« Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности»
учебно-методический материал (старшая группа)

Балановская Надежда Викторовна

Выступление на

Семинар – практикум

«Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного  возраста.

 

На тему

« Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 58 «ЩЕЛКУНЧИК»

Московская область, г.Клин, ул.Чайковского, д.64А, корп.2   тел: (49624) 2-33-43, 2-1

Выступление на

Семинар – практикум

«Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного  возраста.

На тему

« Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности»

Музыкальный руководитель

 Балановская Н. В.

Январь 2019г.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности

2 слайд

В рамках ФГОС выделен ряд образовательных областей. Среди них образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

(Музыкальная деятельность), которая подразумевает эффективное развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, реализацию первых опытов взаимодействия с музыкой, обогащение индивидуального культурного опыта, налаживание социальных контактов и коммуникаций.

Коммуникация или умение общаться с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

3 слайд

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка, ведь согласно новым требованиям федерального государственного стандарта образования Российской Федерации, одним из аспектов образовательной среды является характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с другими детьми, с взрослыми.

Общение детей происходит в различных видах деятельности общеобразовательного процесса, в том числе и в музыкальной деятельности.

4слайд

Особое место в развитии коммуникативных навыков занимает танцевально-игровая деятельность, в которой применяются танцы и игры, способствующие развитию навыков общения. Дети учатся распознавать эмоции других, у них формируется позитивное отношение к другим людям, формируется умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

5 слайд

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 5-6 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью, либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Нам, взрослым необходимо найти гармонию в отношениях между детьми старшего дошкольного возраста.

6 слайд

Идея В. А. Сухомлинского: «Ввести ребенка в мир человеческих отношений» - является актуальной задачей развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Так почему бы для решения этой задачи не использовать танцы, чтобы посредством их влияния привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки. Ведь, благодаря их использованию у детей происходит всестороннее развитие навыков общения.

О танце, как о коммуникации впервые заговорила Мэри Уигман.

«Танец – это живой язык, это художественное обобщение, парящее над реальной основой»

Сейчас танец и коммуникация, неразделимые понятия. Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов коммуникативного общения в танцах, занимались А.И. Буренина, Л.В. Виноградов, Й. Вуйтак, В.А. Жилин, В.Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е.И. Поплянова, И.Э. Сафарова, Т.Э. Тютюнникова. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым, воспитателем. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец»

7 слайд

Коммуникативные танцы в танцевально-игровой деятельности занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для детской деятельности просто не придумаешь.

Коммуникативный танец включает в себя все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная)

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

8 слайд

Я использую в своей работе программы таких авторов, как ( на слайде).Проанализировав эти  программы , можно отметить, что в каждой из них представлены коммуникативные игры и танцы. Так, впрограмме В учебном пособии по музыкально – ритмическому воспитанию детей младшего и старшего возраста «Коммуникативные танцы и игры для детей» А. И. Бурениной происходит реализация важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств. Автор предлагает танцы-игры — удобные по темпо-ритму, с четкими фразами.

Во-первых: это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе, решению поведенческих и личностных проблем.

Во-вторых: в несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить.

Программа А. И. Бурениной « Ритмическая мозаика» направлена на развитие художественно-творческих основ личности и активно способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка на каждом занятии.

Программа «Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой предусматривает решение задач по формированию умения развивать стремление к взаимодействию с другими детьми, достижение общего результата.

Программа « Ладушки» - авторов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.Одной из задач программы является развитие коммуникативных способностей детей. Важнейшим принципом музыкального воспитания детей в программе» Ладушки» является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога – «Я – взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю» - недопустим в отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», » Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого, как учителя и педагога. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся одним целым.

Знакомство с содержанием музыкального материала этих программ приводит к мысли о необходимости комбинировать его для успешного решения задач по коммуникативному развитию дошкольников средствами музыки. Подбор коммуникативных игр и танцев осуществлялся с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений обязательно учитывалась их взаимосвязь и сочетаемость с общей системой проведения образовательных областей.

9 слайд

Работа над развитием коммуникативных способностей детей велась во всех видах  образовательной деятельности:

  • Совместной деятельности педагога с детьми
  • Непосредственной образовательной деятельности.
  • Образовательной деятельности при организации режимных моментов
  • Самостоятельной деятельности детей

10  слайд

Работа по развитию коммуникативных способностей детей проходит через все части  в непосредственной образовательной деятельности. Я хочу подробнее остановиться на театрализованной деятельности.

11 слайд

Я думаю, что все мы не раз обращались за помощью к таким выдающимся педагогам как : (на экране), для того, чтобы качественно подойти к своей работе.

А. С. Выготский: Отмечал переход к творческой деятельности. Ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действиям, воплощать свои замыслы – это проявляется во всех видах деятельности, прежде всего в театральнойДетей привлекает внутренняя эмоциональность, насыщенность литературных сюжетов, конкретных активных действий персонажей. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

А. Н. Леонтьев говорил: «Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».

Л. В. Петрова говорила: «Пантомимика является ведущим изобразительным средством, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержание реплик, это дает простор для творческого преобразования сюжета».

Л. С. Фурмина дает такое определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных одним замыслом».

М. И. Лисина рассматривала: «Общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие, где постепенно формируются коммуникативные способности».

Современное общество нуждается в активной творческой личности, способной активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, из выше изложенного вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него коммуникативную инициативу, умение правильно сформировать свою мысль, правильно задавать и отвечать на вопросы, устанавливать контакт со взрослыми, так и сверстниками, разрешать конфликты мирным путем и в вежливой форме.

12 слад

С помощью театрализованной деятельности я стараюсь формировать опыт  социальных навыков, ведь каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,честность, смелость и др.).

13 слайд

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но исердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такому сравнению с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, формировать творческую личность, способствующую  развитию умений воспринимать, оценивать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умение воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке, прежде всего театральная деятельность – это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры.

Театральная деятельность положительно влияет на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Тем самым : я пришла к выводу, что систематическая работа по развитию коммуникативных способностей детей через театральную деятельность , через коммукативный танец способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений в социуме. 

14 слад

Теперь я хочу перейти к практической стороне нашей встречи.

Инсценировка сказки « Теремок»

 

 

Литература:

1 . Бубнова, О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Баласс, 2009. № 1.

2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. 35 с.

3.Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1987. 382 с.

4. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5.Зенгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2005

6. Куликова О. Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в музыкально – игровой деятельности. Ярославский педагогический вестник- 2011 - № 1- Том 2 (Психолого-педагогические науки)

7. Куприна, Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Уральский Государственный педагогический университет. – Екатеринбург2002 г.

8. Каплунова И. М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста « Ладушки» г. С-Пб, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность».

Музыка - это  огромный  мир удивительных  звуков, способствующих  развить природные  задатки  человека, это  один  из  видов искусства, которым  с...

Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

Презентация "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкально-дошкольной деятельности"

В презентации рассказывается как с помошью музыкально-ритмических движений развиваются коммуникативные качества детей...

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Термин «комму...

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми....

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности»

   Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Термин «коммуникация» по мнению , определяется, как «смысловой и идеально-содер...