ведет к низкому уровня развития связной речи и мелкой моторики рук.

Чаще всего это происходят но причине загруженности родителей и вне внимательном отношении к речи ребенка.

 

 

 

 

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166 «Цветик- семицветик» города Чебоксары – столицы Чувашской  Республики расположено по адресу : г.Чебоксары, ул.Ленинского Комсомола д. 78 г. В деском саду функционируют 14 групп.

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется в соответствии с рабочей программой по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик- семицветик» города Чебоксары, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155,зарегестрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384 ) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию протокол от 20 мая 2015 года № 2\15).

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной образовательной программы «От рождения до школы» \ под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой – М,: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016, разработанной в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного обрахзования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155,зарегестрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384) и ряда парциальных программ.

Реализация национально – региональных особенностей образовательного процесса :

-Программа художественно – творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно –прикладного искусства \ Сост. Л.Г.Васильева – Чебоксары,1994;

В группу раннего возраста № 1 « Колокольчик» посещают 24 ребенка.

Сильные стороны

Слабые стороны

 

-Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасные, здоровьесберегающие, эстетически привлекательные и развивающие;

-Оснащение сенсорного уголка в ДОУ постоянно пополняется;

-Овладение педагогами новыми образовательными технологиями по обучению детей мелкой моторики

-Посещение занятий педагогов; -Функционирование семинаров, практикумов;

-Наличие библиотеки методической и художественной литературы:

наличие наглядно-дидактических пособий;

-Разрабатываются материалы по работе с родителями( анкеты, тесты);

-Участие родителей на семинарах по теме: "Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики" ;

-Организуются выставки детских рисунков.

 

 

-Низкий уровень здоровья детей;

-Гиперактивность детей, зависящие от многих причин по состоянию здоровья;

-Недостаточное уделение внимания детям со стороны родителей в связи занятостью на производстве;

-Предметно-развивающая среда требует обновлений некоторых атрибутов;

-Недостаток ресурсного обеспечения;

-Отсутствует сенсорной комнаты дошкольном учреждении;

-Особенности психофизиологического развития ребенка неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

-недостаток знаний об источниках; переоценка своих возможностей.

Выводы

-ДОУ развивается в инновационном режиме;

-Благотворное влияние имеет обучение воспитателей на курсах повышения квалификации;

 -Организация работы с родителями позволила обогатить предметно-развивающую среду в группе.

-Отсутствие комплексного подхода к развитию личности ребенка;

-Экономическая нестабильность родителей воспитанников ведет к низкому уровню развития;

- Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

- Некоторые дети не могут посещать детский сад из-за недостаточности денежных средств в семье. По этой причине воспитанники не усваивают программный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Цель и задачи проекта

 

Цель проекта:

Развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий.

Задачи проекта:

1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.

2.Разработать комплекс мероприятий по развитию мелкой моторики рук.

3.Сформулировать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

4.Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

 

5.Участники и их роль реализации проекта

 

Участниками проекта являются:

- воспитанники группы списочный состав – 24 ребенка

- воспитатель группы

- родители (законные представители), бабушки и дедушки детей

Мероприятия с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массажпальцев и кистей рук.

Мероприятия с родителями: беседы, консультации, анкетирование,конкурс на лучшее пособие  (привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики).

Мероприятия с педагогами:  изготовление картотеки пальчиковых игр:

- «Моя семья»; «Цветочек для мамочки»; «Пальчики»

 

7. Механизм реализации проекта

 

подготовительный

основной

заключительный

 

1) постановка цели и определение задач проекта;

2)обоснование значимости проекта;

3)изучение методической литературы;

4) изготовление папку - передвижку

5)анкетирование родителей, бабушек и дедушек детей и  обработка результатов;

 

 

 

 

Мероприятия с детьми:

пальчиковые игры, дидактические игры,

пальчиковый театр,

 нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж

пальцев и кистей рук.

Мероприятия с родителями:

Беседы,консультации, анкетирование,конкурс на лучшее пособие.

Мероприятия с педагогами:

 

1) изготовление картотеки пальчиковых игр

1)обобщение результатов проекта;

2)Проведение дидактических и пальчиковых игрсовместных с родителями и детьми;

3)отчетный доклад на педагогическом совете по итогам реализации проекта

 

 

8.План реализации проекта

 

 

Содержание работы

Сроки

Место проведения

Ответственный

1

1.Знакомство с детьми, диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей.

2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

3. Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…»

4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик).

5. Игра пальчиковая «Я надену сапоги…»

6. Знакомство и игры с блоками Дьенеша.

7. Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»

 

Сентябрь-

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

2

1. Оснащение группы оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…»

4. Игра пальчиковая «Семья».

5. Лепка«Вот ежик, ни головы, ни ножек»

 6. Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру,  по форме).

 

Октябрь

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

3

1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

2. Нетрадиционная техника рисование ватными палочками  «Покормим птичек»;

3. Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…»,

«Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…».

4. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (бусы, веревочки).

5. Консультация для родителей «Волшебные палочки».

6. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

7. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик,

лей, лей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБДОУ Детский сад № 166

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

4

1. Разучивание с детьми игр - заводилок.

2. Нетрадиционная техника рисования (пальчиками) « Снег ложится на дома…»

3. Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!».

4. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

5. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

6. Игра с водой «Водичка».

7. Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи»

Декабрь

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Педагог-психолог

Федорова Елена Николаевна

Родители

5

1. Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков».

2. Д/и «Сортируем фасоль»;

3. Массаж рук с помощью подручных предметов«Упражнение с пробками»

4. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги».

5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

6. Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…».

Январь

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

6

1. Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…»,

«Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…»,

«Вот убрав царапки, кошка моет лапки…»,

«Котик серенький сидит…»,

«Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…».

2. Игра на выкладывание «Подарок маме».

3. Игровой массаж «Поиграем с ручками"

4. Упражнения пальчиковой гимнастики«Червячки»;

5. Анкетирование «Что такое мелкая моторика?».

 

Февраль

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

7

1. Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».

2. Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».

3. Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).

4. «Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль)

5. «Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски).

6. Пальчиковая гимнастика «Мамочка хорошая, мамочка любимая…»

«Мама, папа, я - вот моя семья».

7. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Февраль

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

8

1. Пальчиковый настольный театр «Репка»;

2. Рисование ладошками «Весеннее солнышко»;

3. Лепка «Колобок»;

4. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок;

6. Завязывание веревочек, шнурков, ленточек.

7. Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…»

«К нам весна шагает…»

«Вот уж две недели капают капели…»

«Только снег растает, птицы прилетают…»

8. Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом».

 

Апрель

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В

Родители

 

9

1. Лепка «Солнышко лучистое »

2. Пальчиковые игры «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит».

«Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук».

3. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

4. Консультация «Особенности речевого развития детей трех лет».

 

 

Май

МБДОУ Детский сад № 166

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Дети

 

 

Воспитатель

Игнатьева Л.В.

Родители

 

 

 

 

9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности

1.  Предметно – развивающая среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки (игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами)

3.Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым играм.

 4.Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики  рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении  игр.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

   Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы: продолжить работу над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста; продолжить знакомить детей с различными игровыми технологиями; пополнять копилку пальчиковых игр;

пополнить картотеку дидактических игр; следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; осуществлять взаимодействие с семьей.

 

Список литературы

1.Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары : ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108с.

2. Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары : ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.

3. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010

4. Разговорчивые пальчики  «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001

5.  Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.-  Генезис, М – 2008

6 .Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

10. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

11.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта «Умелые ручки»

Художественно-эстетическое развитие...

Педагогический проект "Умелые ручки"

Большинство детей охотнее играют в игры и игрушки,  поэтому мы и создали этот проект....

Педагогический проект «Умелые ручки»

Данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....

Педагогический проект "Умелые ручки" (для детей первой младшей группы)

В данном проекте были подобраны занятия для работы по изобразительной деятельности, которые включают в себя лепка, аппликация, рисование. При моих занятиях были использованы различные материалы: покуп...

Педагогический проект«Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материал...

презентация: Педагогический проект«Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью, родители все меньше ...