ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
учебно-методический материал (старшая группа)

Консультация для педагогов  на тему "Гендерное воспитание дошкольников средствами башкирского народного фольклора" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_vospit_v_bashkirs_folklore_islamgulova.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

Исламгулова

Гульназ Билаловна

Необходимость  полоролевого воспитания дошкольников путем приобщения дошкольников к ценностям полоролевой  культуры этноса, общества представлена в задачах ФГОС ДО как объединение обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Перед нами стоит задача определения ценностных ориентиров как основных регуляторов в сфере межполовых отношений для воспитания современных девочек и мальчиков. А истоки этих ценностей находятся в традиционной народной культуре, регулирующей модели поведения женщин и мужчин.   

Рассмотрим ценности башкирской традиционной культуры, ориентированные на воспитание девочек и мальчиков. В народной культуре башкир представлен богатый опыт воспитания девочек и мальчиков, потому что издавна с момента рождения к ребенку относились как к представителю определенного пола. Изучение  национальных традиций, обычаев башкир показало, что идеи воспитания девочек и мальчиков  передаются  подрастающему поколению в малых формах фольклора, эпосах, песнях, играх.

С момента рождения ребенок становился субъектом специальных обрядов, начиная с обряда имянаречения, колыбельной свадьбы и т.д. Сразу же после рождения рот новорожденного смазывали медом или маслом, чтобы он вырос добрым и почтительным. «Если с младенчества человек вкусил мед, язык его будет сладок, если человек с младенчества вкусил масло, язык его будет мягок», - говорили в народе. Считалось, что удачливая судьба ребенка во многом зависит от личности того, кто совершает этот ритуал, и поэтому такое ответственное дело поручали только уважаемым, прожившим долгую, добрую и счастливую жизнь авторитетным женщинам. Сегодня этот ритуал, как правило, совершают после возвращения роженицы с новорожденным из родильного дома.

Обычно башкирская семья была многодетной и многопоколенной. Высоко ценились родственные отношения, того доказывает удивительное богатство терминов, обозначающих степень родства. Башкирский народ огромное значение придавал воспитанию чувству родства. Младшие дети слушались старших братьев и сестер, а те проявили заботу о них и оберегали. Таким образом, каждый здоровый ребенок начиная с трех лет был важным помощником, полноценным членом семьи. В организованной образовательной деятельности познавательного развития дети знакомятся с терминами, обозначающими степень родства: ағай, апай, оләсәй, олатай, һеңле и т.п. и используют их в своей речи. Знакомились с понятием родословной – шәжәрә, и как составляется родословная семьи, акцентируя внимание детей, что родословная у башкир продолжается только по мужской линии.  Рождению мальчиков очень радовались, берегли и называли их продолжителями рода.

Имя ребенка – самый удобный канал трансляции ему духовных ценностей. Народная педагогика придает имени человека очень большое значение. Имя ребенка обсуждается родителями и родственниками еще до его появления на свет. Родители мечтают видеть своего ребенка красивым, сильным, здоровым, трудолюбивым, умным, высоконравственным, вежливым, наделенным благородными качествами и подбирают имя, которое достойно отражало бы эти свойства. Поэтому имя ребенка является кодом родительских пожеланий, мечтаний, представлений о благородном человеке. В народной педагогике ребенку нужно раскодировать его имя. В беседах с ним родители должны говорить, что, называя его таким именем, они хотели видеть его вот каким и вот каким. Но до этого, конечно же, в ребенке нужно сформировать любовь к его имени. В этом направлении проводятся занятия “Исемең матур, кем ҡушҡан?” или “Что означает мое имя?”, где раскрывается смысл имени каждого ребенка.  Раскрывая  ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формируют в сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, внука, брата, ученика и т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома, инженера и т.д.)

Башкирские народные колыбельные песни, пестушки, потешки сопровождали первые месяцы жизни ребенка, побуждая  приятные эмоции. Пестушки, потешки, прибаутки рисовали мальчику или девочки социальную картину, где развивается будущая жизненная стратегия. Уже с колыбели народ воспитывал детей раздельно, девочкам пели одни колыбельные песни, а мальчикам – другие. Ранняя половая идентификация, раздельное воспитание характерны для народной педагогики и являются одним из средств формирования нравственной чистоплотности. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность,  вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. Они несут в себе разную смысловую нагрузку и особое содержание, которые становятся для ребенка своеобразным руководством к действию.

 Когда мать поет колыбельные песни, она находит много сильных и верных слов, выражая свою привязанность к ребенку. «Когда подрастешь, будешь батыром», - поет мать, уже в этом возрасте программируя личность ребенка.

Все колыбельные песни любого народа, как правило, полны материнской нежности трогательной заботы о малыше, ласковой веселости.

Һин дә үҫкәс ҙур булып,

Аҡбуҙатҡа атланып

Елерһең йондоҙҙарға

Айҙағы Зөһрә ҡыҙға,

 Йоҡла әле тиҙерәк

Батырға ла ял кәрәк

Тыныс йоҡо теләйем,

Минең йән киҫәккәйем,

Әлли-бәлли бәпәйем.

В этой колыбельной есть слова, обращенные к мальчику: “на Акбузате помчишься к девушке на луне Зухре”,  “батыр”.

Йокла, иркәм,
Йокла, бәпкәм,
Бәүкәй, бәллү-бәү!

Шаян ҡыҙым һин минең, 
Таң йондоҙом һин минең,
Йөрәгемдә ҡабынған
Шатлыҡ йырым һин минең.

Йом – йом күҙең, йондоҙом,

Минең бәләкәй ҡыҙым.

Йоҡла тыныс, былбылым,

Йоҡла рәхәт, күҙ нурым.

Эти  колыбельные  посвящены  доченьке.

Можно привести множество  примеров колыбельных песен для мальчиков и для девочек. Детей знакомим  с колыбельными песнями, в свою очередь девочки ими убаюкивают своих кукол, поют колыбельные при обыгрывании сюжетно – ролевых игр, поют их подругам.

Средством воспитательного воздействия является еще один вид устного народного творчества – пестушка (һөйгөстәр, әүрәткестәр)  – небольшое стихотворение, которое сопровождает первые движения малыша.

Согласно правилам народной педагогики, пестушки преследуют единую цель - воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека. Но функция разная: одни предназначены для упражнений языка, другие – для разных частей тела. В то же время величание помогают поддерживать хорошее настроение ребенка, продлевают его положительный эмоциональный порыв. Величания  также могут быть  обращены  конкретно к мальчикам или конкретно к девочкам. Народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую пестушку, величание можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Например, для воспитания аккуратности, привлекательности, трудолюбия у девочек используются вот такие пестушки:

Ҡыҙым, ҡыҙым – ҡыҙ кеше,

Ҡурсаҡ кеүек кей        енгән.

Йүгереп йөрөп һыу ташый,

Эй әсәһе һөйөнгән.

Минең ҡыҙым бик матур,

Көйәнтәһен буятыр,

Таң һыҙылып атыу менән,

 Әтәс килеп уятыр.

Для мальчиков:

Улым, улым, ул кеше,

Улыма мин ҡыҙ алам.

Уның күңеле була,

Минең киленем була.

В пестушках, как и в колыбельных песнях, заложена идея пожелания ребенку здоровья, счастья. Основная функциональная задача пестушек заключается в сопровождении игровых движений или физических упражнений (потягивание, разведение рук, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Движения, сопровождаемые пестушками, играют огромную роль в развитии ребенка раннего возраста.

Потешки также предназначены потешать, развеселить, позабавить ребенка. В отличие от пестушек, в них предусматривается самостоятельное выполнение движения, упражнения. Создается игровая ситуация, которая вызывает ответную реакцию ребенка. Самой популярной считается игра «Бут-бут бутҡа бешкән» («Варили кашу»). С потешками детей знакомят в младшем возрасте, в старшем дошкольном возрасте они используются как элемент в режимных моментах.

Потешный фольклор рассматривается в следующих группах: заклички, «именные» дразнилки (ирештермәктәр), дразнилки - «посрамления».

Заклички – это небольшие рифмованные приговорки, которые содержат обращение к силам природы, животным, насекомым, растениям. Такие заклички начинаются с звукоподражания и далее продолжаются стихотворными строками, включающими в себя или обращение к кому-либо, чему-либо, или же четверостишием, рассказывающим от их имени.

Заклички связаны с именами детей. Они не относятся к конкретному объекту, а рождаются по какому-либо конкретному поводу. Их цель – задеть, иронизировать кого-либо, в данный момент, в зависимости созданной обстановкой. Они, в основном, рождаются во время игры, как средство разрешения конфликта. В «именных» дразнилках затрагиваются отрицательные качества ребенка. Здесь объектом насмешек становятся и засони, и лентяи, и неряхи, и др.

Большая духовная, нравственная сила заложена в пословицах и поговорках. Сила пословиц и поговорок заключена в концентрации разума, трудового и социального опыта многих человеческих поколений и в их художественных достоинствах – кратности, емкости, образности, энергичности. У каждого народа сотни пословиц и поговорок о труде, отношении к нему, трудолюбии и лени, старательных и нерадивых, ремесле и мастерстве, соратниках по труду и орудиях труда.  “Атанан күргән уҡ юнған, әсәнән күргән тун бескән” – У матери учатся шубу шить, у отца лук точить. , “Атаһы ғәйрәтле булһа, улы ғибрәтле булыр” – Каковы дядьки таковы и дитятки.  “Ҡыҙ кешене ҡырҡ яҡтан тый”.  Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Знакомим с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает»  «Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»; «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;  «Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»,  «Растить дочку, что лить в дырявую бочку», «Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»; « Кулаком да в спину- то и приголубье сыну» и д.р. В центре речевого развития в группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

Сказки и другие эпические сюжетные произведения устного народного творчества, которые дети слышат с самых ранних лет из уст родителей, являются прекрасным материалом для строительства нравственного мира, умно помогают ребенку вырастить в душе иерархическую лестницу ценностей. Общественная жизнь для ребенка начинается через сказки. Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно, чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Детям зачитывались сказки, подобранные по принципу «мужской» и «женский» сюжет, которые должны были продемонстрировать, какими характерными чертами поведения обладают мужские герои, а какими женские героини. После чтения сказок даем характеристики героям, выделяем, какими качествами должны обладать мальчики или девочки. Сказки для девочек: “Падчерица – Үгәй ҡыҙ”, “Шишмә – Родник”, “Хәтирә”. В башкирских народных легендах рассказывается о судьбе девушек, например: “Млечный путь”, “Дочь Луны”. О батырах очень много сказок: “Урал батыр”, “Ирандык”, “Акъял батыр” и др. Сказки возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития, как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию, как должную.

Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «Алырым ҡош», «Ыҡы – мыҡы», «Өйрәктәр һәм һунарсы», «Таҫыллы егет» («Ловкий джигит») и др.

Башкирские детские частушки возникли как неотъемлемая часть народных игр и плясок. Как и песни, они имеют свои названия («Ҡарабай» -  «Муглифа», «Зарифа»). Их краткое содержание, своеобразная поэтика отвечает эстетическим потребностям детей. Большинство детских частушек остается преданными своей непосредственной функции – сопровождению плясок. 

Надо отметить, что нет календарных праздников с участием только детей. Им дается возможность принимать участие в общих праздниках. Но, в то же время, многие праздники начинают именно дети. В таких праздниках как Сабантуй, Воронья каша, Нардуган, Наурыз и др. дети проходят по деревне, приглашая всех на праздник, одновременно собирая необходимые продукты для предстоящего народного гулянья. Многие виды состязательных игр как куряш, конские скачки, лазанье на шест и т. д. также невозможно представить без участия детей. С национальными праздниками мы знакомим  и на занятиях, и практически. Например, с детьми группы  проводили Науруз байрам. На этом празднике, по башкирскому обычаю, девочки говорили свои пожелания и завязывали цветные ленты на березу.  

В режимных моментах дети знакомятся с национальными играми, которые проводились на сабантуях, сезонных праздниках.  Проводятся беседы, рассматривают альбомы, иллюстрации.

И от девочек и от мальчиков требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

Постулаты — назидания — народно-педагогическая технология формирования семьянина. В сознание (подсознание) ребенка закладывается понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формируется чувство ответственности за собственные поступки. Например, девочкам говорили: «Не мой пол поперек досок, а то муж будет кривым».

Также в организованной деятельности, дидактическими играми  знакомим детей с национальной одеждой башкирских женщин и мужчин, мальчиков и девочек. Рассматриваем их элементы, выясняем какой цели служит та или иная деталь одежды. Одежда женщин отличается богатством декоративной отделки, которые использовались в большей степени как обереги, защищающие человека от сил зла. Благодаря этим тяжелым монетам, украшениям, у женщин  была красивая осанка.

 Воспитание настоящих воинских качеств начиналось чуть ли не с младенческих лет. Едва научившегося ползать сына отец с гордостью сажал на коня. Не зря же старики-аксакалы говорят, что башкир сперва учился скакать на аргамаке, а затем ходить самостоятельно. Получив из рук поводья от быстрого скакуна, мальчишка отвечал за него головой. Он должен был не только кормить и поить его, но и быстро, главное – толково заседлать, чтобы тот в дороге не натер до крови холку и не сбил копыта о каменистую тропу. Одним словом, мальчуган становился хозяином. И это в пять-шесть лет. Юные джигиты осваивали все приемы национальной борьбы, учились владеть холодным оружием. Вершиной же ратного мастерства считалась стрельба из лука. С малых лет лук был непременным спутником башкирских мальчиков», – пишет исследователь А. Асфандияров.

В семьях с народно-педагогическими традициями высок и устойчив авторитет родителей. С первых дней своей жизни ребенок слышит колыбельные песни, где воспевается семья и труд, слышит обращение к себе как к помощнику отца или помощнице матери. Подрастая, дети слышат сказки из уст своих родителей о сказочных богатырях, которые могучи, справедливы, в семьях, где родители разучивают со своими детьми стишки, потешки, загадывают загадки, вырастают умные ребята. У ребенка расширяется кругозор, вместе с тем он восхищается широтой кругозора и глубиной ума своих родителей.

Для восполнения утраченных ценностей в гендерной культуре, выше обозначенные ценности полоролевой культуры башкирского народа могут выступать как целевые ориентиры для воспитания  девочек и мальчиков в условиях современной дошкольной организации. Знание культурных практик и аксиологических  основ полоролевого воспитания  в традиционной башкирской культуре окажут существенную поддержку и помощь родителям и педагогам в воспитании современных девочек и мальчиков.

Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Литература:

1. ФГОС дошкольного образования;

2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Валеева В.М. Идеи полового воспитания в башкирской народной педагогике. Интернет – ресурсы.

5. Башкирский народный фольклор.

6. Башкирское народное творчество. Обрядовый фольклор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»

План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Интерактивная игра по страницам башкирского народного фольклора

Расширять представления у детей  о Башкортостане, закреплять умение ценить культуру башкирского  народа....

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора

Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора....

Комплект конспектов НОД по развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора

Комплект конспектовнепосредственно — образовательной деятельности по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора...

Комплект конспектов по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.

Конспект  занятия в группе раннего возраста «Коза-дереза к ребяткам в гости пришла».Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами малых фольклор...