Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сташкевич Л.В.

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ  ДС №22 станицы Ярославская  Мостовского района Краснодарского края  в 2017 – 2018 учебном году в  старшей возрастной группе.

На первом этапе опытно-педагогической работы  была проведена диагностика   с использованием методик, предложенных  О.С. Ушаковой и  В.П. Глуховым, направленная на выявление уровня сформированности связной (монологической) речи у детей исследуемой группы (16 человек).

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в несколько этапов. Цель диагностики: выявить особенности развития связной речи в разных видах рассказывания (пересказ, рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин). Детям были предложены следующие диагностические задания:

Пересказ сказки «Репка» (методика О.С. Ушаковой)

 Диагностическая методика предполагала пересказ знакомой сказки без предварительного чтения и разбора и была направлена на анализ уровня сформированности речи повествовательного характера на примере воспроизведения достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»).

Ребенка спрашивали: «Ты помнишь сказку «Репка»? Можешь ее рассказать?» После пересказа ребенку читали оригинальный текст сказки и спрашивали: «Как тебе кажется, ты все правильно рассказал? Или в тексте сказано по-другому?»

Если в процессе пересказа ребенок испытывал затруднения (делал длительные паузы, отказывался от пересказа, забывал последовательность событий), помогали ему наводящими и уточняющими вопросами.

Пересказы детей анализировали по следующим критериям: наполненность лексическим составом, наличие аграмматизмов, наличие связности, последовательности, логичности.

Задача пересказать текст не создавала ситуации коммуникативности. Перед ребенком стояла чисто учебная задача – пересказывать. Высказывания некоторых  детей (Вика Е., Кирилл Ч.) носили чисто информационный характер, они передавали основные содержание сказки и совершенно не задумывались над формой изложения. Другие дети (Юля Б., Игорь Т., Никита А.) старались передать содержание и облечь его в форму, соответствующую данному художественному произведению.

Интересно отметить, что не все дети осознавали несоответствие своего и литературного текстов. Основная их ориентация - на смысл. Одни дети так и отвечали, что содержание сказки передано («я про все рассказал»). Другие дети, более высокого уровня развития отвечали: «В сказке другими словами об этом говорится» (Юля Ю.).

Пересказы детей исследуемой группы были неоднородными, 6 из 16 ребят (Юля Ю., Ваня М., Юля Б., Игорь Т., Никита А., Катя З.) составили пересказ самостоятельно, полностью передали содержание, соблюдали  связность и последовательность изложения, употребляли разнообразные языковые средства.  

Другие 6 ребят (Марина К.,  Вова  Р., Вика Е.. Кирилл Ч., Алина Б., Сима Т.) составили пересказ с некоторой помощью (наводящих вопросов). В пересказе полностью передали содержание, но отмечались отдельные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложений.

У 4 детей (Андрей Л., Оля П., Миша Л., Семен К.) выявили трудности при пересказе сказки. Было установлено, что затруднения  чаще всего возникали в начале пере­сказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой пред­ложно-падежную конструкцию. В пересказах этих детей  наблюдались на­рушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, иска­жения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаго­лов, усечение составных частей и т.д.). Эти проявления свидетельствуют о нарушении программирования текста. Дети составляли пересказы с помощью наводящих вопросов, которые приходилось повторять по нескольку раз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ  ДС №22 станицы Ярославская  Мостовского района Краснодарского края  в 2017 – 2018 учебном году в  старшей возрастной группе.

На первом этапе опытно-педагогической работы  была проведена диагностика   с использованием методик, предложенных  О.С. Ушаковой и  В.П. Глуховым, направленная на выявление уровня сформированности связной (монологической) речи у детей исследуемой группы (16 человек).

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в несколько этапов. Цель диагностики: выявить особенности развития связной речи в разных видах рассказывания (пересказ, рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин). Детям были предложены следующие диагностические задания:

Пересказ сказки «Репка» (методика О.С. Ушаковой)

 Диагностическая методика предполагала пересказ знакомой сказки без предварительного чтения и разбора и была направлена на анализ уровня сформированности речи повествовательного характера на примере воспроизведения достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»).

Ребенка спрашивали: «Ты помнишь сказку «Репка»? Можешь ее рассказать?» После пересказа ребенку читали оригинальный текст сказки и спрашивали: «Как тебе кажется, ты все правильно рассказал? Или в тексте сказано по-другому?»

Если в процессе пересказа ребенок испытывал затруднения (делал длительные паузы, отказывался от пересказа, забывал последовательность событий), помогали ему наводящими и уточняющими вопросами.

Пересказы детей анализировали по следующим критериям: наполненность лексическим составом, наличие аграмматизмов, наличие связности, последовательности, логичности.

Задача пересказать текст не создавала ситуации коммуникативности. Перед ребенком стояла чисто учебная задача – пересказывать. Высказывания некоторых  детей (Вика Е., Кирилл Ч.) носили чисто информационный характер, они передавали основные содержание сказки и совершенно не задумывались над формой изложения. Другие дети (Юля Б., Игорь Т., Никита А.) старались передать содержание и облечь его в форму, соответствующую данному художественному произведению.

Интересно отметить, что не все дети осознавали несоответствие своего и литературного текстов. Основная их ориентация - на смысл. Одни дети так и отвечали, что содержание сказки передано («я про все рассказал»). Другие дети, более высокого уровня развития отвечали: «В сказке другими словами об этом говорится» (Юля Ю.).

Пересказы детей исследуемой группы были неоднородными, 6 из 16 ребят (Юля Ю., Ваня М., Юля Б., Игорь Т., Никита А., Катя З.) составили пересказ самостоятельно, полностью передали содержание, соблюдали  связность и последовательность изложения, употребляли разнообразные языковые средства.  

Другие 6 ребят (Марина К.,  Вова  Р., Вика Е.. Кирилл Ч., Алина Б., Сима Т.) составили пересказ с некоторой помощью (наводящих вопросов). В пересказе полностью передали содержание, но отмечались отдельные нарушения связности, единичные ошибки в структуре предложений.

У 4 детей (Андрей Л., Оля П., Миша Л., Семен К.) выявили трудности при пересказе сказки. Было установлено, что затруднения  чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах этих детей  наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.). Эти проявления свидетельствуют о нарушении программирования текста. Дети составляли пересказы с помощью наводящих вопросов, которые приходилось повторять по нескольку раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....