"Особенности формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Тимофеева Елена Григорьевна

Материал будет полезен как педагогам, так и родителям. Ведь готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_shkole.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста

Подготовка ребенка к школе предполагает воспитание у ребенка осознанного положительного отношения к учебной деятельности. Ребенку необходимо помочь в осознании важности и необходимости обучения в школе, создать условия для появления желания стать учеником, создать условия для появления интереса и симпатии к ученикам, а также уважения к профессии учителя.

Успешность подготовки к обучению в школу детей во многом зависит от того, насколько эффективно педагог использует игру, учитывает в игре особенности и своеобразие деятельности ребенка. Повышенное внимание к учебному процессу с детьми старшего дошкольного возраста иногда приводит не только к тому, что значение игры недооценивается, но и к тому, что у ребенка могут формироваться отнюдь неблагоприятные отношения к учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу определяется, прежде всего, сменой социальной позиции ребенка дошкольника, сменой его деятельности. При переходе в школу ребенок вынужден принимать позицию школьника, которая имеет целый ряд обязанностей и прав, тем самым занимать иное положение в обществе, нежели в детском саду. Готовность ребенка к обучению отражается в отношении ребенка к школе, учителям, учебной деятельности. Таким образом, трансформируется вся социальная ситуация развития ребенка.

В процессе игровой и другой продуктивной деятельности сознание ребенка постепенно готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, происходит формирование новых качеств личности ребенка, которые необходимы ему в будущем обучении в школе. В процессе продуктивных видов деятельности, в частности, в конструировании, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные интересы и желания, интересам товарищей, выполнять и подчиняться установленным правилам, прилагать определенные усилия для преодоления возникающих трудностей. В процессе конструктивной деятельности формируется самостоятельность, инициативность, организованность ребенка, развиваются творческие способности. Все эти качества и особенности личности необходимы для эффективного обучения в школе.

Методы и приемы, которые применяет педагог для ознакомления ребенка с школьной жизнедеятельностью, должны дополнять друг друга. В процессе занятий должны сочетаться труд и игра в равнозначной степени. Знания полученные детьми на занятиях следует дополнять и уточнять в процессе чтения литературы, в процессе проведения прогулок, экскурсий, наблюдений и т.д.

Наблюдения за играми детей позволяют педагогу определить, какие события и стороны школьной жизни привлекают ребенка, а какие они еще не знают. Педагог в непосредственной деятельности детей может определить, как проявляется творчество и инициатива ребенка. Такие наблюдения помогают педагогу наметить задачи и пути дальнейшей работы с детьми.

Осмысление проблемы дошкольного детства как социокультурного феномена, социального и личностного развития ребенка в раннем онтогенезе связано с поиском нового содержания образования. На современном этапе в массовую педагогическую практику внедряются разнообразные образовательные технологии для детей дошкольного возраста. При этом главным признается формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого человека.

Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста является эффективным средством формирования интереса к обучению в школе, формирования необходимых качеств личности ребенка и умений.

Когда ребенок поступает в школу, начинается совершенно новый этап развития его личности, новый этап его жизни. И к переходу на этот новый этап он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок вправе должен принять новую серьезную деятельность, которая ему новые права, и в то же время возлагает на него новые серьезные обязанности. Теперь школьник вправе требовать уважительного отношения к себе, к своим высказываниям и деятельности. Теперь он обязан систематически выполнять задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того хочется тебе или нет. От подготовленности ребенка к обучению в школе зависит успешность его усвоения программы обучения.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной психологии такими авторами как Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин, которые разрабатывали теоретические основы проблемы.

У нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. В этот период у детей появляется новый качественно своеобразный уровень познавательной потребности.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

Одним из эффективных способов ознакомления детей с жизнь в школе является игра «В школу». По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых играх «ученики» искажают голос, стараются привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становятся их дисциплинированность, умение правильно ответить, точно выполнить требования «учителя» и т.д.

 Таким образом, эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально - психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция познавательного и физического развития при формировании интереса к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

Система работы с детьми старшего дошольного возраста по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни путем  интеграции образовательного процесса....

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возроста....

«Формирование интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формирование интереса к книге у детей старшегодошкольного возраста»Актуальность и выбор темы определяется следующими факторами: В последние годы, заметно снижается интерес к книге у взрос...