Главные вкладки

    Педагогический совет "Организация литературного образования детей в контексте ФГОС ДО"
    презентация на тему

    Буклинова Лариса Серафимовна

    Презентация 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_16_po_fgos.pptx101.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Педагогический Совет ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО .

    Слайд 2

    ФГОС ДО выделяет как один из базовых подходов к организации образовательного процесса – деятельностный подход (п.2.7.): образовательное содержание (задачи ОО) реализуется в ходе организации различных видов детской деятельности. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК: В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА – ВОСПРИЯТИЕ СТИХОВ; В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ – ВОСПРИЯТИЕ СМЫСЛА СКАЗОК, СТИХОВ; В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ – ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА .

    Слайд 3

    Детская деятельность как механизм развития ребенка организуется в специально созданной для этого предметно-пространственной развивающей образовательной среде (ФГОС ДО, п.2.8.)  соответственно РППС также создается на основе деятельностного подхода, обеспечивает предметные условия для организации всех видов детской деятельности в разных формах: совместно со взрослым и самостоятельно; фронтально, в подгруппе, индивидуально.

    Слайд 4

    Особенность такого вида детской деятельности как восприятие художественной литературы и фольклора заключается в том, что книга для ребенка – это двуединство текста и иллюстраций: восприятие текста, первое знакомство с текстом возможно для дошкольника через слушание, т.е. в совместной с взрослым деятельности ; самостоятельно ребенок воспринимает книгу через рассматривание иллюстраций и творческую деятельность на основе знакомого текста (разыгрывание, рисование, придумывание по мотивам и проч.). ПОДДЕРЖКОЙ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА В РППС ЯВЛЯЕТСЯ КНИЖНЫЙ ЦЕНТР (КНИЖНЫЙ УГОЛОК, УГОЛОК ЧТЕНИЯ).

    Слайд 5

    ФГОС ДО определяет минимум содержания образования дошкольников(п.2.6 .): это 5 направлений развития и образования детей (образовательных областей); и по каждой ОО выделены определенные задачи. ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТАВЛЕНЫ В 2Х ОО: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Слайд 6

    ЗАДАЧА ФГОС ДО: ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ); Привычное понятие: ф ормирование круга детского чтения (круг тех произведений, которые слушают и воспринимают дети) и на его основе развитие читательских интересов детей (избирательное отношение к книгам , выбор из литературы того, что больше нравится).

    Слайд 7

    ЗАДАЧА ФГОС ДО: РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА; ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ КАК ВИДАХ СЛОВЕСНОГО ИСКУССТВА; СТИМУЛИРОВАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ). Привычное понятие: Формирование ребенка как читателя ( грамотного, талантливого, вдумчивого, ответственного) , развитие его читательской культуры ( это по сути и есть развитие читателя в ребенке, воспитание у него эстетического,ценностно-смыслового восприятия текста: не только понимание смысла (« вдумчивое» чтение), но и опора на воображение, и эмоциональная включённость, сопереживание персонажам, и чувствование красоты художественного слова).

    Слайд 8

    Конкретизация поставленных ФГОС ДО образовательных задач по возрастным этапам развития ребенка определяется на уровне выбранных примерных комплексных программ (ФГОС ДО, п.2.7.) ЗАДАЧА ФГОС ДО (Речевое развитие): знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    Слайд 9

    Ясельная группа  Складывается первичный круг детского чтения (произведения – миниатюры). Младшая группа  Продолжает с кладываться первичный круг детского чтения. Средняя группа  Расширяется круг детского чтения – появляется осмысленный интерес к художественным текстам и разным видам творческой деятельности на их основе. Старшая группа  Появляется собственно художественное отношение к литературе: - Проявляется избирательность к произведениям определенных жанров (сказка, поэзия, реалистическая проза) - И содержания (приключенческое, фантастическое, историческое, природоведческое, лирическое). Подготовительная группа  Читательские интересы становятся глубже и четче: проявляются предпочтения и в жанрах, и в содержании, и в видах (проза-поэзия – драма) литературы + идет ознакомление с биографиями писателей, поэтов .

    Слайд 10

    Поддержкой читательских интересов детей становится книжный центр с разнообразием подборок книг разного содержания и жанров, в том числе книги для длительного чтения (тонкие книги для старших своего рода оскорбление – их читают малышам) и подборки книг для индивидуального чтения).

    Слайд 11

    ЗАДАЧА ФГОС ДО (Художественно-эстетическое развитие): развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре как видах словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

    Слайд 12

    Ясельная группа  Малыши явно предпочитают стихотворные тексты , воспринимают их на эмоциональном уровне, ребенка интересует не столько смысл, сколько звук, ему доставляет удовольствие ритм, рифмы, напевность текста; позже к эмоциям прибавится понимание сюжета, постепенно происходит и проникновение в смысл. С 2х до 3х лет ребенок может уже воспроизвести знакомый текст без книжки – иногда наизусть, иногда пересказывая по-своему. И , наконец, в раннем возрасте появляются первые попытки « инсценирования » с участием взрослых. К 3 годам дети нередко способны самостоятельно пересказать короткий прозаический текст.

    Слайд 13

    Младшая группа Восприятие текста наивное и ярко эмоциональное. В центре внимания ребенка главный герой, его внешность и действия, понимание мотивов поступков затрудненное. Средняя группа  Качественно меняется восприятие текста – дети начинают понимать различие между реальной жизнью и ее отражением в книге – отсюда появляется самоценный интерес к книге и ее слушанию.  Появляется осмысленный интерес к художественным текстам и разным видам творческой деятельности на их основе.

    Слайд 14

    Старшая группа  Появляются представления об особенностях некоторых жанров (загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица).  Проявляется стремление делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, характеры и поведение героев, рассказать о переживаниях, которые вызвала книга, пересказать понравившийся сюжет, прочитать наизусть любимое стихотворение. Подготовительная группа  Слушание , восприятие и понимание текста приближаются к собственно эстетической деятельности, когда ребенок воспринимает в единстве и смысл и художественную выразительность текста, чувствует красоту литературной речи, проецирует события и образы и поступки героев на себя и свои отношения с окружающими, стремится объяснить и выразить смысл произведения и свое к нему отношение в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

    Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования

    Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

    Доклад на педагогическом совете "Роль детской книги в литературном образовании детей"

    Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совмест...

    «Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких ...