Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития.
Для выявления уровня развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста, нами был подобран ряд игр с использованием различных предметов и материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на Тему: «Выявление уровня сформированности мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста».
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностики её развития.
Для выявления уровня развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста, нами был подобран ряд игр с использованием различных предметов и материалов.
1. Игра «Спрячь в ладошке».
Цель: Определить на сколько крепкие мышцы пальцев и кистей рук у детей.
Материалы: Кусочки поролона.
Ход: Детям раздаются небольшие кусочки поролона и предлагается спрятать их в ладошках так, чтобы поролона не было видно. Дети, которые спрятали поролон хорошо, оставляют его себе. Если предмет виден, забираем его.
Оценка результатов:
0 баллов –поролон виден значительно (мышцы пальцев и кистей рук слабые).
1 балл – поролон виден немного (мышцы пальцев и кистей рук не совсем крепкие).
2 балла –поролон не виден (мышцы пальцев и кистей рук крепкие).
2. Игра «Бумажные снежки».
Цель: Определить уровень развитости силы рук у детей.
Материал: листы бумаги.
Ход: Раздать детям листы бумаги и попросить смять их в комки.
Затем предложить малышам поиграть в «снежки».
Оценка результатов:
0 баллов –ребенок не смог смять лист бумаги в комок (низкий уровень развитости силы рук).
1 балл – ребенок смял лист бумаги с определенными затруднениями (средний уровень развитости силы рук).
2 балла – ребенок смял лист бумаги в комок (высокий уровень развитости силы рук).
3. Игра «Осенние листья».
Цель: Определить уровень развитости соотносящих, хватательных движений рук у детей.
Материал: листы бумаги.
Ход: Раздать детям листы бумаги и предложить сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Показать малышам как листья падают с деревьев.
Оценка результатов:
0 баллов –ребенок не смог разорвать лист бумаги на кусочки (низкий уровень развитости соотносящих, хватательных движений рук).
1 балл – ребенок разорвал лист бумаги на кусочки с определенными затруднениями (средний уровень развитости соотносящих, хватательных движений рук).
2 балла – ребенок разорвал лист бумаги на кусочки (высокий уровень развитости соотносящих, хватательных движений рук).
4. Игра «Развяжи бантик».
Цель: Определить уровень развитости тонких движения пальцев рук.
Материалы: Разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.
Ход: Завязать банты из ярких лент и шнурков в разных местах группы.
Предлагается детям рассмотреть банты, полюбоваться красотой разноцветных бантов. Потанцевать с детьми и спеть песенку, инсценировать праздник. Затем предложить малышам развязать банты.
Оценка результатов:
0 баллов –ребенок не смог развязать бант (низкий уровень развитости тонких движений пальцев рук).
1 балл – ребенок развязал бант с определенными трудностями (средний уровень развитости тонких движений пальцев рук).
2 балла – ребенок развязал бант с легкостью (высокий уровень развитости тонких движений пальцев рук).
На основании оценки результатов проведенных игр можно выделить несколько критериев уровня развитости мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста путем подсчета баллов:
0-3 балла - низкий уровень развития мелкой моторики;
4-6 баллов - средний уровень развития мелкой моторики;
7-8 баллов - высокий уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, по выявленным показателям уровня развития мелкой моторики детей, можно разработать необходимые мероприятия, направленные на ее развитие.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Поэтому мы разработали мероприятия, направленные на формирование мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр:
I. Режимные моменты и разные формы работы.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях. Пальчиковые игры можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, в зависимости от уровня развитости мелкой моторики ребенка.
Для того чтобы игра принесла малышу максимальную пользу, ее нужно правильно организовать.
В раннем возрасте у детей нет устойчивости внимания. Учитывая эту способность, нельзя затягивать процесс игры. Любая игра не должна иметь продолжительность более 5 минут, иначе интерес ребенка к игре будет потерян, и действие не получит логического завершения.
Не стоит начинать играть незадолго до сна или перед приемом пищи.
II. Включение в процесс всех участников педагогического процесса.
Для получения максимального эффекта в процесс формирования мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста должны быть включены все участники педагогического процесса: воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители и т.д.
Очень важно научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
При этом необходимо соблюдать ряд методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:
1. Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2. Перед началом упражнений детям разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
8. Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.
11. Очень чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
12. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.
Пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики находится к тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка ...
Пособие для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста.
Эти пособия можно сделать своими руками. Ваши возможности ограничевает только Ваша фантазия. Можно использовать в любое время дна индивидуально или с малой подгруппой детей....
Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"
Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...
Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ ДС №22 станицы Ярославская Мостовского района Краснодарского края в 2017 – 2018 учебном году в старшей возрастной г...
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы,...