Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на тему: "Кладовая природы", в подготовительной группе (на неделю, сентябрь)
    календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

    Кириллова Анна Степановна

    Примерное календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на тему: "Кладовая природы", в подготовительной группе (на неделю, сентябрь) , работающих по примерной основной образовательной  программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          НЕДЕЛЯ сентября

    Период с … по … сентября

    Тема: «Кладовая природы»  

    Содержание: продолжать расширять представления детей о грибах и ягодах, их классификацией (ягоды: садовые и лесные, грибы: съедобные – несъедобные).

    Упражнять в различении грибов, ягод по внешним признакам (цвет, форма, размер, вкус), месту произрастания. Уточнить знания детей о том, где и как растут грибы и ягоды. Уточнить представление о многообразии использования грибов и ягод человеком в пищи.

    Итоговое Мероприятие:  лэпбук «Дары осени»

    Планируемые результаты:  у детей сформируется представление о грибах и ягодах, дети научаться различать съедобные и несъедобные грибы; сформируются элементарные экологические знания и культура поведения в природе.                                                                                                                                                                     У детей будет развита познавательная активность, активизируется и обогатиться их словарь.

    Повысится уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей.

    Пополнится картотека дидактических игр и пособий, иллюстративный материал.

      «_____»  сентября                                                                понедельник   

                     Дата                                                                                      День недели

    I половина дня

    7.00-8.10

    Утренний прием детей

    - беседа с родителями о состоянии здоровья детей

    Беседы. Игры. Труд, Индивидуальная работа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Просмотр мультфильма и др. Прослушивание музыкальных композиций. Формирование КГН*

    • Трудовая деятельность: полив и опрыскивание комнатных растений - расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге.
    • Пальчиковая гимнастика «По грибы», «С веток ягоды снимаю».
    • Беседа «Витамины я люблю–быть здоровым я хочу!» - расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
    • Одевание-раздевание: совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

    8.10-8.25

    Утренняя гимнастика в спортзале

    Время

    Расписание НОД*

    9.00-9.30

    9.30-10.00

    10.10-10.40

    15.40-16.10

    Развитие речи

    «В лесу»

    Физкультура

    ФЦКМ

    «Дары осени.

    Грибы – ягоды»

    • Работа с сюжетной картиной. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

    • По плану инструктора

    • Закрепить знания о грибах и ягодах; развивать любознательность и познавательную активность; формировать бережное отношение к природе.

    10.35-12.15

    Подготовка к прогулке. Прогулка

    -наблюдения

    -труд

    -физические упражнения

    -подвижная игра

    • Наблюдение за листьями – закрепить представления о сезонных изменениях; продолжать учить правильно, называть растения; развивать наблюдательность, активизировать словарный запас.
    • Подвижная игра «Поймай грибок» - закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.

    II половина дня

    15.00-15.15

    Гимнастика после сна

    Закаливающие процедуры

    -работа по теме самореализации педагога, ОБЖ, игры, чтение, рассказывание, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

    • Дидактическая игра (с мячом) «Съедобный – несъедобный гриб» - закрепить представления о грибах и их названиях, дать понятие о съедобных и несъедобных грибах.
    • Просмотр мультфильма «Как грибы с Горохом воевали» - обсуждение просмотренного.
    • Индивидуальная работа - штриховка «Гриб», «Ягодка» - развивать у детей мелкую моторику руки, координацию движений, глазомер. Развивать усидчивость, аккуратность.

    17.00-19.00

    Прогулка. Уход детей домой

    -работа с родителями

    -подвижные игры

    -игры с выносным материалом

    -самостоятельная деятельность детей

    • Помощь родителей в создании картотеки «Грибы», «Ягоды»

    • Подвижная игра «У медведя во бору…» - создать условия для активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей; учить бегать не наталкиваясь друг на друга.

    *КГН-культурно-гигиенические навыки

    *НОД-непосредственно образовательная деятельность

         «____»   сентября                                                                  вторник    

                     Дата                                                                                      День недели

    I половина дня

    7.00-8.10

    Утренний прием детей

    - беседа с родителями о состоянии здоровья детей

    Беседы. Игры. Труд, Индивидуальная работа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Формирование КГН*

    • Трудовая деятельность: протереть стульчики – аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.
    • Беседа «Что мы знаем о ядовитых ягодах и грибах» - выяснить с детьми, какие опасности могут подстерегать людей в лесу; учить детей самостоятельно классифицировать «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды.
    • Дидактическая игра «Что лишнее?» - Развитие у детей зрительного внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающих понятий.

    8.10-8.25

    Утренняя гимнастика в спортзале

    Время

    Расписание НОД*

    9.00-9.30  

    10.20-10.50

    9.40-10.10

    15.40-16.40

    16.40-17.10

    I подгруппа    ФЭМП

    II подгруппа

    Музыка

    Рисование

    «Ягодный компот»

    • Уточнять представления о цифре «3»; учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах «10».

    • По плану музыкального руководителя.

    • Учить технике пальчикового рисования; закреплять названия ягод, умение пользоваться обобщающим словом «ягоды»; продолжать учить детей образовывать прилагательное от существительного; закреплять умение закрашивать большие и маленькие предметы, не выходя за контур;

    10.35-12.15

    Подготовка к прогулке. Прогулка

    -наблюдения

    -труд

    -физические упражнения

    -подвижная игра

    • Наблюдение за камнями – формировать представления детей о неживой природе; учить классифицировать камни по признакам: размер, цвет, поверхность (гладкий, шероховатый) и др.; закрепить знания детей о свойствах камней (тонет в воде, не растворяется в воде и др.).
    • Подвижная игра «У медведя во бору…» - создать условия для активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей; учить бегать не наталкиваясь друг на друга.

    II половина дня

    15.00-15.15

    Гимнастика после сна

    Закаливающие процедуры

    -работа по теме самореализации педагога, ОБЖ, игры, чтение, рассказывание, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

    • Сжетно-ролевая игра «В лесу» - закрепить названия грибов, учить отличать их по внешнему виду; учить реализовывать и развивать сюжет.
    • Чтение В. Сутеев «Под грибом» - обсуждение прочитанного текста.
    • Дидактическая игра «Разложи грибы и ягоды на листе бумаги» - ориентировка на листе бумаги (лево-право, верх-низ, центр листа).
    • Индивидуальная работа  – закрепить времена года и названия осенних месяцев.

    17.00-19.00

    Прогулка. Уход детей домой

    -работа с родителями

    -подвижные игры

    -игры с выносным материалом

    -самостоятельная деятельность детей

    • Индивидуальные беседы по запросу родителей.

    • Подвижная игра на выбор детей.

    *КГН-культурно-гигиенические навыки

    *НОД-непосредственно образовательная деятельность

        «____»  сентября                                                                    среда

                     Дата                                                                                      День недели

    I половина дня

    7.00-8.10

    Утренний прием детей

    - беседа с родителями о состоянии здоровья детей

    Беседы. Игры. Труд, Индивидуальная работа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Просмотр мультфильма и др. Прослушивание музыкальных композиций. Формирование КГН*

    • Трудовая деятельность: полив и опрыскивание комнатных растений - воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно);
    • Рассмотреть карточки «Грибы», «Ягоды», разложить карточки: съедобные-несъедобные грибы, лесные-садовые ягоды - закрепить названия и внешний вид ягод и грибов, учить классифицировать их по определенным общим признакам.
    • Дидактическая игра «Назови гриб или ягоду на заданный звук» - совершенствовать фонематический слух.
    • Индивидуальная работа – закрепить порядковый и количественный счёт.

    8.10-8.25

    Утренняя гимнастика в спортзале

    Время

    Расписание НОД*

    9.00-9.30

    10.20-10.50

    9.40-10.10

    Развитие речи

    «Лексико-грамматические упражнения»

    Физкультура

    • Активизировать словарь детей; помогать дошкольникам, точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

    • По плану инструктора

    10.35-12.15

    Подготовка к прогулке. Прогулка

    -наблюдения

    -труд

    -физические упражнения

    -подвижная игра

    • Наблюдение за солнцем и тучами – развивать наблюдательность, познавательную активность
    • Трудовая деятельность: собрать мусор на участке (веточки, палочки, бумажки, большие камни).
    • Физическое упражнение «Подбрось мяч и поймай его» - совершенствовать навыки бросания и ловли мяча, развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку.

    II половина дня

    15.00-15.15

    Гимнастика после сна

    Закаливающие процедуры

    -работа по теме самореализации педагога, ОБЖ, игры, чтение, рассказывание, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

    • Сюжетно-ролевая игра «Лесной магазин» - сформировать представления детей  о том, что может продаваться в лесном магазине; знакомить детей с деятельностью продавца; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
    • Дидактическая игра – шнуровка «Насуши грибы» - совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; формировать умение детей различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?» и правильно отвечать на них. Развивать мелкую моторику рук.

    17.00-19.00

    Прогулка. Уход детей домой

    -работа с родителями

    -подвижные игры

    -игры с выносным материалом

    -самостоятельная деятельность детей

    • Памятка для родителей «Как одевать детей осенью?» - памятка поможет родителям подобрать необходимый комплект одежды для прогулок в детском саду.

    • Подвижная игра «Поймай грибок» - закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.

    *КГН-культурно-гигиенические навыки

    *НОД-непосредственно образовательная деятельность

           «____»  сентября                                                                    четверг

                     Дата                                                                                      День недели

    I половина дня

    7.00-8.10

    Утренний прием детей

    - беседа с родителями о состоянии здоровья детей

    Беседы. Игры. Труд, Индивидуальная работа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Просмотр мультфильма и др. Прослушивание музыкальных композиций. Формирование КГН*

    • Трудовая деятельность: выбрать книги для ремонта - воспитывать бережное отношение к книге; формировать интерес к предстоящей деятельности.
    • Прослушивание и заучивание музыкальной игры- догонялки «Мухоморчики-грибы», Вихаревой - развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, координации движений; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.
    • «Как мы ведем себя во время еды» - совершенствовать навык задействовать вилку с ножом для второго блюда, правильно их держать; вовремя пользоваться салфетками.

    8.10-8.25

    Утренняя гимнастика в спортзале

    Время

    Расписание НОД*

    9.00-9.30

    9.30-10.00

    10.10-10.40

    15.30-16.00

    16.10-16.40

    ФЭМП

    Аппликация

    «Корзинка грибов»

    Музыка

    • Представление о цифре 4; состав числа 5; сравнение предметов по длине, величине.

    • Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое, учить правильно держать ножницы, тщательно промазывать уголки заготовки клеем; развивать моторику рук, творческие способности детей.
    • По плану музыкального руководителя.

    10.35-12.15

    Подготовка к прогулке. Прогулка

    -наблюдения

    -труд

    -физические упражнения

    -подвижная игра

    • Наблюдение за землёй – закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах земли;  развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
    • Трудовая деятельность: уборка участка от опавших листьев - формировать умение и желание трудиться сообща; воспитывать экологическую культуру.
    • Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

    II половина дня

    15.00-15.15

    Гимнастика после сна

    Закаливающие процедуры

    -работа по теме самореализации педагога, ОБЖ, игры, чтение, рассказывание, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

    • ОБЖ. Беседа «Если ты заблудился в лесу» - уточнить и расширить представления детей об источниках опасности в лесу; закрепить знания о правилах поведения в незнакомой местности, развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации, умение рассуждать и делать выводы; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.
    • Чтение сказки «Война грибов с ягодами» (обработка В. Даля), рассмотреть иллюстрации - формировать у детей эмоциональный отклик к литературному произведению.

    17.00-19.00

    Прогулка. Уход детей домой

    -работа с родителями

    -подвижные игры

    -игры с выносным материалом

    -самостоятельная деятельность детей

    • Индивидуальные беседы по запросу родителей.

    • Подвижная игра «У медведя во бору…» - создать условия для активной двигательной деятельности детей и повышения положительного эмоционального состояния детей; учить бегать не наталкиваясь друг на друга.

    *КГН-культурно-гигиенические навыки

    *НОД-непосредственно образовательная деятельность

            «____»  сентября                                                              пятница

                     Дата                                                                                      День недели

    I половина дня

    7.00-8.10

    Утренний прием детей

    - беседа с родителями о состоянии здоровья детей

    Беседы. Игры. Труд, Индивидуальная работа. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Формирование КГН*

    • Трудовая деятельность: полив цветов, опрыскивание комнатных растений с мелкими листочками, с крупных листьев протереть пыль тряпочкой - воспитывать желание ухаживать за растениями.
    • Индивидуальная работа «Повтори узор» - развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности. Формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завиток, кудряшки — имитируя элементы школьного письма.
    • Дидактическая игра «Что изменилось?» - развивать произвольное внимание и кратковременную память.

    8.10-8.25

    Утренняя гимнастика в спортзале

    Время

    Расписание НОД*

    9.00-9.30

    9.40-10.10

    15.40-16.40

    ФЦКМ

    «В грибном царстве, в ягодном государстве»

    Физкультура

    Рисование

    «Грибная поляна»

    • Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида грибов и ягод, их названия и местах произрастания; активизировать словарный запас по теме.
    • По плану инструктора
    • Расширять знания о многообразии грибов; учить рисовать разные по форме, строению, цвету грибы.

    10.35-12.15

    Подготовка к прогулке. Прогулка

    -наблюдения

    -труд

    -физические упражнения

    -подвижная игра

    • Наблюдения за сезонными наблюдениями в природе в сентябре – учить детей делать умозаключения; уточнять представления об особенностях каждого осеннего месяца.
    • Подвижная игра «Поймай грибок» - закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.

    II половина дня

    15.00-15.15

    Гимнастика после сна

    Закаливающие процедуры

    -работа по теме самореализации педагога, ОБЖ, игры, чтение, рассказывание, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей

    • Сюжетно-ролевая игра «Поварята» - закрепить знания детей о том, что можно приготовить из грибов и ягод. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители.
    • Чтение сказки В.П. Катаева « Дудочка и кувшинчик» -  формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; развивать творческое мышление , воображение, связную речь; воспитывать интерес и любовь к чтению.

    17.00-19.00

    Прогулка. Уход детей домой

    -работа с родителями

    -подвижные игры

    -игры с выносным материалом

    -самостоятельная деятельность детей

    • Индивидуальные беседы по запросу родителей.

    • Подвижная игра «Поймай грибок» - закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.

    *КГН-культурно-гигиенические навыки

    *НОД-непосредственно образовательная деятельность

    Приложение

    Пальчиковые гимнастики:

    «По грибы»

    Дети в лес грибной пошли

    (дети «идут» указательным и средним

    пальцами обеих рук по столу)

    И грибочки там нашли.

    Часть из них потом сварили,

    Засолили, засушили,

    Заморозили немножко

    И поджарили с картошкой.

    (загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)

    «С веток ягоды снимаю»

    С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

    И в лукошко собираю.

    Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)

    Я попробую немножко.

    Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят»)

    Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)

    Я поем еще малинки. («едят»)

    Сколько ягодок в корзинке?

    Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному)

    Снова буду собирать.

    Музыкальная игра - догонялка

    «Мухоморчики-грибы» Вихарева

    1. Мы – грибочки непростые,

    Мухоморчики лесные.

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

     

    2. Мы немножко подрастали,

    Яркой шапочкой кивали.

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

     

    3.Мухоморчики – грибы

    Шаловливые… А ты?

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

    Наши ножки – топ-то-топ.

    Наши ручки - хлоп-хлоп-хлоп.

            Штриховки

    https://i.pinimg.com/736x/50/c0/e4/50c0e479a56e7f5d8ef503031deeef55.jpg

    https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/84f201bf-2230-4706-b56b-9e618804f73c/s1200

    Повтори узор

    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1171/00026ee8-901b4c21/hello_html_m25b8ca07.png

    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1171/00026ee8-901b4c21/hello_html_m25b8ca07.png

    Владимир Сутеев. Сказка «Под грибом»

    Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

    Куда спрятаться?

    Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

    Сидит под грибом — дождь пережидает.

    А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

    Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

    — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

    — Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

    — Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...

    Бежит мимо Мышка:

    — Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

    — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

    — Потеснитесь немножко!

    Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

    — Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

    — Тут места нет.

    — Подвиньтесь, пожалуйста!

    — Ладно.

    Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

    — Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

    — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

    Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

    — Зайца не видели? — спрашивает.

    — Не видели.

    Подошла Лиса поближе, понюхала:

    — Не тут ли он спрятался?

    — Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.

    К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.

    Вылезли все из-под гриба — радуются.

    Муравей задумался и говорит:

    — Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

    — Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

    Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

    — Эх вы! Гриб-то...

    Не досказала и ускакала.

    Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

    А вы догадались?

    Вопросы для обсуждения с детьми:

    • Как Муравей оказался под грибом?

    • Кто ещё спрятался от дождя под грибом?

    • Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие? Что произошло с грибом во время дождя?

    • Нарисуй, какой был гриб до дождя и каким он стал, когда дождь закончился.

    Владимир Даль — Война грибов с ягодами: Сказка

    Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

    Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

    — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

    Отказались волнушки:

    — Мы все старые старушки, не повинны на войну.

    — Идите вы, опёнки!

    Отказались опёнки:

    — У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

    — Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!

    Отказались сморчки; говорят:

    — Мы старички, уж куда нам на войну!

    Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

    — Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

    Откликнулись грузди с подгруздками:

    — Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!

    Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

    «Ну, быть беде», — думает зеленая травка.

    А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

    С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

    Валентин Катаев — Дудочка и кувшинчик: Сказка

    Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

    — Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

    Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

    — Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

    — А ты хорошенько искала?

    — Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

    — А под листики ты заглядывала?

    — Не заглядывала.

    — Вот видишь! Надо заглядывать.

    — А почему Павлик не заглядывает?

    — Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

    А папа говорит:

    — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

    Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    — Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

    Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

    — Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

    Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

    Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

    — Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

    — Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

    Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

    Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

    — Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

    Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

    — Здравствуй, девочка, — говорит.

    — Здравствуй, дяденька.

    — Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

    — Обидели меня, дедушка, ягоды.

    — Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

    — Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

    — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

    Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

    — Играй, дудочка.

    Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

    — Перестань, дудочка.

    Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

    Обрадовалась Женя:

    — Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

    — Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

    — Хорошо. С большим удовольствием.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

    — Играй, дудочка.

    Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

    Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

    И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

    — Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

    Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

    Но Женя не унималась:

    — Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

    Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

    Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

    — Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

    — У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

    Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

    — Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

    Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

    Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

    Приходит и говорит:

    — Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

    — Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

    — Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

    — Ну, так я тебе не дам дудочку.

    Женя взмолилась:

    — Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

    — Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

    — Не обойдусь, дедушка.

    — А как же другие-то люди обходятся?

    — Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    — Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

    С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

    Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

    Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

    — Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

    — Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

    А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Социальный/природный мир» в подготовительной к школе группе

    В данном пермпективном планировании включены тема НОД, тематика недели, задачи, методы и приемы технологии ТРИЗ, количество часов, затрачиваемых на каждое занятие и используемая литература....

    Ежедневное планирование воспитательно - образовательной деятельности на тему "Весна пришла" с детьми подготовительной группы

    Учить детей определять закономерности и особенности изменений природы в течение одного сезона, их последовательность; развивать познавательный интерес к природе; желание активно изучить природный мир ...

    Ежедневное планирование воспитательно - образовательной деятельности на тему " Поздняя осень" с детьми подготовительной группы

    Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; учить рассуждать; воспитывать нравственные чувства....

    Ежедневное планирование воспитательно - образовательной деятельности на тему " Зимушка - зима" с детьми подготовительной группы

    Учить искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения; воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой природного мира....