Задачи воспитания и обучения детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Ольга Леонидовна Яковлева

В развитии ребенка сложно выделить более или менее важные этапы, каждый значим по-своему. Однако, безо всякого преувеличения можно сказать, что 2-3 года – это сложнейший  этап, это переходный период, который закончится кризисом 3 лет – своеобразным экзаменом для родителей и ребенка. И поэтому в течение всего третьего года жизни к этому экзамену необходимо готовиться.

Главный приоритет третьего года жизни ребенка – дальнейшее развитие и совершенствование речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_vospitaniya_detey_2-3_let.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

В развитии ребенка сложно выделить более или менее важные этапы, каждый значим по-своему. Однако, безо всякого преувеличения можно сказать, что 2-3 года – это сложнейший  этап, это переходный период, который закончится кризисом 3 лет – своеобразным экзаменом для родителей и ребенка. И поэтому в течение всего третьего года жизни к этому экзамену необходимо готовиться.

Главный приоритет третьего года жизни ребенка – дальнейшее развитие и совершенствование речи. К трем годам ребенок должен не просто выучить много новых слов и активно использовать их, важно научиться понимать эмоции других людей, выраженные с помощью слов. А также самому научиться выражать эмоции с помощью слов, а не истерик, капризов, сломанных игрушек и т.п. Задача сложная, но решаемая. И помогут нам в этом игры и занятия, направленные на развитие творческих способностей ребенка. Сначала мы научим малыша выражать эмоции на бумаге и в пластилине, через театральные постановки и сюжетные игры, через обсуждение литературных и музыкальных произведений. И только потом ребенок будет готов к адекватному выражению своих чувств и эмоций.

Между тем, необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к конструированию, не забывать о развитии сенсорики и мелкой моторики, совершенствовании координации движений.

Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование  – вот необходимые инструменты раннего развития ребенка в 2-3 года.

Основные задачи раннего развития ребенка в 2-3 года

1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно обязательно продолжать целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

При правильном сенсорном развитии к концу 3 года ребенок может:

  • совершать много точных действий, например, открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать, собирать и разбирать на части и т.п.;
  • целенаправленно пользоваться предметами на основе понимания их устройства и функций, например, играть с музыкальными и заводными игрушками, имитировать действия взрослых с бытовыми приборами и т.д.;
  • сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т.п.

Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 1-2 года, различные мозаики и паззлы, настольные логически игры по возрасту + игрушечные бытовые приборы + интерактивные игрушки.

2. Развитие умственных способностей, логики, мышления

Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется продолжать играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и др. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 3 года ребенок может:

  • уверенно различать красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый цвета;
  • различать предметы по форме;
  • определять и называть важные признаки предметов, такие как цвет, форма, размер;
  • группировать предметы на основании разных признаков (по цвету, форме, размеру), определять количество предметов (мало – много, один – несколько);
  • отличать части и целое.

Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов и домашняя утварь для Монтессори-игр. Возможно, будут полезны интерактивные развивающие плакаты об окружающей среде, животных, растениях и т.д.

3. Эстетическое воспитание

После двух лет ребенок начинает более или менее осознанно творить, он не просто оставляет след на бумаге, малыш рисует что-то конкретное. Поделки и рисунки ребенка отражают его настроение, эмоции и желания, поэтому их даже можно начинать анализировать.

В этом возрасте важно научить ребенка говорить на языке искусства, показать, как пользоваться разными материалами. Карандашами рисуют (какие разные бывают карандаши, чем отличаются восковые карандаши от грифельных, на чем рисуют карандашами, как держать карандаш и т.д. – ребенку так много всего нужно узнать и понять), из пластилина лепят (покажите приемы лепки, купите разный пластилин для экспериментов: плавающий, крупинками, застывающий) и т.д. Все это очень важно для развития личности ребенка, для формирования умения переживать свои эмоции в творчестве.

И, конечно, не забываем о музыке, игре на простейших инструментах, чтении и рассматривании книг. А еще пора на экскурсии и в детские театры! Ребенок уже отлично видит и понимает красоту вокруг.

При целенаправленном занятии творчеством к концу 3 года ребенок:

  • может осознанно и правильно использовать материалы для творчества (краски и кисти, карандаши, фломастеры, пластилин). То есть ребенок не играет с пластилином или тестом, не размазывает его по столу или крошит, а именно лепит простые фигурки, например, снеговика или улитку;
  • видит сходство между моделью и результатом своих усилий, например, между деревом за окном и своим рисунком дерева, ребенок может показать и объяснить, что и там, и там есть ветки, листья и т.п.;
  • может делать аппликации из готовых деталей, использовать несколько техник в одной работе, к примеру, посыпание крупой и прикатывание деталей из пластилина;
  • различать характер музыки, ритмично подыгрывать на простейших музыкальных инструментах.

Необходимые игрушки и материалы: материалы для творчества, природные материалы для поделок и аппликаций, подручные материалы (пластиковые бутылки, одноразовые тарелки и стаканы, соломинки, ненужные диски и т.д.), простые музыкальные инструмента, детский синтезатор, музыкальные книжки и игрушки.

4. Конструирование и моделирование

К 2-3 годам ребенок более осознанно занимается с конструктором, воспринимая его, однако, скорее как вспомогательное средство для игры, чем собственно игру. «Мне нравится играть с конструктором, потому что я могу из деталей сделать дом для мишки», - вот логика игры малыша.

Помощь взрослых – обязательное условие в играх с конструкторами. Кто, если не папа, покажет возможности конструктора, научит строить, собирать, компоновать. Но важно стремиться к самостоятельности: сначала – постройки по образцу (сделай как папа), потом – заданные постройки (построй домик), далее – свободная игра с конструктором.

При регулярном занятии конструированием и моделированием к концу 3 года ребенок:

  • узнает и правильно использует разные строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр и др.);
  • экспериментирует с расположением предметов, например, из одних и тех же деталей то мостик построит, то забор;
  • строит не абстрактные сооружения, а конкретные постройки для игры, к примеру, гараж для машинок, дом для куклы и т.п.;
  • может подбирать дополнительные элементы для сюжетной игры со своими постройками, пытается соотносить их по размеру;
  • понимает разницу между деталями разных конструкторов, умеет их сортировать.

Необходимые игрушки и материалы: различные конструкторы (см. статью «Раннее развитие: 1-2 года»)аксессуары для сюжетных игр. Например, столь любимый нами конструктор «Город» дополняем уже не только машинками и фигурками людей, но и железной дорогой, работающим светофором, бензозаправкой. Думаю, логика Вам понятна.

Кроме того, для развития детей 2-3 лет по-прежнему актуален спортивный комплекс и спортивный инвентарь (велосипед, самокат, мяч и др.), игрушки для воды и песочницы, развивающие книжки-игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»

Родительское собрание в подготовительной группе. «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе»Цели: расширение контакта между педагог...

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»...

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»

Родительское собрание по теме:«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачивоспитания и обучения детей 3-го года жизни»...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6–7 лет". Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: рассмот...

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Задачи воспитания и обучения детей в подготовительной группе"

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе....