План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»
материал

Валиева Гульназ Камилевна

План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 8 » НМР РТ на 2017-2021 г.г.

Ф.И.О. Валиева Гульназ Камилевна

Должность: воспитатель

Образование: -высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижнекамский муниципальный институт  по квалификации «Учитель татарского языка и литературы» по специальности «Родной язык и литература»

-переподготовка  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский педагогический колледж» по программе Воспитание детей дошкольного возраста

Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников посредствам русского народного фольклора»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский.    

 

Актуальность темы и её обоснованность Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

       Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

       Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

       Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

       Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

       Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

.

Цель: повышение профессионального уровня знаний  путем изучения литературы по теме, систематизировать работу по реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить методическую и познавательную литературу по данной теме
  • Развивать речевые способности детей раннего возраста;
  • Расширять словарный запас;
  • Формировать связную речь;
  • Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
  • Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
  • Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
  •  Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.       

Ожидаемый результат: работа над программой профессионального самообразования позволит  

повысить  теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Блок «Дети»:

-Формировать  устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-Повышать  уровень связной речи;

-Обогащать словарь детей новыми словами, оборотами, выражениями.

Блок «Родители»: - взаимодействовать по вопросу развития речи; поощрять  использования фольклора в играх детей дома

Блок «Педагог»: повысить творческий и познавательный интерес к устному народному творчеству  при использовании в своей работе.

Механизм реализации:

- срок 5 лет

- блоки

Подготовительный этап

- создать условия для приобщения детей и родителей к экологической  культуре

Теоретический этап

- изучить методическую и познавательную литературу по данной теме, передовой опыт педагогов

Аналитико-диагностический этап

- проведение диагностирования по проблеме

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2016-2017 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
    Михайлова-Свирская Л.В. 
     2015 г.
  • Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.

  • Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

В течение учебного года

                                                                    2017-2018учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработать рабочую  программы  по развитию течи

2. Составление перспективного плана работы

3. Изготовление лэпбуков по различным разделам «Загадки», «Устное народное творчество», «Потешки, прибаутки»

В течение учебного года

Рецензия

2018-2019 учебный год

Октябрь

III

Практический:

работа с детьми

1. Мониторинг по выявлению ЗУН по теме «Устное народное творчество» 

2. Отгадывание детьми загадок.

3.Досуг «Вечер загадок»..

1-2 неделя октября

 2,3 неделя

 4 неделя

Ноябрь

1. Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Репка».

1,2  неделя

3, 4 неделя

Декабрь

1. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

2.Развлечение «Новый год к нам идет..»

1, 2  неделя

3,4 неделя

Январь

1.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

2. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

1, 2  неделя

3, 4 неделя

Февраль

1. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

2. Развлечение «Широкая Масленица»

1, 2  неделя

3, 4  неделя

Март

1. Знакомство с закличками, потешками о солнце.

2. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

1,2  неделя

3,4  неделя

Апрель

1.Артикуляционная гимнастика «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ»

2.Игры и упражнения «Путаница», «Волшебные слова», «Похож или не похож», «Определим пословицу по началу»

1,2  неделя

3,4  неделя

Май

Игровые приемы:

1.«Нарисуй свою сказку»,

2. «Продолжи сказку»

3.«Сказка от загадки»        

4.«Изобрази пословицу с помощью пантомимы»        

5.«Найди лишнюю пословицу»

6.«Аудиоигра»

7.«Лотерея загадок»

1, 2  неделя

3,4 неделя

Работа с родителями

Участие родителей в пополнении экспонатов для уголка театра  «Русская народная игрушка».

Сентябрь

Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

Октябрь

Выставка детских работ

Ноябрь

Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению

Декабрь

Изготовление  лэпбука по теме:  «Фольклор в детском саду».

Январь

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет».

Февраль

Выставка детского творчества

Открытый показ ОД в старшей группе. Рассказывание сказки с показом настольного театра.  Сказка «Заюшкина избушка»

Рекомендации родителям

Март

Апрель

Май  

Работа с педагогами

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагностический блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Апрель

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2019-2020 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Просмотр компьютерной презентации «Формирование знаний, умений и навыков по развитию речи детей    в старшем дошкольном возрасте»

Работа на персональном сайте www.nsportal.ru

Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

В течение учебного года

Работа с родителями

Родительское собрание « Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей». 

 Консультацию на тему  «Значение книги в жизни малыша

Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей).

Фольклорный праздник «В гости к бабушке»

Мастерская «Сошью Маше сарафан»

Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика»

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видеосъемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию : «Развитие связной речи дошкольников с помощью ОТСМ – Триз технологии»

 Повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольник...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников"

Презентация, план по самообразованию воспитателя  на тему "Развитие связной речи дошкольников"- Развивать связную речь дошкольников; - формировать грамматический  строй речи, её связнос...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством карт Проппа" .

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"

План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"...