Проект «Сбережем природу родного края». Подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Эколого-патриотическое воспитание детей подготовительной группы.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная и не любя природу своего края. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Наш детский сад № 11 с символичным названием «Берёзка»  расположен в рабочем микрорайоне города.  Совершая  прогулки по городу, мы видим картину потребительского отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья). У воспитателя возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую  бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?

Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди  показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только  с детьми, но и с взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sberezhyom_prirodu_gontovoy_m._e.doc667.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 11»Берёзка»

общеразвивающего вида

с приоритетным художественно-эстетическим направлением

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

по теме:

«Сбережем природу

родного края»

(Эколого-патриотическое воспитание

детей подготовительной группы)

        

Разработала:

Гонтова М. Э.

воспитатель  

                           

г. Гусиноозёрск

2016 г.

                                      

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность   проекта…………...………………………..…3

1.2 Целеполагание,   задачи проекта………………………….…4

1.3 Ожидаемый результат……………………………………..….5

                                                                   

2. Основная часть                                                         

    2.1 План реализации проекта………………………….…………..6

    2.2 Ресурсное обеспечение…………………………….…….……9                                                            

    

3. Заключение.……………………..………………………………...10

4. Приложения…………………………………………………….…11                                                                   

5. Список литературы……………………………………………….12

6. Литература для детей……………………………………………..13                                                                                         


1. Введение

  1. Актуальность

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная и не любя природу своего края. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.  Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Наш детский сад № 11 с символичным названием «Берёзка»  расположен в рабочем микрорайоне города.  Совершая  прогулки по городу, мы видим картину потребительского отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья). У воспитателя возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую  бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?

        Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди  показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только  с детьми, но и с взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.


1.2 Целеполагание

        Только  при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Патриотическое воспитание через экологическое образование, т. е. формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание у детей осознанно-нравственного отношения к ней.

Основные задачи проекта:

1. Обогатить   представления  детей о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов Республики Бурятия;

2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;

3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;

4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;

5. Расширить знания детей о природе родного края, о ее особенностях.

6. Развивать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь  к своему краю;

7. Способствовать развитию   у детей потребности  видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;

8. Развивать партнерские взаимоотношения  с  семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;
  • По характеру содержанию: детский сад + ребенок  + семья + природа;
  • По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
  • По количеству участников: фронтальный, групповой;
  • По продолжительности: краткосрочный.

  1.  Ожидаемый результат

Дети:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • У детей будут сформированы  представления о природе родного края.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги:

  • Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится предметно-пространственная развивающая среда в группе и мини-музее «Моя Бурятия».

Родители:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместном экологическом  проекте

Возможные риски: Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях  будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной  жизни -  как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо. 

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, педагоги

Длительность проекта: с 01.02.2016 г. по 31.05.2016 г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.


2. Основная часть

2.1   План реализации проекта

 1 этап – подготовительный (февраль 2016 г.)

  2 этап – основной   (февраль 2016 г. – апрель 2016 г.)

  3 этап – заключительный (апрель 2016 г.)

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Февраль 2016 г.

Знакомство с новыми технологиями:

личностно-ориентированная, технология сотрудничества

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ОСНОВНОЙ

Обогащение эколого - игровой среды

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- альбомы «Животный мир Бурятии», «Растительный мир Бурятии», «Город Гусиноозёрск», «Символика Республики Бурятия»

- атлас Бурятии

- папка «Бурятские народные орнаменты»

- картотека дидактических экологических игр

- уголок «Времена года»

- дидактическая игра «От какого дерева листок»

- пополнение содержания мини-музея «Моя Бурятия» поделками, изготовленными своими руками

В течение года

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий  и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

февраль 2016 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Февраль 2016 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение проекта

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»

Проведение экскурсий в мини-музеи «Животный и растительный мир Республики Бурятия», «Моя Бурятия», «Бабушкина кукла», в мини-музей группы «Ромашка»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Работа над педагогическим проектом «Сбережем природу родного края»»

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Февраль - апрель

2016 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Чистый город»

В течение проекта

Высадка рассады

Облагораживание и озеленение территории детского сада

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы

Диагностика и мониторинг качества образования в группе

май 2016 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

май 2016 г.

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

апрель 2016 г.

Обобщение опыта семейного воспитания

апрель 2016 г.

Фотовыставка

апрель 2016 г.


  1. Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

  • Педагоги
  • Родители
  • Дети
  • Музыкальный руководитель  

Материально-техническая база:

- центр природы в группе;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- мини-музей «Моя Бурятия»;

- мини-музей детского сада «Животный и растительный мир Республики Бурятия»;

- мини-музей «Бабушкина кукла»;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

  • Интернет-сайты;
  • Выпуск фотоотчетов.


3. Заключение

       При   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.  Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   родной природы.  

3. Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4. Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Данный  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу Родного края.


4. Приложения

  1. Паспорт мини-музея «Моя Бурятия».
  2.  Конспект НОД в мини-музее «Моя Бурятия».
  3. Конспект НОД  в мини-музее «Животный и растительный мир Республики Бурятия».
  4. Конспект экскурсии в мини-музее группы «Ромашка».
  5. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.

 


Список литературы

       

  1. Волчкова В. П., Степанова Н. В. «Конспекты занятий по экологии»
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  3. Аджи А. В. «Открытые мероприятия для подготовительной группы»
  4. Белавина И. Г., Н. Г. Найденская «Планета – наш дом»
  5. Костюченко И. П., Виноградова С. Ф., Рогачёва Н. В. «Картотека прогулок на каждый день»


Литература для детей

  1. Пришвин М. «Рассказы о животных малышам»
  2. Бианки В. «Рассказы и сказки»
  3. Носов Н. «Как ворона на крыше заблудилась»
  4. Коровин К. «Белка»
  5. Скребицкий Г. «Всяк по-своему»
  6. Мамин-Сибиряк Д. «Медведко»
  7. Киплинг Р. «Слонёнок»
  8. Толстой Л. «Косточка», «Лев и собачка», «Прыжок»
  9. Паустовский К. «Кот-ворюга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы по ознакомлению детей с природой родного края. (подготовительная группа)

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый че...

Педагогический проект "Мир природы родного края" подготовительная группа

Проект включает в себя перспективное планирование, презентация опыта работы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Сбережем природу Родного края»

Проект «Сбережем природу родного края» рассчитан на 1 год, находится в действии. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чу...

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа родного края» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Природа родного края» (подготовительная группа) Подготовила: Адьяева Б.Н.Программное содержание: Систематизировать знания детей о при...

Экологический проект «Сбережем природу родного края от огня и дыма!»

Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский.По содержанию: ребенок и охрана окружающей среды.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству ...

Экологический КВН «Берегите природу родного края» подготовительная группа

Программное содержание:• закреплять знания детей о природе родного края;• формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;• обобщать знания детей о природных сообществах...