Педагогический совет "Организация литературного образования детей в контексте ФГОС ДО"
презентация на тему

Буклинова Лариса Серафимовна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_16_po_fgos.pptx101.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический Совет ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО .

Слайд 2

ФГОС ДО выделяет как один из базовых подходов к организации образовательного процесса – деятельностный подход (п.2.7.): образовательное содержание (задачи ОО) реализуется в ходе организации различных видов детской деятельности. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК: В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА – ВОСПРИЯТИЕ СТИХОВ; В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ – ВОСПРИЯТИЕ СМЫСЛА СКАЗОК, СТИХОВ; В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ – ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА .

Слайд 3

Детская деятельность как механизм развития ребенка организуется в специально созданной для этого предметно-пространственной развивающей образовательной среде (ФГОС ДО, п.2.8.)  соответственно РППС также создается на основе деятельностного подхода, обеспечивает предметные условия для организации всех видов детской деятельности в разных формах: совместно со взрослым и самостоятельно; фронтально, в подгруппе, индивидуально.

Слайд 4

Особенность такого вида детской деятельности как восприятие художественной литературы и фольклора заключается в том, что книга для ребенка – это двуединство текста и иллюстраций: восприятие текста, первое знакомство с текстом возможно для дошкольника через слушание, т.е. в совместной с взрослым деятельности ; самостоятельно ребенок воспринимает книгу через рассматривание иллюстраций и творческую деятельность на основе знакомого текста (разыгрывание, рисование, придумывание по мотивам и проч.). ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В РППС ЯВЛЯЕТСЯ КНИЖНЫЙ ЦЕНТР (КНИЖНЫЙ УГОЛОК, УГОЛОК ЧТЕНИЯ).

Слайд 5

ФГОС ДО определяет минимум содержания образования дошкольников(п.2.6 .): это 5 направлений развития и образования детей (образовательных областей); и по каждой ОО выделены определенные задачи. ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТАВЛЕНЫ В 2Х ОО: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 6

ЗАДАЧА ФГОС ДО: ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ); Привычное понятие: ф ормирование круга детского чтения (круг тех произведений, которые слушают и воспринимают дети) и на его основе развитие читательских интересов детей (избирательное отношение к книгам , выбор из литературы того, что больше нравится).

Слайд 7

ЗАДАЧА ФГОС ДО: РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА; ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ КАК ВИДАХ СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА; СТИМУЛИРОВАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ). Привычное понятие: Формирование ребенка как читателя ( грамотного, талантливого, вдумчивого, ответственного) , развитие его читательской культуры ( это по сути и есть развитие читателя в ребенке, воспитание у него эстетического,ценностно-смыслового восприятия текста: не только понимание смысла (« вдумчивое» чтение), но и опора на воображение, и эмоциональная включённость, сопереживание персонажам, и чувствование красоты художественного слова).

Слайд 8

Конкретизация поставленных ФГОС ДО образовательных задач по возрастным этапам развития ребенка определяется на уровне выбранных примерных комплексных программ (ФГОС ДО, п.2.7.) ЗАДАЧА ФГОС ДО (Речевое развитие): знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Слайд 9

Ясельная группа  Складывается первичный круг детского чтения (произведения – миниатюры). Младшая группа  Продолжает с кладываться первичный круг детского чтения. Средняя группа  Расширяется круг детского чтения – появляется осмысленный интерес к художественным текстам и разным видам творческой деятельности на их основе. Старшая группа  Появляется собственно художественное отношение к литературе: - Проявляется избирательность к произведениям определенных жанров (сказка, поэзия, реалистическая проза) - И содержания (приключенческое, фантастическое, историческое, природоведческое, лирическое). Подготовительная группа  Читательские интересы становятся глубже и четче: проявляются предпочтения и в жанрах, и в содержании, и в видах (проза-поэзия – драма) литературы + идет ознакомление с биографиями писателей, поэтов .

Слайд 10

Поддержкой читательских интересов детей становится книжный центр с разнообразием подборок книг разного содержания и жанров, в том числе книги для длительного чтения (тонкие книги для старших своего рода оскорбление – их читают малышам) и подборки книг для индивидуального чтения).

Слайд 11

ЗАДАЧА ФГОС ДО (Художественно-эстетическое развитие): развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре как видах словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

Слайд 12

Ясельная группа  Малыши явно предпочитают стихотворные тексты , воспринимают их на эмоциональном уровне, ребенка интересует не столько смысл, сколько звук, ему доставляет удовольствие ритм, рифмы, напевность текста; позже к эмоциям прибавится понимание сюжета, постепенно происходит и проникновение в смысл. С 2х до 3х лет ребенок может уже воспроизвести знакомый текст без книжки – иногда наизусть, иногда пересказывая по-своему. И , наконец, в раннем возрасте появляются первые попытки « инсценирования » с участием взрослых. К 3 годам дети нередко способны самостоятельно пересказать короткий прозаический текст.

Слайд 13

Младшая группа Восприятие текста наивное и ярко эмоциональное. В центре внимания ребенка главный герой, его внешность и действия, понимание мотивов поступков затрудненное. Средняя группа  Качественно меняется восприятие текста – дети начинают понимать различие между реальной жизнью и ее отражением в книге – отсюда появляется самоценный интерес к книге и ее слушанию.  Появляется осмысленный интерес к художественным текстам и разным видам творческой деятельности на их основе.

Слайд 14

Старшая группа  Появляются представления об особенностях некоторых жанров (загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица).  Проявляется стремление делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, характеры и поведение героев, рассказать о переживаниях, которые вызвала книга, пересказать понравившийся сюжет, прочитать наизусть любимое стихотворение. Подготовительная группа  Слушание , восприятие и понимание текста приближаются к собственно эстетической деятельности, когда ребенок воспринимает в единстве и смысл и художественную выразительность текста, чувствует красоту литературной речи, проецирует события и образы и поступки героев на себя и свои отношения с окружающими, стремится объяснить и выразить смысл произведения и свое к нему отношение в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совмест...

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких ...

Обеспечение условий взаимодействия родителей и педагогов в вопросах оздоровления и образования детей в контексте ФГОС.

Обеспечение условий взаимодействия родителей и педагогов в вопросах оздоровления и образования детей в контексте ФГОС...