Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
статья

Кузнецова Татьяна Юрьевна

«Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических

качеств у детей дошкольного возраста»

 

Гражданско-патриотическое воспитание является сегодня одним из актуальных и важнейших граней воспитательной работы. Как же можно ответить на вопрос «Что такое патриотизм?». Ответ на этот вопрос пытались дать многие известные люди нашей страны. В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes –земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству». Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространённым был его синоним – словосочетание «сын отечества».

Более  чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества…».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdanstvennosti.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических

качеств у детей дошкольного возраста»

Гражданско-патриотическое воспитание является сегодня одним из актуальных и важнейших граней воспитательной работы. Как же можно ответить на вопрос «Что такое патриотизм?». Ответ на этот вопрос пытались дать многие известные люди нашей страны. В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes –земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству». Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространённым был его синоним – словосочетание «сын отечества».

Более  чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример не благонравия, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества…».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с  принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, террористические акты, умирают женщины и дети.

В связи с этим отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданских навыков, гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как ребенка в этот период отличает безграничное доверие взрослому, подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на его развитие.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся. 

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания человека и Отечества, их красоты и величия. Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребенка тесно связано естественное созревание и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своем городе или селе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине. Развитие чувства любви привязанности к родному дому, семье, детскому саду являются первой ступенью гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд таких задач, как:

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Решая выше поставленные задачи, нельзя не учитывать особенности патриотического воспитания дошкольников:

1) ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

2) Необходимо облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в группе, должны быть наглядными, конкретными.

3) воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким; с любовью к дому, в котором ребенок живет; саду; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть малая Родина - близкая, понятная, родная.

4) Следует учесть и такую особенность дошкольников, как активность. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.

5) широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.

Патриотического воспитания дошкольников осуществляется с помощью следующих путей, средств и методов.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:

- любви к родителям, близким людям;

- любовь к родному дому;

- любовь к детскому саду;

- любовь к улице, на которой живешь;

- любовь к родному городу (селу);

- любовь к родной стране.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях.

Средствами патриотического воспитания являются:

1) искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство.

2) формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - художников, композиторов, писателей, ученых, врачей.

3) знакомство с народным творчеством.

4) праздники.

5) деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие.

Методы патриотического воспитания:

1.  Целевые прогулки и экскурсии;

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и. т. д.);

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

11. Продуктивная творческая деятельность, которая включает  рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, и т. д., формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

12.  Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (Важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.).  

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать у них уважение к ветеранам войны и труда:

- Проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины - города Москвы, о защите и обороне города Ленинграда, о Блокаде.

- устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Работа по воспитанию гражданственности будет более  эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители станут не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Проведение спортивных мероприятий в ДОУ с целью патриотического воспитания и развития физических качеств у детей дошкольного возраста

    Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и до...

План-конспект педсовета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию разработанный план-конспект педагогического совета в форме деловой игры, на котором решаются задачи повышения знаний педагогов по разделу "Патриотическое воспитание"...

Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка....

Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностн...

ТЕМА:«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»

Формирование  нравственно – патриотических чувств, обогащение и углубление знаний детей о семье, Родине и малой Родине....