Знакомство с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием.
методическая разработка (старшая группа)

Бойчикова Елена Олеговна
Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний. Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. С фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием.

Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. С фольклором ребёнок  встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Система гуманитарнно- экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста предусматривает использование комплекса педагогических средств.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. Одним из таких средств является прогулка. Чтобы прогулка проходила более интересно и эмоционально, проводя наблюдения за живыми объектами нужно больше использовать потешек, пословиц, поговорок . Наблюдая за птицами напомнить детям народную поговорку : «Подкорми птиц зимою послужат тебе весною» Почитайте детям стихотворение

 Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся как домой,

 Стайки на крыльцо

 Сколько гибнет их- не счесть

 Видеть тяжело

 А ведь в нашем сердце есть и для них тепло!

В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие.

 Проводя наблюдения за всходами растений на огороде, знакомим детей с сорной травой- сорняками. Объясняя детям почему нужно избавляться от сорняков.

 Прочитать потешку:

«Иван – Иван

 Вырывай бурьян

 Чтобы выросла репка

 Сладкая да крепкая

 Чтобы вырос бобок

 Чтобы вырос огурец

 Длинноусый молодец!

Заклички, приговорки – дают возможность узнать о явлениях природы. Через них народ обращался к дождю:

 Дождик лей – поливай – будет хлеба урожай.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Беседуя о зиме,  вспоминаем,  какая была суровая:

 Уж ты Зимушка-зима,

 Зима вьюжная была,

 Все крутила, все мела

 Примораживала!

Одним из средств экологического-гуманитарного образования

является приобщение детей к театральному искусству, формирование у них базиса личной культуры через творчество и красоту. Игра была и остаётся предметом многочисленных научных исследований с точки зрения её связи с детским творчеством. Творческий потенциал игры огромен, особенно игры театрализованной.

Театральная деятельность способствует развитию и воспитанию в детях эмоциональной отзывчивости и гуманных чувств, творческого воображения и инициативы, чувства партнёрства, развитию образности и выразительности речи детей. Театрально-игровая экологически ориентированная деятельность пробуждает в детях сочувствие к братьям меньшим, позволяет действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе.

Следует отметить, что в театрализованной деятельности воспитательный эффект достигается и самим процессом работы над спектаклем: атмосфера совместного творчества, эмоциональный подъём, нестандартные условия общения, ожидание .чуда - будущего спектакля. Всё это благоприятно влияет на развитие ребёнка. Театр помогает ребёнку открыть для себя окружающий мир с романтической, занимательной, сказочной стороны.

Работа над экологическим спектаклем начинается с подбора литературного материала.

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней.

Очень важно, чтобы в основе произведения лежал конкретный естественнонаучный экологически значимый факт или событие, определено календарное время года.

Для детей интересно, как наблюдаемые в деятельности явления природы раскрываются как бы с новой для них стороны.

В. Бианки создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Эти сказки - первая для ребенка маленькая азбука лесной жизни, азбука самых первоначальных биологических знаний. Он умеет вызвать интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. В. Бианки привлекает ребенка к самостоятельному решению вопросов, проблемных ситуаций и загадок, учит его наблюдать и смотреть так, чтобы природа добровольно открыла свои тайны. Сказки В. Берестова и Н. Павловой - прекрасный материал для создания сценария. Так, сказка В. Берестова «Честное гусеничное» ненавязчиво, в занимательной форме рассказывает детям об этапах развития бабочки, о том же, но в иной форме Н. Павлова говорит в сказке «Большое чудо». Закрепить знания детей о различных деревьях поможет её же сказка «Назови меня по имени», а черный котёнок из сказки «В сумерке леса» поможет разобраться в способах маскировки животных.

Сказки Т. Дудочкина поучительны, раскрывают повадки птиц и зверей, позволяют услышать «разговоры» деревьев и трав. Они высмеивают хвастовство, зазнайство и глупость, утверждают силу дружбы. Так Скворушка из сказки «Почему хорошо на свете» обращается с этим вопросом к Дождю и Птицам, Гнетам и Насекомым. И ребёнок получает знания о взаимосвязи всего живого на Земле, получает заряд доброты и понимания.

Способность к эстетическому переживанию, связанному с красотой и величием Природы, отражение системы знаний о живом в художественно-творческой деятельности - составляют базис экологического воспитания ребёнка-дошкольника, источник его Культурного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Русская народная песня- это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка , потешка, загадка, пословица, считалка, частушка-это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный , выразительный, образный язык побуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм- это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная , и несомненно, очень интересная

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса. Дети слушают , поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло и доброта, уважение и милосердие- это уже охрана природы. А это нужно и цветам, и деревьям, и всем людям!

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, например:

Здесь полянка  мягче шёлка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка, берегись, …!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит , лес поёт!

Убегайте без оглядки-

Волк идёт, волк идёт!

Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы: береги нос в большой мороз.
       Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

 Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка.

 

Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

         Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.
Несомненно, что на этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде            

Воспитатель в своей практике используют загадки - древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, педагог может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие, в  познание окружающего мира.

Вывод: Сближение с русской народной культурой  необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает  в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

И как сказал К.Д.Ушинский:  “От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш”.

   

Знакомство с русским народным фольклором во взаимосвязи с экологическим воспитанием.

Введение:

1.  Фольклор и экология как важные факторы развития личности.

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования.

1.2 Фольклор – источник познания.

2. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры.

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания.

Литература.

Приложение.

Введение

Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным.

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического материала;

- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

1.Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1.Экологическая культура как результат экологического образования

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.

Русский фольклор –душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. С фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

 Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры. Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

               

1.2 . Фольклор – источник познания.

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ... Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь ребёнка. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные,  разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка.  Фольклор  эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская народная песня- это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка , потешка, загадка, пословица, считалка, частушка-это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный , выразительный ,образный язык побуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм- это ключ к познанию окружающей среды.Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Дети нашей группы с удовольствием на музыкальных занятиях разучивают народные песни, хороводы. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу,ее голоса. Дети слушают , поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло и доброта,уважение и милосердие- это уже охрана природы.А это нужно и цветам, и деревьям, и всем людям!

Попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

II. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры.

2.1. Создание технологии фольклорно – экологического воспитания.

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.

• Доступность содержания детям дошкольного возраста.

• Познавательная и нравственная значимость.

• Возможность формирования  умения чувствовать природный мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

 Наблюдая за птицами можно напомнить детям народную поговорку : «Подкорми птиц зимою послужат тебе весною» Почитайте детям стихотворение

 Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся как домой,

 Стайки на крыльцо

 Сколько гибнет их- несчесть

 Видеть тяжело

 А ведь в нашем сердце есть и для них тепло!

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой ... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле.  

Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклички и приговорки необходимо использовать, прежде всего,  как игровой прием.

Например:

Наблюдая за радугой, дети могут попросить ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай

Сколько хочешь поливай

 Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает  не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки. Они, как правило, сопровождают игры детей (с их пальцами, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха

Ушла с голодухи.

Третью - савраску

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.

Мы наблюдали,  как убирают сухую траву на участке дворники; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.

Стучит, бренчит на улице

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь?»

«Сено косить»

«На что тебе сено?»

«Коровок кормить»

«На что тебе корова?»

«Молоко доить»

«На что тебе молоко?»

«Ребенка поить»

Среди прибауток много небылиц. Их  используем для игр типа «Бывает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д.

Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

Апрель водой славен, почками красен.

Без росы и трава не растет.

Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы  ставили опыты. Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.

Почему некоторые птицы ночуют в снегу?

Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?

 Почему трава под снегом остается зеленой?

 Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы. Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной  и клюквы(обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем зарисовать их в альбоме.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые  предлагала детям,  рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей). Разбирая загадки,  обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы  сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:

У красы-березки        

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

         Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик        - побегайчик и т.п.

• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).

• В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фольклором  проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Дети, видя отдельные явления природы, воспринимают их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ними картины мира. Моя задача - помочь ребятам обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательную ценность и воспитательное значение фольклора для детей в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Занятия по экологии я преподношу только в светлых тонах, при этом ярко выделяю позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности.

Для большей наглядности в группе создан уголок экологического воспитания. В его создании принемали участие родители группы. Всё началось с организации фотовыставки "Живой мир природы вокруг нас". Затем, была организована выставка книг о природе. Создан уголок для проведения опытнической деятельности. Дети и родители были так заинтересованны созданием уголка, что сами начали приносить коллекции настоящих жуков,бабочек. Покупать игрушечных домашних и диких животных. Ребята с большим интересом стали рисовать и лепить животных и насекомых.

Вывод: Сближение с русской народной культурой  необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает  в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

 

Литература

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2002. – 335 с.

Волосникова, Т.В, Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – 6. – С. 16-17

Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Лапшина Г.А.- Волгоград: Учитель, 2006.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство/Сост. В.П.Аникин. М., 1991.

Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. Г. Д. Рыженков. М., 1992.

Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Мой опыт убеждает возможности использовать фольклор во в...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...

Отчет о проведенной Недели: Степанова Е. Н. Гр. №6 «Ежата»-«Знакомство с русским народным фольклор"

Отчет о проведенной Недели: Степанова Е. Н. Гр. №6 «Ежата»-«Знакомство с русским народным фольклор"...

2 младшая группа календарно-тематическое планирование на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"

Календарно - тематический план во 2 младшей группе на неделю "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"...

«Баю-башки-баю! Баю куколку мою …» Знакомство с русской народной куклой и русским народным фольклором (колыбельные песни)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 146»Вечер развлечений «Баю-башки-баю!  Баю куколку мою …»Знакомство с русской народной куклой...