Проект: "Геометрические фигуры в природе"
проект по математике (средняя группа)

Светлана Леонидовна Парамонова

Проект краткосрочный, но разработан с использованием разных видов деятельности, что повлекло заинтересованность детей, а так же родителей. Дети использовали полученные знания и умения в свободной самостоятельной деятельности. И это радует!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geometricheskie_figury_v_prirode.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

 детский сад п. Тихменево

                 

                   Проект

«Геометрические фигуры в природе»

                     

                                                               Выполнила:

 воспитатель первой квалификационной категории

Парамонова Светлана Леонидовна.

2018 год

 Аннотация: В проекте представлена совместная деятельность воспитателя, детей и родителей,  направленная на уточнение и закрепление знаний геометрических фигур в процессе наблюдений в природе, бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы, дидактических и подвижных игр.

      Введение: Изучение геометрических фигур, нахождение их  в предметах ближайшего окружения, в природе, а так же формирование поисковой деятельности,  накопление сенсорного опыта играют важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

     Актуальность и социально-педагогическая значимость: Дошкольное детство является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка,  накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают, большую роль играют представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности

        Анализ ситуации: Изучая геометрию, дети  среди всех их свойств  рассматривают  размер, форму, цвет, положение предметов в пространстве;  При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать геометрические фигуры - все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления.

        Постановка проблемы: Направить деятельность детей и родителей на освоение и закрепление геометрических фигур, развитие познавательной, конструктивной и поисковой деятельности, посредством ближайшего окружения и изучения природного мира.

        Цели и задачи проекта:  Закреплять знания детей о геометрических фигурах:  круг, овал,  квадрат, треугольник,  прямоугольник. Развивать конструктивные  способности, умение классифицировать. Формировать умения различать, называть, сравнивать геометрические фигуры.

Развивать умение различать модели близких по форме фигур.

 Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Развивать коммуникативные навыки.

     Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

     Сроки реализации проекта: краткосрочный – 2 недели.

     Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

Консультация для родителей: «Весёлая математика для больших и маленьких»;

Выставка семенного рисунка: «Фигуры геометрические в природном мире»

Пополнить картотеку наглядных  пособий, иллюстрированного материала.  

Подбор дидактических игр.

Подбор подвижных игр.

Разучивание стихотворений, пальчиковых игр, физкультурных  минуток.

Пополнить картотеку математических игр: «Лото с геометрическими фигурами»; «Сложи круг, квадрат»; «Сделай фигуру из счетных  палочек»; «Покажи одинаковые предметы»; «На какую геометрическую фигуру похоже?».

2.Основной

Познавательное развитие.  Мир природы: «В лес пойдем,  геометрические фигуры найдем»

Первые шаги в математику: «Ищем и считаем геометрические фигуры»

Речевое развитие:  Чтение сказки «Два жадных медвежонка»; беседы: «Что я видел по дороге в детский сад?», «Что выросло на огороде, в саду?»

 Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи», считалок, стихов, потешек о геометрических фигурах.

      Художественно – эстетическое развитие:

Рисование: «Солнышко»; «Цветы из геометрических фигур», «Осенний лес».

Лепка: «Гусеница»; «Божья коровка».

 Конструирование из геометрических фигур: «На полянке у пенька мы нашли в траве жука»

Аппликация: «Грибы и ягоды», «Овощи для салата».

      Сюжетно – ролевые игры: «Семья» сюжет «Готовим обед»,  «Детский сад» сюжет: «Магазин»;

    Подвижные игры: «Найди, где спрятано»; «Найди свой домик», «Найди свою пару», «К дереву беги».

    Дидактические игры:  «Чудесный мешочек»; «Построим фигуру»; «На что похоже»; «Найди предмет похожей формы», «Угадай по контуру», лото: «Цвета и фигуры»,  «Назови одним словом», « На какую геометрическую фигуру похоже?»

3. Заключительный

Выставка творческих работ детей, совместных с родителями  работ.

Выставка дидактических игр и пособий.

     Управление и обеспечение проекта: создать условия для реализации проекта,

обеспечить группу необходимым оборудованием.

  Оценка результатов проекта: Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.

 

Критерии и показатели эффективности проекта,  описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов: 

 Дети знают и находят  геометрические фигуры в окружающем мире,  с удовольствием включаются в поисковую деятельность, отражают в речи свои достижения. Использование эталонов  с целью определения свойств  предметов (форма, цвет, величина).

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта:

     В результате реализации проекта дети средней группы смогут закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также сформируется интерес к  развитию познавательных и творческих способностей. 

                                          Литература:

1.«Детство» основная образовательная программа дошкольного образования.

2.Математика для детей 4-5 лет. Е.В. Колесникова.

           

                                    Приложение.

   Материал, используемый для проведения  проекта.

Загадки о геометрических фигурах.

       1.Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я. (Треугольник).  

         2.Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестрёнки,

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали, ведь это … (Квадрат).

       3.Он похож на колесо,

А ещё на букву «О».

По дороге катится

И в ромашки прячется.

Нрав его совсем не крут,

Догадались, это …(Круг).

                  4. Эта странная фигура,

Ну, совсем миниатюра.

И на маленький листочек

Мы поставим сотни…(Точек).

        5.Ни угла, ни стороны,

А родня одни блины…(Круг).

Физкультминутки для детей.

             1.«Раз согнуться, разогнуться,

                    Два нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть».

             

              2.«Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

По новеньким дорожкам

Мы пройдём немножко.

Влево, вправо посмотрели

И на корточки присели.

Встали дружно, потянулись

И как кошечки погнулись.

А теперь прыжки на месте

И похлопаем все вместе».

           

             3.Мы становимся всё выше

Достаём руками крыши,

На носочки поднимись

И до солнца дотянись.

           

              5.Солнце глянуло в кроватку

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Раз, два, руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Раз, два, три, четыре, пять.

                  Дидактические игры.

           1.Дидактическая игра:  «Что бывает такой формы».

Цель: формировать умение различать фигуры, развивать память, мышление.

Ход игры: Яблоко, какое – круглое. Окно какое – квадратное. Что бывает круглым, квадратным и т.д.

           2.Дидактическая игра: « Лото – цвета и фигуры».

Цель: освоение умений выделять различные формы и цвета.

Ход игры: Детям раздают карточки,  на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетание их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок,  на карточке которого имеется эта фигура, берёт её и накладывает на свою карточку  так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

        3.Дидактическая игра: «Назови геометрические фигуры  одним словом».

Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.)

Ход игры: Перед ребёнком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребёнок должен назвать геометрические  фигуры,  одним словом.

             4.Дидактическая игра:  «Что изменилось».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти.

Материал: четыре больших квадрата (три красных, один зелёный), два маленьких зелёных квадрата, один маленький зелёный круг.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть  глаза,  убирает один квадрат, предлагает назвать нет.  Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2 – 3 квадрата.

        5.Дидактическая игра: «Подбери подходящее».

Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.

Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Ход игры: Перед ребёнком выкладываются три карточки с изображёнными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой – либо зависимости. Задача ребёнка – подобрать четвёртую карточку с подходящей геометрической фигурой.

         6.Дидактическая игра: «Подбери по величине».

Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники и т.д.), двух размеров  - большие и маленькие.

Ход игры: Педагог кладёт на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей.

         7. Дидактическая игра: «Сложи квадрат».

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления.

Ход игры: Разложить кусочки квадратов по цвету и сложить из кусочков целый квадрат. Придумывать новые квадратики.  

          8.Дидактическая игра:  «Угадай по контуру».

Цель: развить пространственные представления детей, формировать умение  узнавать предметы,  изображенные схематично.

Материал: карточки с вырезанными предметами посередине.

Ход игры: Перед ребёнком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.  

           9. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». 

Цель: развитие воображение, тактильные ощущения.

 Материал: чудесный мешочек,  муляжи фруктов и овощей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям на ощупь узнать, что лежит в мешочке, рассказать на какую фигуру похоже.

       10. Дидактическая игра: «На какую геометрическую фигуру похоже?»

Цель: развитие воображения, логического мышления, памяти.

Ход игры: Предметные картинки с изображением объектов природы, геометрические фигуры. Дети сравнивают изображение картинки с геометрическими фигурами, путём наложения, рассказывают о своих действиях и результате.

         Консультация для родителей
«Веселая математика для больших и маленьких»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители,   и  только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

 Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

 

1. Математическая игра: «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

 

2. Математическая игра: «Составь цветок»

Цель игры: формировать умение составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур, при этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными  или круглыми лепестками, таким  образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

 

3. Игра - упражнение: «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или «Найди все круглые предметы…» В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

 

4. Игра - упражнение: «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор  «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

 Консультация для родителей  «Веселая математика дома»

 

5. Математическая игра: «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

 

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

 

         Играйте с ребенком с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Геометрические фигуры" в подготовительной группе.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о геометрических фигурах (как одной из сложных задач в интеллектуальном развитии), посредством игр,упражнений и заданий....

Фигуры в природе. Создание пиктограмм

Интегративное занятие в подготовительной группе...

Проект «Геометрические фигуры вокруг нас»

Направление работы: Развитие элементарных математических представлений.  Участники: дети младшей группы, родители. Цель:  продолжать знакомить детей с плоскими геометрическими форм...

Проект " Геометрические фигуры"

Краткосрочный, групповой проект по математике...

Проект: "Геометрические фигуры в природе"

Проект краткосрочный, но использованы разные виды деятельности, что повлекло заинтересованность детей, а так же родителей. Дети использовали полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. ...

Проект "Геометрические фигуры вокруг нас"

Цель: продолжаем знакомить детей с плоскостными геометрическими фигурами - квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, учить называть их....

Проект "Геометрические фигуры в старшем дошкольном возрасте"

В данном проекте описываются актуальность, цели и задачи. ожидаемые результаты, перспективное планирование. Предлагаются дидактические, речевые игры, подвижные игры, загадки....