Развитие речи в средней группе с игровыми элементами развивающей среды «Фиолетовый лес».
статья (средняя группа)

 

Детство это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые и ностальгические воспоминания, свободные от недостатка времени на «бесполезность» и «ничегонеделание», от скучных занятий.

Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

В современном мире, наряду с развитием экономики и науки, с увеличением объёма знаний в различных областях, детский сад призван помочь детям в усвоении элементарных знаний на достойном уровне, с использованием новых техник и технологий.

В современной педагогике существует большое количество игр, в том числе дидактических, которые развивают сенсорные и интеллектуальные способности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи в средней группе с игровыми элементами развивающей среды «Фиолетовый лес».

ФГОС ДО определяет одну из задач речевого развития: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. «Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ. ФГОС ДО определяет одну из задач речевого развития: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества. «Фиолетовый лес» многофункциональное сенсорное панно.

Во-первых «Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. В процессе игры с фиолетовым лесом у детей развивается мелкая моторика, т.к. пособие содержит очень много мелких деталей на липучках и вкладышей, которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие. Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов – множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей.  «Фиолетовый лес» - неограниченное поле деятельности для творчества и самовыражение детей.

Во-вторых трансформируема т.е. должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Здесь всё просто все детали леса легко снимаются, заменяются и дополняются.

Третье требование – полифункциональность. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей. (например, цветочки, листочки, кружочки можно использовать при игре с детской посудой в качестве каши, супа). Можно использовать на различных эстафетах, соревнованиях. Например, быстро перенести птиц и животных из одного леса в другой, пересадить цветы на другую поляну, вариантов множество. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств, так, например, мы знакомим ребёнка со счётом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.

Используя сенсомоторное панно, по направлению речевое развитие, а в частности по формированию лексико - грамматического строя речи. Развитие лексико -  грамматической стороны речи – залог успешной речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим уровнями языковой системы, которые положительно влияют на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создают предпосылки для появления планирующей функции речи.

Используя его в практике, решаем следующие задачи:

- формируем понимание грамматических категорий (согласование числа и рода). Например, дидактические игры: «Покажи где?» (На панно макеты деревьев, грибов, цветов; на одном дереве одна птица, под деревом один гриб, два цветка и на другом дереве три птицы, под деревом два гриба, один цветок. – Покажи, где птица на дереве, а где птицы на дереве? Где гриб, а где грибы? где цветок, а где цветы?

Следующая игра, которая решает задачу лексико- грамматической стороны речи - это формирование и преобразование имени существительного единственного числа во множественное число - «Один - много», (на панно макеты дерева и деревьев, птицы и птиц, цветка и цветов, бабочки и бабочек, гриба и грибов).   Одно дерево - много деревьев, одна птица – много птиц, один цветок - много цветов, одна бабочка – много бабочек, один гриб – много грибов.

Всегда сложно даются детям задания, связанные с    употреблением имён существительных в родительном падеже множественного числа. Это задача легко решается на данном панно - «Кого много в лесу?» (на панно зимний пейзаж, макеты деревьев, зайцев, волков, лисиц, белок. – Много белок, зайцев, волков, лисиц).  Аналогичные задания, направленные на решение данной задачи, это игры: «Кого много во дворе?»  «Чего много в овощном магазине?»;

Вариативность – это четвёртое требование. Дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию. (например, из листочков можно составить узор или логический ряд и т.д.)

Пятое требование – доступность. Доступ к нему абсолютно свободный для всех детей без исключения. Последнее требование-безопасность. Все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Мы зайдём в «Фиолетовый лес»

Ожидает нас много чудес

По тропинкам мы будем гулять,

Тайну леса хотим разгадать.

К гномам радужным в гости зайдём

Вместе с Долькой цветы соберём

Малыш ГЕО научит играть,

Лес любить и друзьям помогать.

Ворон Мэтр нам покажет квадрат,

Заниматься с детьми ворон рад

На чудесной поляне всегда

Небольших паучков чехарда.

Мудрый Юк нам поможет в пути,

Как дорогу к полянке найти

Нам Незримка поможет попасть,

К заповедному озеру «Айс»

Своё озеро он охраняет

И в холодные льдинки играет.

В цифроцирк не забудем зайти

И Магнолика в цирке найти.

Мы конструктор возьмём поиграть

Будем буквы скорей собирать.

Пчёлка Жужжа покажет нам соты,

У неё очень много работы.

Отдохнём на полянке ковровой

И пойдём путешествовать снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»

Занятие направленно на создание условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.Обучение навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».Развивает...

Конспект Открытого занятия по познавательно исследовательской деятельности (Развитие речи) в средней группе « А», с элементами моделирования, на тему: «Путешествие в сказку. Зимовье зверей»

Открытое занятие Цель: Развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста.Задачи: Образовательные- Активизировать словарный запас детей, формировать умения использовать в речи- обобще...