Педагогический проект «Умелые ручки»
проект (подготовительная группа) на тему

Данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umelye_ruchki.docx587.51 КБ

Предварительный просмотр:

http://cs4145.vkontakte.ru/u36167460/126911002/x_af8249d7.jpg

Педагогический проект «Умелые ручки»

                                                                               

                                                                               

                                                                                Разработала воспитатель

 ГБОУ СОШ с. Новокуровка

                                                              Головина И.Г.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды рисования».

Проект: долгосрочный, творческий.

Краткое описание проекта:

Данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.

Проект реализуется в три этапа:

  • Подготовительный;
  • Практический;
  • Заключительный.

На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры, предметов для рисования. Также проводится диагностическое исследование детей по выявлению уровня развития мелкой моторики рук.

На практическом этапе в ходе системных занятий дети непосредственно знакомятся и совершенствуют свои умения в рисовании.

На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и коллективных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность проекта в целом.

Введение

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Поэтому считается, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Проблемы:

  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук;
  • Недостаточный уровень развития речевой активности детей;
  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование.

Задачи:

  • Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук;
  • Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости;
  • Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
  • Развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
  • Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы;
  • Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
  • Составить программу работы по развитию мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование.

Руководитель проекта: воспитатель Головина Ирина Григорьевна.

Координатор проекта: старший воспитатель.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Место проведения: помещение группы.

Необходимые материалы:

Рисование: различные предметы для рисования разными техниками (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Средства обучения: 

  • Наглядные;
  • Словесные;
  • Практические методы:

-наблюдения с детьми;

-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

-показ способов действия;

-упражнения;

-игровые приёмы;

-совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения:

  • специально организованная деятельность;
  • игровые упражнения;
  • групповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретённых навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
  2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
  3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами.
  4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями 

Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируем чётко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используем разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В раздевалке есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», выставки «Праздник пап», «Поздравление для мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в страну «Бумандия», «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приёмная и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:

  1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»;
  2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук»;
  3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»;

    4. Оформление уголка «Мастерская «Умелые ручки», «Студия «Цветные ладошки» и т. п.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В своей работе использую игры на развитие творческой активности:

  1. Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов;
  2. Игровое упражнение «Простые рисунки»;

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

  1. В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.
  2. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.
  3. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

         Рисование пальчиками, ладошками

         Рисование тычками из поролона, ватными палочками

         Печатание листьями

В средней группе добавляется:

         Рисование свечой

         Оттиск пробкой, поролона, пенопласта  

В старшей группе нетрадиционные техники:

         Кляксография с трубочкой

         Монотопия

         Набрызг

         Восковые мелки+акварель

         Оттиск смятой бумагой

         Рисование поролоном

         Гравюра  

 

В подготовительной группе добавляется:

          Рисование на наждачной бумаге мелом, восковыми мелками

          Рисование железными крышками от бутылок

         Тиснение

         Тычок жесткой полусухой кистью

         Рисование по сырому

         Черно-белый граттаж

         Кляксография с ниткой

         Батик

         Рисование солью

         Расчёсывание краски

         Двойное примакивание кисти

        


В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Умелые ручки"

Здесь дан перспективный план работы с детьми по художественному труду на 4 года....

ПРОЕКТ "Умелые ручки"

Цель проекта: создание условий для формирования художественного восприятия мира через воспитание культуры этикета и использование техник современного детского дизайна...

Презентация педагогического проекта «Умелые ручки»

Художественно-эстетическое развитие...

Педагогический проект "Умелые ручки"

Большинство детей охотнее играют в игры и игрушки,  поэтому мы и создали этот проект....

Педагогический проект "Умелые ручки" (для детей первой младшей группы)

В данном проекте были подобраны занятия для работы по изобразительной деятельности, которые включают в себя лепка, аппликация, рисование. При моих занятиях были использованы различные материалы: покуп...

Педагогический проект"Умелые ручки"

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста....