План по самообразованию "Развитие речи младших дошкольников по средствам русского народного фольклора"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С № 7 «РЯБИНУШКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
Работа по самообразованию
2019-2022 гг.
Тема: «Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»
Воспитатель: Джангутаева У.М
Этап работы над темой 3 года. .
Начало работы над темой сентябрь 2019г
Дата окончания работы над темой май 2022г
Цель: Систематическое повышение профессионального уровня.
Задачи: -Совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство;
- Овладеть новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания
дошкольников;
-Изучить и внедрить в практику актуального педагогического опыта, новейшие
достижения педагогической, психологической и других социальных наук.
-Совершенствовать профессональную компетентность в области современных
технологий;
-Самосовершенствовать как личность;
-Повысить качество образования;
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский.
Введение
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Л. В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флёрина).
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О. В. Акулова, Р. П. Боша, Н. В. Гавриш, О. Н. Сомкова), словесного творчества (С. В. Теплицына, М. Ф. Фадеева).
В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р. П. Боша, Н. В. Гариш, О. Н. Сомкова, Н. В. Самсонюк).
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:
1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.
Таким образом, дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие моменты:
1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
3. содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
4. необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
- необходимо контролировать длительность занятия.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников посредством русского народного фольклора»
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
Развивающие задачи:
- Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;
- Расширять словарный запас;
- Формировать связную речь;
Образовательная задача:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Методы и приёмы развития речи у дошкольников посредством русского народного фольклора.
1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.
Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.
Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки?
2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она?
3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
2. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.
Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.
3. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.
4. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
6. Использование малых форм фольклора:
а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.
Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.
По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками:
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова)
б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится ясен для ребенка.
Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться, Все за одного и один за всех.
в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя).
г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик).
е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)
7. Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять).
8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).
Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.
этап | содержание | сроки |
Теоретический этап | Изучение и анализ литературы: 1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г. 2. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г. 3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г. 4. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г. 5. Игры, загадки для младших школьников, Ярославль, 2002г. 6. И. Г. Сухин «Веселые скороговорки», Ярослваль, 2002г. 7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Моска, 2009г. 8. Использование Интернет-ресурсов. | 2019 – 2020 гг. |
Практический этап |
| 2019 – 2020 гг. 2020 – 2021 гг. 2021 – 2022 гг. |
Реализация теоретического и практического этапа Обобщение опыта | Использование собранного материала во всех режимных моментах. План работы по использованию данного материала в режимных моментах. | 2019 – 2020 гг. 2020 – 2021 гг. |
1.Анализ проделанной работы Показ открытого занятие по теме самообраз… 2.Распространение опыта своей работы, выступления на педсовете, на родительском групповом собрании. |
2020г 2022г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке с использованием русского народного фольклора в первой младшей группе на тему: <<Колобок>>
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...
Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора
материал описывает опыт работы педагога по фольклору....
План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»
План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»...
Долгосрочный проект. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».
Долгосрочный проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»....
Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора
Комплект консультационного материала для родителей, направленный на развитие речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора....
Комплект конспектов НОД по развитие речи раннего возраста по средствам русского народного фольклора
Комплект конспектовнепосредственно — образовательной деятельности по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора...
Комплект конспектов по развитию речи у детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.
Конспект занятия в группе раннего возраста «Коза-дереза к ребяткам в гости пришла».Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами малых фольклор...