Сообщение: Взаимодействие детского сада и родителей в развитии речи дошкольников.
материал

Розаева Анна Владимировна

 

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО). Примеры взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_rechi.odt18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 « Мечта» п. Троицкое

Сообщение: Взаимодействие детского сада и родителей в развитии речи дошкольников.

                                                                            Воспитатель Розаева А. В.

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО)) включает в себя:

  1.   владение речью как средством культуры;
  2.   обогащение активного словаря;

3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4.  развитие речевого творчества;

5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

7. формирование звуковой аналитико-синтактической активности как пред-посылки обучения грамоте.

 Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ.

 В условиях развития современного общества, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, дети мало проводят времени с родителями (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

При таком подходе корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Не ставя под сомнение  традиционные формы работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др.) в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя такие инновационные формы работы с семьей, как Интернет-консультации, видео-практикумы, видео-конференции, встречи с родителями в формате on-line ("Педагогический брейн-ринг", Родительские университеты и др.).

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, стали проведения различных мастер классов по способствованию речевого развития у детей.

Следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственно-образовательную деятельность воспитателя с детьми, в процессе которой  показывают , чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр.

Примеры рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

рассказывать о своей работе;

показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах;

рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

ходить с детьми на экскурсии;

объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности.

Литература

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.

     3.Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в                     детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с.

4. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. –М., ООО «ТЦ Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Взаимодействие детского сада и родителей в развитии творческой личности дошкольника.

     Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановке в стране. Родителям приходится много времени уделять работе, для приумножения материал...

Памятка для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи»

Памятка раскрывает вопросы взаимодействия детского сада и семьи по развитию речи....

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи дошкольников»

laquo;Взаимодействие детского  сада  и семьи  по    развитию речи дошкольников»...