Родительское собрание
методическая разработка (младшая группа)

Абелева Наталья Геннадьевна

Адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптационный период67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методическая разработка плана-конспекта

родительского собрания»

Выполнила Абелева Наталья Геннадьевна.

Тема родительского собрания:

«Взаимодействие семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Цель:

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.

 Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между участниками педагогического процесса;
  • объединить усилия взрослых для более легкой адаптации детей к ДОУ;

Предварительная работа:

1.Создание «Почтового ящика», вопросы родителей по интересующим вопросам в области адаптации детей к ДОУ (за неделю до родительского собрания)

2.Анкета-прогноз «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение «  (Печора К.Л.).

3.Информация в родительском уголке на тему «Рекомендации для родителей в  период адаптации ребенка к детскому саду».                                                                       План родительского собрания:                                                                        1.Ознакомление с целью и задачами собрания.                                                          2. Знакомство родителей между собой и воспитателями (использование игрового метода).                                                                                                  3.Доклад воспитателя «Адаптация детей к ДОУ».

4. Обсуждение вопросов по результатам анкетирования, «писем в почтовом ящике».

5.Вопросы родителей.

6. Итог родительского собрания.

Основное содержание родительского собрания:

Вступительное слово:

Добрый день дорогие родители! Тема нашего собрания довольно серьезная и требует полного рассмотрения. Согласуя свои действия с  семьей, наш детский сад  старается дополнить и компенсировать домашние условия воспитания. Только активная двусторонняя связь может компенсировать «неполноценность»  существования, улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь детей с окружением. Главное, чтобы ребенок,  как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно.

Нельзя не вспомнить слова А.С Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В ДОУ дети проводят достаточно большое количество времени. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.

Давайте немного поразмышляем - «Что же такое семья»  (ответы родителей)

Очень точно и правильно о семье и семейных ценностях сказал В.А.Сухомлинский: «Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Но без взаимодействия семьи и других социальных институтов в частности ДОУ, достигнуть благополучного воспитания невозможно.

Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое внимание на развитие личности детей. Все лица причастны к воспитанию,  должны действовать сообща, придти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают, кому верить, за кем идти. 

Прежде чем рассмотреть тему адаптации детей  к ДОУ  предлагаю Вам , дорогие родители игру которая называется «Стул для вопросов».

(Один из участников родительского собрания  садится на стул в центре комнаты. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов шуточная. Об этом было договорено заранее.  Сидящий на стуле ,  быстро и правильно отвечает на вопросы. В качестве арбитра и ведущего выступает педагог. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки, или неправильного ответа , его место занимает тот, чей вопрос был последним).

Предлагаю Вам небольшую консультацию по теме адаптация детей к ДОУ.

Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей до 3,5-4 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Период адаптации требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Активное сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.                                                                                   Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, неизвестных людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на д/с плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в д/с с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.                                                                          Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребёнок до 3-х лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В д/с приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим для ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.

2. Отрицательное первое впечатление от посещения д/с. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в ДОУ.

3. Психологическая неготовность ребёнка к д/с. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

4. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в д/с.

5. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Родители, отдавая сына или дочь в ДОУ, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти.

Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к д/с. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в д/с, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Ребёнок может привыкать к садику 2-3 месяца. Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли “мамы” и “папы”. Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу. Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.  Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по - разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.

А сейчас  предлагаю вам ознакомиться с уровнями адаптационного периода детей к ДОУ. Существует три степени  адаптации:

Легкая адаптация

-почти половина детей составляет самую благополучную

группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием.

Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно

кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем

остановить своё внимание на чем-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей

инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Средняя степень адаптации

-в эту группу попадают дети без нервных расстройств

-они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. При этом

типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он

назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями

воспитателя.

На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать

установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому

организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации

заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.

Тяжелая степень адаптации

-дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), короткие вспышки температуры; бывают сложные психические реакции организма, истерики.

Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка:

Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?».

Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой

адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог!

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот

период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на

разлуку с ней.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и

легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Каким детям легче перенести адаптационный период:

1.Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и прочее).

2.Детям, физически здоровым, т. е. не имеющим хронических заболеваний.

3.Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому).

4.Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).

5.Детям, чей рацион питания приближен к саду.

Предлагаю рассмотреть вопросы, которые вы отправили в наш «Почтовый ящик».

Обсуждение вопросов родителей связанных с адаптацией детей к ДОУ.                                                              

Давайте объединим наши усилия в предъявлении детям единых требований

ведь наша общая цель: воспитывать добрых, отзывчивых детей, любящих и

уважающих маму и папу, бабушек и дедушек, сестренок и братишек, всех

друзей и близких. Ведь только в совместной работе над воспитанием наших детишек, мы добьемся хороших результатов, сможем вырастить достойных граждан нашей Родины.

Предлагаю посмотреть  презентацию «Наш день в детском саду».

Здесь показаны все режимные моменты одного дня. Цель показа презентации заключается в том, чтобы родители смогли увидеть, чем заняты дети в течение дня. Создать атмосферу доброжелательного отношения к воспитательно - образовательному процессу, к воспитателю, к организации жизнедеятельности для детей в ДОУ.

Советы родителям :

  • В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала ДОУ.
  • В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и сообщать о них работникам детского сада.
  • В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
  • Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребенка впечатлениями.

Решение и обсуждение  возникших в ходе собрания вопросов.

Заключительная часть: Предлагаю вам уважаемые родители  в завершении нашей встречи , создать цветок добрых высказываний и пожеланий. Родителям раздаются лепестки цветка, и они на них пишут пожелания для своих деток, для воспитателя. Лепестки приклеиваются к серединке цветка. Цветок помещается в родительский уголок.  

И на прощанье я хочу Вам прочитать небольшое стихотворение Н.Агошковой                    Дом окнами в детство

Дом, в котором все окна распахнуты в детство,
Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.
Мне милее и краше всех зданий на свете
Дом, в котором с утра собираются дети.

Поселились здесь сказки, звучит звонкий смех,
И внимания, ласки хватает для всех.
Стал он домом родным для детей – дошколят,
Неразлучны мы с ним – это наш детский сад!

И внутри он наряден, и светел, и ярок,
Каждый день детворе – как волшебный подарок.
Воспитатели с ними не просто играют –
Дети жизни азы в детсаду постигают!

Подведение итогов собрания.

На этом наше собрание окончено. Спасибо за Ваше внимание! До новых встреч!

Место проведения родительского собрания МБДОУ д/с №1 «Солнышко»
26.04.2019г.

На собрании присутствовали родители группы «Одуванчик». Количество присутствующих -18 человек, что составляет 80 % .

Категории семей:

  • Многодетные-2
  • Неполные семьи (матери-одиночки)-4
  • Полные семьи-12.

Отзывы родителей о собрании:

Маслак Т.В.

На собрании затронуты вопросы об адаптации детей к детскому саду. Даны воспитателем рекомендации и советы по интересующим нас вопросам. Очень интересна презентация, которая ознакомила нас с занятиями, играми и режимными моментами в ДОУ.

Обедина Н.О.

Речь воспитателя грамотна, рассказ доступен и понятен родителям. Очень интересна была игра в самом начале родительского собрания. Она помогла родителям преодолеть чувство дискомфорта, стать ближе друг к другу.

Теркина Е.С.

Рекомендации воспитателя по адаптации детей к детскому саду очень полезны. Я узнала о том, что адаптационный период разделяется на три группы. Мой ребенок прошел адаптацию в легкой форме.

Бренинг Е.В.

Мой сын переживает третью группу адаптационного периода - тяжелую.

Он часто болеет, плачет по утрам, не хочет идти в детский сад. Родительское собрание позволило мне понять, что такое адаптационный период и как преодолеть это тяжелое время как ребенку, так и нам –родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...