ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья

Боровикова Елена Юрьевна

В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование первичной социализации воспитанников ДО  посредством организации  взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»[1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_portola_borovikova_kopaeva.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ

 И СЕМЬИ  В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Портола Л.Н,

Боровикова Е.Ю.

Копаева Е.Н.

МАДОУ  № 32 «Журавушка»

г.Губкин, Белгородская область

   В соответствии с  законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «формирование первичной социализации воспитанников ДО  посредством организации  взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»[1].
       В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в двух направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в нашем детском саду было проведено анкетирование. В целом, родители и педагоги высоко оценили деятельность ДОУ по организации взаимодействия с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители же, наоборот считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: медиков, учителей-дефектологов, психологов.[2].

Учитывая данную проблему, наш коллектив приложил немалые усилия для повышения уровня педагогической компетентности родителей. С целью формирования представлений о здоровом образе жизни и практических умений по оздоровлению детей старшей медсестрой проведены семинары-практикумы: «Здоровое питание детей дошкольного возраста», «Проведение закаливающих процедур в домашних условиях».  На встречу с родителями приглашались врач-педиатр и врач-иммунолог; с помощью наглядной агитации родители знакомились с профилактикой и лечением различных заболеваний у детей, основными параметрами их физического развития, нетрадиционной медициной.

При проведении спортивных праздников  в ДОУ создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям «Семейные старты», «Дни здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья» ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный ко Дню защитника Отечества.

Для выявления педагогической культуры родителей, педагоги  используют анкетирование,  написание сочинений на предложенную тему. Как показал проведенный опрос, родители некомпетентны в вопросах психического развития детей. С целью психологического просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний «круглого стола», дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование.

      С 2012 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ. Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей. На сайте ДОУ размещены рубрики специалистов: «Психолог и Я», «Учитель дефектолог советует…», где размещена актуальная, интересная и красочная информация по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В квалифицированной медицинской и психологической помощи нуждаются не только родители, но и некоторые педагоги. В числе трудностей, возникающих в работе с родителями, воспитатели указывают социально-экономические причины, недостаток у родителей времени для общения и их профессиональная занятость. Сложно работать с родителями, которым вообще безразличны вопросы воспитания и с теми, которые «все знают». Кроме того, часть воспитателей испытывает организационные и профессионально-личностные затруднения: не все умеют отобрать целесообразные формы и содержание работы, у некоторых воспитателей недостаточные знания возрастных и психологических особенностей детей, имеются коммуникативные затруднения.

В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний родной культуры, истории своего края и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к нравственно-патриотическим ценностям. В календаре нашего детского сада есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом. Стало доброй традицией проведение праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» с приглашением духовных лиц города и района.

    В использовании новых и разнообразных форм работы с семьями воспитанников отмечается положительная динамика: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками повседневной жизни детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате, использования различных форм и методов общения педагогов ДОУ с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детьми посещения детского сада, связь семьи с детским садом не теряется, а продолжает существовать, чему мы очень рады!

Литература:

  1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.
  2. БитяноваМ. Р. Организация работы  с родителями в детском саду. – М.: Совершенство, 1988. – 298 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие интереса у воспитанников шестого года жизни к декоративной росписи посредством знакомства с народным городецким промыслом в контексте ФГОС ДО» (из опыта работы)

В статье раскрыта система работы по развитию интереса у воспитанников шестого года жизни к декоративной росписи посредством знакомства с народным городецким промыслом....

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО ( из опыта работы)

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема партнерства детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так  как эта проблема включает в себя...

Выступление на педагогическом совете «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС ДОО(из опыта работы)

Экологическое воспитание - Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.  Развивающая предметно – пространственная среда ...

«Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы).»

Синельникова Павлина Алексеевна, воспитательГБДОУ детский сад №75 Приморского районаСанкт-Петербурга    «Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГО...

«Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»(из опыта работы) Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым ...