Проект "Приобщение к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска
«Детский сад № 23»
Проект:
«Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией»
Автор – музыкальный руководитель Гущина Анжелика Леонидовна
Актуальность проблемы:
Воспитание экологической культуры- одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания- всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Русская народная песня – это итог наблюдения за окружающей природой, с которой неразрывна связана жизнь простого народа. Простой ритмический рисунок, обилие гласных, интересное содержание потешек помогают в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. У детей исчезает излишнее напряжение дыхательного и артикуляционного аппарата, скованность голосовых связок. Хороводные русские народные песни, частушки, заклички, прибаутки, частушки поддерживают у детей интерес к поэтическому слову, у детей формируется художественный вкус, речь обогащается народными выражениями, поэтическими оборотами, воспитывается гуманное отношение детей к природе.
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией- тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Все народные праздники связаны с природным окружением и недаром названы календарными. Они связаны с природой, которая окружала человека на протяжении всей его жизни.
Дети слушают, потом размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
Я разработала систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий, подобрала репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности. Составила сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного материала.
Цель: Содействовать развитию у детей экологических культуры посредством фольклора.
Задачи:
- Определить педагогические условия приобщения к экологической
культуре средствами музыкального фольклора;
- Воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об природных явлениях в разное время года;
- Воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление, воображение через народное творчество
- Приобщать к духовным ценностям народной культуры, воспитывать уважение к русской природе.
Тип проекта: творческий
Сроки проведения: Сентябрь- май
Руководитель проекта: Музыкальный руководитель Гущина А.Л.
Участники проекта:музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей – подготовительной группы.
Продукт проектной деятельности:
Фольклорное развлечение «Во садули в огороде»»
Фольклорный праздник «Осенины»
Посиделки «Никола – зимний»
Фольклорное развлечение«Пришли Святки, запевай колядки»
Фольклорный праздник «Пасха»
Фольклорный праздник «Троица»
Фольклорный праздник «Иван Купала»
Музыкально-театрализованное представление «В гостях у мухи Цокотухи»
Содержание деятельности по реализации проекта:
Перспективное планирование работы с детьми
Содержание | Задачи | Музыкальный материал | Формы проведения, методы и приёмы | Время проведения |
«Во саду ли в огороде» | Приобщать к народному творчеству, Продолжать знакомить с огородными растениями и их значением для человека. | Использование фольклора: русские народные попевки и песни: «Картошка моя», «Помидор», «Дождик», «Я на камушке сижу», «Пойду лук я полоть» Русский народный танец «Перелётка» Русские народные игры: «Огуречик», «В огороде бел козёл», «Косые огороды», «Капуста» Игра на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре «Во саду ли в огороде» | Развлечение | Сентябрь |
«Осенины» | Воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие, формировать знания об осенних явлениях природы, развивать творческие способности и умение исполнять русские народные пляски. | Хоровод «Как на осени именины», «У рябинушки». Русские народные песни: «Долговязый журавель» «Курочка по зёрнышкам» Частушки Русские народные пляски: «Калинка», «Балалайка» Русские народные игры: «Марома», «Кривое колесо» Инсценирование сказки «Лиса и журавль» | Фольклорный праздник (исполнительская деятельность, игры) | Октябрь |
Посиделки «Никола – зимний» | Формировать интерес к русскому фольклору на примере народных игр, песен, танцев. Формировать познавательную активность. Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты. Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмам игры на ложках. | Песня «Жили-были», «Спляшем Ваня» Игра в оркестре на детских муз.инструментах «Долговязый журавель», «Купим мы бабушка» Русские народные игры: «Золотые ворота», «Ремешок». Игра на хохломских ложках «Весёлые ложкари» | Занятие - развлечение | Декабрь |
«Пришли Святки, запевай колядки» | Продолжать знакомить детей с русским фольклором, формировать интерес к зимним развлечениям народным песням и играм. Воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества. | Исполнение колядок, Хоровод «Метелица», Русская народная песня «Ой, ты зимушка – сударушка» Русские народные игры: «Как у нашего Мороза», «Снежная баба» Театрализованное представление «Коза и медведь» Игра на самодельных музыкальных инструментах в шумовом оркестре «Кадриль» | Развлечение | Январь |
«Пасха» | Продолжать приобщать детей к фольклору, развивать творческую и познавательную активность детей, научить выразительно исполнять народные песни и исполнять плясовые движения. | Заклички «Синички-сестрички», «Верба-красна», «Кулик из-за моря» Русские народные песни «Комара женить мы будем» Хороводы «Как под наши ворота», «У меня ль во садочке» Русские народные танцы: «Подгорка», «Выйду на улицу» Русские народные игры «Вербочка», «Карусель», «Огородник и воробей» Игры с крашенками Разукрашивание народными символами пасхальных яиц. | Комплексно-тематическое занятие | Май |
«Троица» | Познакомить с обычаями празднования Троицы. Закрепить умение складывать из бумаги фигурки животных в технике «оригами». Формировать творческое воображение и эмоциональное отношение к фольклору. Продолжать формировать бережное отношение к живой природе. | Закличка «Коси, коса» Хороводы: «Со вьюном я хожу», «Берёзонька», «Среди лужочка берёза стояла», «А я по лугу гуляла» Русские народные игры: «Венок», «Побивушки», «Селезень и утушка», «Волк и зайцы» Русская пляска «Весёлые наигрыши» Игра на русских народных и самодельных музыкальных инструментах «Светит месяц» | Фольклорный праздник | Июнь |
«Иван Купала» | Формировать экологические убеждения,экологическую культуру, ответственность за окружающее, активизировать познавательную деятельность. Используя фольклор, воспитывать любовь к народной песне. | Русские народные заклички: «Радуга», «Дождик лей» Хоровод «Как в лесу, лесу, лесочке», «Травушка-муравушка» «На Ивана, на Купала» Русские народные песни: «По деревне идёт Ваня пастушок», «Трава моя трава», «Земляниченька», «На зелёном лугу». Летние частушки. Русские народные игры:«Купальские веночки», «Заря-заряница», «Сова». | Фольклорный праздник (исполнительская деятельность) | Июль |
Работа с педагогами
- Консультации
- Творческая презентация
- Опросные методы (анкетирование)
- Педсовет
Работа с родителями
- Консультации
- Родительские собрания
- Информационные стенды, папки передвижки
- Опросные методы (анкетирование)
Вывод:Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает увидеть раннее не замеченное, услышать природу, её голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям.
Используемая литература:
- «Фольклорно-экологические занятия с детьми дошкольного возраста»- Г.А.Лапшина
- «Русские народные праздники в детском саду»- М.Ю.Картушина
- «народные праздники в детском саду»- М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/31/picture-185464-1667232882.jpg)
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-221581-1471113232.png)
Доклад на МО "Знакомство детей с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием"
Доклад на Методическом объединении в рамках годового плана ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-912552-1491202623.jpg)
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/21/picture-1416914-1661091395.jpg)
Знакомство с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием.
Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засор...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-1360858-1680519351.jpg)
Конспект НОД с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе знакомство детей с фольклором Тема: «Русский фольклор - душа народа»
Формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством....